Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Звездочки в саду»
Педагогика
Автор: Татьяна Петрова   
04.05.2014 20:53

Проект «Звездочки в саду»Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное образование «Бичурский район» Дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка «Подснежник»
Проект «Звездочки в саду»
Автор: музыкальный руководитель Петрова Т.А.
Аннотация.
В проекте раскрыты актуальные для современного образования вопросы социального партнерства и непрерывного образования, цель которых поддержка музыкально-одаренных детей. Изложены особенности формирования социокультурного пространства, расширения социальных условий для успешной самореализации одаренных детей, вхождение их в социум, определение перспектив получения детьми дальнейшего образования.

Скачать полный конспект

Вид проекта – творческий
По содержанию – социально-педагогический
По числу контактов - совместная деятельность с социальными институтами:
Детская школа искусств (ДШИ),  дом детского творчества (ДДТ), средняя общеобразовательная школа (СОШ),  районный дом культуры (РДК),  районное управление образование (РУО), районное управление культуры (РУК) и др.
По времени – долгосрочный.
Стремление к сотрудничеству, установление партнерских связей, глубокое изучение условий, творческое переосмысление образовательных технологий позволит повысить ДОУ свой инновационный потенциал .
Введение.
Изменение социально-экономической конфигурации российского общества позволяет анализировать образование как рынок и услугу т.е. оно является товаром общественного потребления и направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей личности. Именно данный аспект заставил общество задуматься о внедрении в образование новых технологий. Одной из таких инновационных технологий является социальное партнерство  В данном проекте идет речь о том, что в образовательном пространстве местного сообщества формируется и развивается новая технология сотрудничества, которая отражает потребности социальных общностей и учреждений и воплощает собой новые содержание, формы и методы образования.
Ведь в замкнутом пространстве образовательной деятельности, без участия социальных партнеров, ДОУ не может достичь значимых результатов. В современных условиях деятельность ДОУ не может иметь ограниченную педагогическую направленность, поэтому его педагоги стараются в полной мере использовать разнообразные внешние ресурсы и совместно реализуют с социальными партнерами образовательные проекты.
Если же ОУ представляет собой закрытую образовательную систему, решая проблемы образования и воспитания только исходя собственных ресурсов (программ, проектов, материально-технического и кадрового обеспечения), то не представляется возможным говорить о целостном образовательном пространстве. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи развития личности. Потому что будет создана та образовательная среда, где  одаренный ребенок может найти для себя свое собственное пространство, в котором происходит самоопределение и самореализация личности, способной к самовыражению, непрерывному саморазвитию, эффективному сотрудничеству и адекватно оценивающей себя и свои достижения.
Поэтому образование в настоящее время воспринимается личностью, не как замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах ОУ и других учреждений институциональной среды, а повсюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся его передать.
Такой подход к пониманию образования через образовательное пространство значительно усиливает его возможности.
Инновация проекта:
1)    Возможность осуществления непрерывного образования развивающейся личности ребенка-дошкольника, целенаправленно используя совместный потенциал ОУ в условиях единого социального и образовательного пространства.
2)    Внедрение инновационной технологии социального партнерства в практику работы ДОУ.
Ключевые слова:
Социальное партнерство, непрерывное образование, институциональная среда, одаренные дети.
Цель проекта:
Развитие партнерства и взаимодействия с социумом для создания единого пространства, обеспечивающего успешное развитие музыкально-одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1)    Разработать и внедрить механизм взаимовыгодного социального партнерства ДОУ и окружающего сообщества.
2)     Совершенствовать систему работы с талантливыми детьми.
3)    Инициировать различные формы сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность.
4)    Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации талантливых детей в обществе, их социализации и личностного развития.
Планируемые результаты:

Ø Улучшение качества образовательных услуг населению.
Ø Создан механизм социального партнерства ДОУ с институциональной средой.
Ø Внедрены современные инновационные образовательные технологии.
Ø  Создано единое образовательное пространство, позволяющее выработать единый подход к системе выявления, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей.
Ø Созданные в ходе реализации проекта условия будут способствовать непрерывному образованию одаренного ребенка.
Ø У детей будут сформированы личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость и активную позицию во взаимодействии с миром.

