Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Практика формирования развивающего взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
Педагогика
Автор: Сунцова Елена Артёмовна   
15.10.2013 00:17

Практика формирования развивающего взаимодействия педагогов ДОУ  и семьи

     На современном этапе семейное воспитание признано приоритетом в развитии личности ребёнка. Однако не каждая семья способна в полной мере реализовать все свои воспитательные возможности в силу недостаточного уровня психолого-педагогической культуры родителей. Поэтому цель  педагогов - добиться осознанного  включения родителей в единый педагогический  процесс, который мы рассматриваем как взаимную деятельность, направленную на всестороннее развитие и социализацию ребенка. Опыт показывает, что осознанное включение ро­дителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Но создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относи­тельно планов и намерений друг друга. К сожалению, в практике ра­боты многих ДОУ с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и ро­дителей, характеризующееся  четкими гра­ницами и формальностью обще­ния. Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддержива­ющее и развивающее взаимо­действия наблюдаются крайне редко. В чем состоит их смысл? Поддерживающее взаимодей­ствие (или поддержка) — это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовнос­ти воспитывающих взрослых. Развивающее, продуктивное вза­имодействие с воспитателями (и другими специалистами детс­кого сада) призвано помогать родите­лям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.


     Поэтому, на наш взгляд, важнейшим условием успешного развития детей является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними. Но как нелегко порой объяснить нашим родителям, что ребенка надо не только накормить и одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками общего воспитательного процесса?
      Опыт работы воспитателей нашей группы по формированию нового типа взаимодействия педагогов и семьи  помог установлению более тесных, доверительных и творческих отношений с родителями, включению родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров.
Для нас основной целью  построения развивающего взаимодействия педагогов с семьёй является достижение оптимальных результатов воспитательно-образовательной работы группы,  всестороннее развитие  и социализация ребенка за счёт расширения поля педагогического воздействия.
 Строительство развивающего взаимодействия  мы осуществляем  по следующим направлениям:
·         Информационно-аналитическая работа
·         Установление  контакта с  членами семьи
·         Информационно-просветительская работа
·         Установление партнёрского сотрудничества педагогов и родителей


Информационно-аналитическая работа включает в себя 2  направления:
·         изучение социально-психологической структуры семьи
·         выявление уровня психолого-педагогической  и общей культуры родителей и образовательных потребностей семьи


Социально-психологическую структура семьи мы изучаем с целью:
·         установить картину межличностных отношений в семье каждого ребёнка;
·         выявить специфику семейного воспитания;
·         выработать тактику  продуктивного общения с  каждым родителем


Уровень психолого-педагогической  и общей культуры родителей и образовательных потребностей семьи мы определяем с целью: выработать оптимальный план педагогического просвещения и обучения родителей с учётом личностного подхода к семье
       Формы работы по этим направлениям используем следующие:
общее анкетирование; собеседования по результатам мониторинга; сочинений родителей на темы «Мой ребёнок», «Семейный праздник» и др.
     Одновременно с информационно-аналитической работой  происходит установление непосредственного контакта с членами семьи и согласование воспитательно-образовательного  воздействия на детей.
Эта работа строится по следующим направлениям:
 а) Родительские собрания; «Круглые столы»; «Дискуссионные клубы»; почта Доверия; работа с родительским комитетом
 б) Дни открытых дверей; Дни добрых дел; присутствие родителей в режимных моментах
 в) Консультации воспитателей и специалистов; встречи и беседы по просьбе родителей
 г) Участие родителей в праздниках и досугах; конкурсах и выставках детского творчества
 д) Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулках; в субботниках и в оформлении групп
 е) Организация в группе уголков «Моя семья», «Мои любимые книжки и игрушки»; «Мои питомцы «и др.
И осуществляется с целью:
 Установление непосредственного контакта и доверительных отношений с членами семьи; определение степени «включённости» родителей в образовательно-воспитательный процесс; подведение родителей к осознанному включению в единый с педагогами процесс воспитания ребенка
      Параллельно с двумя предыдущими направлениями деятельности по формированию развивающего взаимодействия педагогов с семьёй  в группе осуществляется информационно-просветительская работа. Она строится у нас следующим образом:
 а) Информационный блок: «Паспорт группы», «Вот как мы живём», «Почитай-Ка», «Рукодельники», «Наш Вернисаж» и др.
 б) Знакомство с педагогической литературой и периодической печатью «Библиотека продвинутого родителя»
 в) Посещение родителями открытых мероприятий; участие родителей в конференциях, презентациях и др.
 г) Педагогические тренинги; мастер-классы; родительские диспуты, консилиумы
 д) Гостиные «Наш опыт вашим талантам»
И осуществляется с целью:
 обогащение родителей знаниями  образования и воспитания детей дошкольного возраста, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей и постепенное включение родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров
     Завершающее направление по формированию развивающего взаимодействия педагогов с семьёй - установление партнёрского сотрудничества педагогов и родителей. Основной его целью является:
 обогащение родителей практическими и креативными навыками; осознанное включение родителей в единый с педагогами процесс, направленный на всестороннее развитие и социализацию ребенка
Оно включает в себя:
 а) Педагогические мастерские, организованные педагогами и креативными родителями; мастер-классы; опыт семейных гостиных  «Наш опыт вашим талантам»
б) Совместная детско-родительская практическая деятельность группе:  изготовление поделок, игрушек; совместные игры и чтение литературы; участие в поисковой деятельности; презентации
 в) Совместные детско-родительские домашние творческие работы в рамках  образовательных проектов, праздников, досугов (макеты, коллажи, альбомы, фоторепортажи, стенгазеты и прочее.)
     Педагогические мастерские, организованные педагогами и креативными родителями; в рамках, например, образовательного проекта «Живая Сказка» («Сказочные возможности», «Книжкина страна», «Пальчики и ручки», «Театральная» и др.)  помогают родителям лучше понять особенности развития своего ребёнка и грамотно оказывать ему помощь в развитии. А родителям такие встречи дают возможность получить практическую помощь для полноправного и полноценного участия в различных образовательных мероприятиях группы. Например, научиться и поделиться опытом изготовления сказочных кукол и  макетов для образовательного проекта или разобраться, как грамотно подготовить презентацию любимой книги.
Следующий шаг - совместная детско-родительская практическая деятельность в группе:  изготовление поделок, игрушек; совместные игры и чтение литературы; ролевое участие в проектной деятельности. Участие родителей в практической деятельности группы повышает мотивацию ребёнка к познанию, к деятельности.  Родитель видит своего ребёнка «внутри» педагогического процесса в среде педагогов и сверстников и  ещё глубже проникается пониманием его особенностей. Участие родителей в совместной детско-родительской практической деятельности в группе повышает их педагогический статус и авторитет в глазах ребёнка. Родители включается в образовательный процесс, как полноправные партнеры. А это для нас очень важно.
После таких практикумов большинство родителей готово к грамотной самостоятельной совместной деятельности с ребёнком дома. Изготовление в домашних условиях совместных  творческих работ  даёт возможность создать дома особый эмоциональный фон. Этот фон гармонизирует детско-родительские отношения, создаёт атмосферу интимного сотворчества. В  совместную работу вовлекаются все члены семьи, укрепляются  семейные отношения. В такой атмосфере продолжают укрепляться детско-родительские связи, а стремление ребёнка к познанию возрастает. Следовательно, облегчается  и ускоряется усвоение ребёнком образовательного материала.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год