Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Предметно-развивающая среда в ДОУ как способ достижения ценностно-смысловых результатов образования
Педагогика
Автор: Юлия Василенко   
08.06.2014 11:43

Предметно-развивающая среда в ДОУ как способ достижения ценностно-смысловых результатов образованияНет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,  нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку,  облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… (Е.И. Тихеева)
Перемены в разных  сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей: вступили в силу федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; созданы новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений, что позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на выявление и развитие способностей каждого ребенка, на запросы его семьи. Воспитательно - образовательный процесс в ДОУ рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
В настоящее время, когда ФГТ изучены, появились ООП ДО, наступило время задуматься о тех смыслах, которые заложены в ФГТ, которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого ребёнка. Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГТ означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. Совершенствование воспитательно-образовательной системы невозможно без определения и реализации ряда условий для психологического комфорта ребенка в детском саду.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития в ФГТ чётко определено: организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности: продуктивная, игровая, двигательная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная.
Предметно-развивающая среда, как, известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого первостепенной задачей нашего педагогического коллектива в условиях обновления дошкольного образования, в рамках решения ФГТ, является создание предметно-развивающей среды. Сегодня мы, стараемся чтобы предметно-развивающая среда вовлекала детей в образовательный процесс и обеспечивала максимальный психологический комфорт.
Понимая всю важность этой проблемы, мы начали с повышения своей квалификации в вопросе создания развивающей среды. С этой целью у нас проходили педагогические часы «Конструирование предметно-развивающей среды в ДОУ», где изучались вопросы: понятие «Предметно-развивающей среды» в рамках реализации ФГТ; функциональное назначение предметно-развивающей среды, т. е. зачем нужна предметная среда ребёнку, всякая ли предметная среда является развивающей. Каковы основные типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды ДОУ; рассматривали принципы конструирования предметно-развивающей среды. А это очень важно, поскольку во всех принципах к построению предметно-развивающей среды заложена реализация личностно-ориентированного развития детей. И если мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку.
Среда в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор, заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер­жится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров различные, однако, основные центры, есть практически везде, такие как: центр «Книжное царство, центр сенсорного развития, «Мы познаем мир», конструктивной деятельности, математического развития, речевого развития,  «Будем говорить правильно», физического развития, «ПДД»,  «Пожарная безопасность», центр сохранения здоровья ребенка,  изобразительной деятельности, музыкально-театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, социализации, Мини-музей «Изба», Мини-музей кукол, центр труда.
При организации предметно-развивающей среды в холлах детского сада, на территории педагоги стараются учесть всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, закономерностям психического развития, а также эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 
Для нас инновационная деятельность не самоцель, а инструмент, пространство профессионального, личностного роста педагогов. Главный результат при этом – повышение качества образовательного процесса. Ведь только правильно созданная предметно-развивающая среда, тщательно подобранное игровое оборудование и формы работы в их взаимосвязи позволяют максимально раскрыть потенциальные возможности детей и тем самым добиться оптимального результата работы с ними.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год