Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум "Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы"
Педагогика
Автор: Ирина Толмачева   
06.06.2014 16:38

Семинар-практикум Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программыВ ходе реализации образовательной области «Познание», одной из задач является развитие у детей познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Содержание психолого-педагогической работы от младшего к старшему дошкольному возрасту постепенно усложняется. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются наблюдения, в том числе циклические, коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций, детское экспериментирование, проектирование, конструирование.
Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, осознавать явление. С помощью моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.  К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может быть аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать представление у детей о внешнем виде и движении рыбы.
2. Предметно – схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании  цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев, полоски бумаги разной структуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений –листьев, стеблей. Модель-макет рекомендует использовать С.Н.Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов.
Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание  детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
3. Графические модели передают обобщенно(условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календари погоды, таблица фиксации продолжительность дня. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела и т.д. в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи.
Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой часть такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: цвет, форма, величина, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т.д. далее рассматривается та или иная модель сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т.д.). для демонстрации воспитатель готовит модели крупного размера. На первых занятиях следует показывать детям модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понят детьми, можно представить в модели всю необходимую группу выделенных признаков.
Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель». Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков отличия и сходства. Следующим  этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними два знака: голубой кружок , означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок – ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отражается их новое состояние: к изображению семян подрисовываются ростки. Данная схема-модель помогает наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги.
Таким образом, наглядные методы – наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран – способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного   и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности. Усвоение «живых» представлений вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важн

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год