Критерии результативности проекта
За период инновационной проектной деятельности наметилась позитивная тенденция на самых разных уровнях:
v В уровне развития личности одаренного ребенка.
v В организации образовательной деятельности ДОУ и ДШИ.
v В повышении профессиональной  компетентности педагогов.
v В развитии социального партнерства в местном сообществе.
Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:

Ø Договора  о сотрудничестве с социальными и гражданскими институтами села; с родителями.
Ø  Локальные акты ДОУ и ДШИ.
Ø Сертификаты о повышении квалификации педагогов.
Ø Сборники аналитических материалов, методических рекомендаций, докладов на конференциях разного уровня по итогам реализации проекта.
Ø Итоги внешней и внутренней экспертизы по итогам реализации проекта.
Механизм реализации проекта:
Предлагаемая модель взаимодействия  обеспечит построение многоуровневой системы связи между социальными партнерами.
Первый уровень:
Цель- установление контактов для обмена информацией, подтверждающей взаимные ожидания.                 
Задачи:

§  Определение приоритетных локальных проблем местного сообщества.
§  Определение возможностей ОУ как партнеров социального взаимодействия.
§  Определение линий взаимодействия ОУ, обеспечивающих психолого - педагогическое сопровождение ребенка.
§  Создание условий для повышения профессионального уровня и развития профессиональной компетентности  педагогов ОУ.
§  Активизация мотивационных, кадровых, материальных, финансовых, информационных ресурсов инфраструктуры ОУ и села.
§  Разработка:
-общих подходов к организации образовательного процесса.
-общих принципов построения программ и методик.
§  Корректировка и обновление содержания образовательного процесса субъектов социального взаимодействия:
-разработка программ
-разработка методических рекомендаций по ведению цифровой отчетности и мониторинга.  
§  Подписание договоров о сотрудничестве.
Благодаря реализации данных задач  участники социального взаимодействия будут действовать не изолированно, а в тесной взаимосвязи.
Второй уровень:
Цель –активное сотрудничество при решении поставленных задач совместными усилиями.
Задачи:

§  Изменение принципов и подходов к организации деятельности взрослых (педагогов и родителей).
§  Внедрение новых форм педагогической учебы ( совместные педсоветы, семинары, мастерские, тренинги и т.д ).
§  Новая организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразия деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
§  Новая организация жизни детей ( вариативный режим дня, предусматривающий баланс различных видов деятельности, не допускающий физической, психологической, интеллектуальной перегрузки и способствующей развитию ребенка).
§  Использование различных видов образовательной деятельности в работе с ребенком ( рациональное сочетание организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности).
§  Внедрение новых инновационных методик, программ и технологий в образовательный процесс.
§  Разнообразие форм работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса:

-Проведение локальных социологических исследований с целью выявления уровней педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей.
-внедрение разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей, повышение их культурно- образовательного уровня с учетом различного социального положения семьи.
-выявление и использование  в практике работы позитивного опыта семейного музыкального воспитания , традиций семейной педагогики.
-обеспечение права родителей на участие в управлении ОУ,  организации         образовательного процесса.
-использование современных информационных технологий в работе с семьей (создание семейных страничек,  информационно-методических материалов на сайте ОУ и др.)
-развитие консалтинговой службы ОУ.
-использование традиционных (родительские собрания, консультации и т.д.)
и новых форм ( организационно - деятельностная игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, тренинг, семейный проект «Каким я хочу видеть своего ребенка»; конкурс «Музыкальная семья» и др.)в работе с семьей.
-обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.
-системное проведение совместных музыкальных и социально- благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций.
Третий уровень:
Цель – эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.
Социальные партнеры
Партнеры по сетевому взаимодействию
-создание пространства для размещения материалов с целью распространения опыта успешной деятельности
(новостные ленты, тематические разделы, индивидуальные страницы)
-предоставление возможности открытого обращения участников проекта к экспертам и другим авторитетным лицам ( онлайн-консультации).
-создание интерактивных сред для удовлетворения запроса пользователей на обучение инновационным образовательным технологиям в режиме  реального общения с автором.(интерактивный сервис «Мастерская»)
Достаточность опыта работы по инновационной деятельности
2007-2010г – работа в режиме муниципальной экспериментальной площадки «Развитие творческих способностей детей на основе индивидуализации образовательного процесса». Итоговый продукт педагога – проект «Модель развития музыкальной одаренности ребенка-дошкольника в едином образовательном пространстве ДОУ - семья- социум».
2008 – публикации в сборниках из опыта работы «Проектирование образовательного процесса», «Развитие творческих способностей детей на основе индивидуализации образовательного процесса».
Публикации в сборниках:
2009 – «Качество дошкольного и начального общего образования в условиях реализации национального проекта образования» г. Улан-Удэ
2010 – «Развитие творческих способностей детей в условиях дошкольного учреждения» (издательство ФГОУ ВПО «Бурятская сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова»  г. Улан-Удэ.
2011 –работа в режиме республиканской экспериментальной площадки по итогам конкурса «Инновации для устойчивого развития образования» (Приказ МОиН РБ от 15.07.2011г№1113) и РЭП по внедрению ФГОС НОО (проект «Я расту».)
Бюджет проекта
Перспектива развития проекта
C 2010 года ДОУ «Подснежник» - республиканская экспериментальная площадка по внедрению ФГОС НОО. Педагоги ДОУ разработали проект «Я расту», целью которого  является интеграция дошкольного, дополнительного и начального образования. Проект «Звездочки в саду» является частью этого большого проекта.
Как  самостоятельный проект, «Звездочки в саду» имеют  следующие перспективы развития:
1 Взаимодействие с детскими народными образцовыми коллективами «Васильки», «Калиточка» (руководитель А.С.Утенков) СОШ №1, для выявления и поддержки одаренных детей, способных к народному пению.
2Взаимодействие с эстрадной вокальной студией «Веснушки» ( руководитель С, Паргачевская) –РДК. Участники  проекта- дети , владеющие приемами эстрадного пения.
3 Взаимодействие с танцевальными студиями «Лучики» СОШ№2 (руководитель Перелыгина А.М.), «Спектр» ДДТ (руководитель Иванова Н.А.) Участники – дети, у которых есть способности к танцевальной деятельности.
4 Взаимодействие с театральной студией «Синяя птица» ДДТ (руководитель
Притчина Т.А.). Участники – дети с артистическими способностями.
5 В перспективе проект «Звездочки в саду» перерастает в проект «Семь-я» для поддержки талантливых членов одной семьи. В этом проекте предлагается авторское осмысление новых форм взаимодействия семьи и ДОУ, обеспечивающих их ценносно-смысловое единство, высшим уровнем развития которого является событийная общность как единое культурно-досуговое  пространство с целью духовного взаимообогащения и взаиморазвития всех субъектов.
Таким образом, опыт взаимодействия ДОУ, ДШИ и других гражданских институтов показывает, что социальное партнерство привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.
Социальное партнерство привлекает ресурсы сообщества к поддержке образования в ДОУ и способствует взращиванию вокруг него в сообществе традиции и практики гражданской активности.
Литература:

Закон  «Об образовании РФ»
Федеральная целевая программа «Одаренные дети»
«Рабочая концепция одаренности», Богоявленская, 2003
Р. Стеркина «О рекомендации по организации работы ДОУ», журнал «Дошкольное воспитание», 1-98
С. Мартынов «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом», журнал «Дошкольное воспитание», 8-94
Е. Белова «Одаренные дети», журнал «Дошкольное воспитание», 4-91
Г. Бурлянская  «Одаренные дети», М. 91
Н. Лейтес «Легко ли быть одаренным», «Судьба вундеркиндов», журнал «Семья и школа», 6,12 – 90,

«Возрастная одаренность и индивидуальные различия» М. 97

Ю. Гильбух «Внимание: одаренные дети» М. 91
О. Дьяченко «Одаренный ребенок» М. 97
Бабаев, Лейтес «Психология одаренности детей и подростков» М. 2000
Е. Белова «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» М. 1998
А. Савенков «Одаренные дети в детском саду и школе», «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М. 2000
К. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», «Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» М. 1998
Б. Теплов «Проблема индивидуальных различий», «Психология музыкальных способностей» М. 1961
, , , ,
Н.Борытко «Онтологическое понимание современного воспитания»

Интернет-журнал «Эйдос» М.2007 режим доступа :  www/eidos/ru/

В.П.Голованова «Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи»

«Внешкольник» М.2004г№8

21 В.С.Безрукова «Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации» .Свердловск 1990г

22 О.Б.Ионова «Социальные технологии партнерства» .  «Вестник МГУ»-4 2000г.

23 А.И.Штыркина «Социальное партнерство: виды и уровни» www/uraledi/ru.

Приложение

Приложение 1

Второй уровень – этапы работы с детьми :

Подготовительный этап:

1 Проведение внутренней экспертизы:

-мониторинг итоговых результатов уровня развития музыкальных способностей детей старшей группы(2010-2011г)  - ДОУ

2 набор детей в подготовительный класс ДШИ        - ДШИ.

3 проведение индивидуальных тестовых заданий игрового характера с учетом особенностей детей 6-тилетнего возраста по методике Богомоловой.-ДШИ.

4 проведение комплекса диагностических процедур по следующим технологиям ( автор Гогоберидзе):  - ДОУ.

v «Изучение особенностей восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста».

v «Изучение особенностей музыкальной субкультуры детей».

v «Выявление индивидуальных музыкальных предпочтений детей».

v «Определение особенностей знания детьми музыкального репертуара»

v «Изучение особенностей использования музыки в самостоятельной деятельности детей».

v «Диагностические задания на выявление особенностей эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников ( двигательная импровизация на музыку, рисование музыки, темброво-шумовой аккомпанемент)»

v Рисуночная методика «Когда я вырасту большим».

5 составление индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка- ДОУ, ДШИ.

Практический этап:

Организованная образовательная деятельность

Программы и методики:

ДШИ:

«Сорок уроков обучения музыке» С.Альтерман

«В музыку с радостью» О.Гетанова, И. Визная.

ДОУ:

«От рождения до школы» Н. Веракса

«Музыкальные шедевры» О. Радыновой

«Синтез» К. Тарасовой

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах:

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевые игры:

Просмотры:

Чтение художественной литературы:

Создание ситуаций

Наблюдения

Изготовление

Коллекции

Проектно-исследовательская деятельность

Оформление выставок

Викторины

Инсценирование и драматизация

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

 

-пособие «Нотбука»

-рабочие тетради по музыке Алексеевой

-пособие «Азбука» Белецкого

-«Музыкальная азбука» («Астрель»)

-книга-пазл с СД-диском «Удивительный мир балета»

«Музыкальная школа»

«Концерт»

«Оркестр»

«Наш хор»

Мульт.фильмов

«Музыкальные фантазии на музыку

-М.И.Глинки «Камаринская»

-П.И.Чайковского «Детский альбом»

-М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

Д.И.Шостаковича «Танцы кукол»

Развивающих фильмов

«Маленькие Энштейны»(использование классической музыки)

«Я- гений»

«Уроки тетушки Совы»

Компьютерные игры

«Матроскин учится музыке»

«Детям о музыке»

Видеофильмов

«Видеоэкскурсия по ДШИ»

«Видеоурок подготовительного класса ДШИ»

«Петя и волк» (постановка Н. Сац)

Рассматривание и обсуждение познавательных книг, энциклопедий:

«Все обо всем.Музыка»

«Первая энциклопедия музыки»

Чтение книг:

«Солнечный круг»Г.Абрамян

«Детям о музыке» С.Волков

«Первые уроки музыки для малышей» С.Волков

Аудиокнига «Симфонический оркестр»

Рассказы из опыта детей

«Как я учусь в музыкальной школе»

Беседы «Тебе нравится учиться в музыкальной школе?»

-видеоурок в ДШИ

- видеоконцерт учащихся ДШИ

-видеоконцерт выступлений знаменитых одаренных детей на большой сцене.

-музыкальных инструментов по программе Девятовой «Звук-волшебник»

Собирание музыкальных дисков, м\фильмов, книг о музыке; постеров; детских музыкальных инструментов.

Экспериментирование со звуком по книге Дыбиной «Неизведанное рядом»

-детских коллекций

-фото «Мы-артисты»

-тематическая выставка «Волшебные звуки скрипки»,

«Фортепиано – мой любимый инструмент»

-рисунков «Моя музыка»

-по музыкальным произведениям на определенную тему

-по произведениям одного композитора

- о музыкальных инструментах

-интеллектуально-музыкальные

-Постановка музыкального спектакля «Музыкальный магазинчик»

-придумывание музыкальных сказок (голоса инструментов)

Рисование музыки (методика «С кисточкой и музыкой в ладошке» Н. Басина О. Суслова)

Игра на музыкальном инструменте (игровое четырехручие) по методике Черниковой «Дорога к синичке» и Трубниковой «Музыкальные ступеньки

Культурно-досуговая деятельность

концертные выступления детей подготовительного класса ДШИ в различных мероприятиях ДОУ

-Концерт учащихся подготовительного класса ДШИ  в ДОУ

-участие детей в конкурсах и досуговых мероприятиях села.

-постановка музыкального спектакля с участием детей подготовительного класса ДШИ.

Заключительный этап:

§  Итоговая диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
§  Мониторинг по результатам проведения комплекса диагностических процедур.
§  Психологическое диагностирование по определению уровня социальной адаптации.
§  Мониторинг динамики развития личности ребенка

Итоговый продукт- портфолио ребенка

Видеопрезентация «Выпускной концерт в ДШИ»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год