Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
Педагогика
Автор: Рычагова Елена Сергеевна   
09.04.2015 15:17

Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детствеНестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве

(Проблема целеполагания и пути ее решения в Парциальной программе «Весёлый день дошкольника»«ВеДеДо»)

Проблема обучения дошкольника так же стара, как его общественное воспитание. Л.С. Выготский рассматривал обучение как внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека [1935: 78]. Как тот процесс, который ведет за собой развитие [1982].

 

Скачать конспект

Скачать обложку

В трудах Л.С. Выготского проблема обучения рассматривается в разных аспектах: и как источник и условие развития высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, письменной речи), средство формирования понятийного мышления через обучение грамоте, основам наук, через сообщение системы научных знаний школьникам и взрослым. Через совместную деятельность «зоне ближайшего развития»). Обращаясь к дошкольному детству, Лев Семенович выдвигал на передний план игру как ту самостоятельную деятельность, в которой формируются новообразования возраста: символическая функция мышления, воображение, речь, произвольное поведение. Происходит социализация ребенка в общении со сверстниками [Выготский 1935; 1966; 1982]. Осуществляется саморазвитие [2005].

Обучение в дошкольном возрасте автор рассматривал как момент реализации внутренней программы развития ребенка. Малыш в раннем возрасте учится по своей собственной программе, может делать только то, что совпадает с его собственными интересами. Это хорошо видно на примере речи. Последовательность стадий, которые он проходит, длительность каждого этапа, на котором он задерживается, определяются не программой матери, но в основном тем, что ребенок сам берет из окружающей среды. Конечно, развитие речи изменяется в зависимости от того, какая вокруг него — богатая или бедная — речь, но программу обучения речи определяет не мать, а он сам. Это спонтанное развитие [Выготский 1935: 21]. Ход обучения, изменения, имеющие место на протяжении дошкольного возраста, характеризуются тем, что ребенок переходит от спонтанного к реактивному типу обучения. Дошкольник учится по программе взрослого в той мере, в какой эта программа взрослого совпадает с его собственной программой. Он может делать только то, что совпадает с его собственными интересами, но он хочет того, чего хочет взрослый. В школьном возрасте имеет место реактивный тип обучения. Школьник учится по программе учителя [1935: 21].

В процессе обучения дошкольник проявляет самостоятельность, поисковую активность. Выделяются два типа детской поисковой активности: та, которая определяется самим малышом, детерминирована его внутренними состояниями, и та активность, которая стимулируется взрослым, организующим деятельность ребенка. Выделенные типы детской активности лежат в основе двух разных, но взаимосвязанных линий психического развития: линии саморазвития ( «самонаучения», как выразился Н.И. Жинкин [1982: 110]) и линии развития «в зоне ближайшего развития», по Выготскому [Поддьяков 1996].

Развитие ребенка происходит как диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий. Н.Н. Поддьяков исследовал внутренние противоречия в детской психике (основное из них — противоречие между устойчивостью психических образований и их изменчивостью [1997: 7, 10]). А.В. Запорожец говорил о противоречиях в практической деятельности ребенка (не за черепной коробкой). Называл такое развитие «спонтанейным» [Запорожец 1986]. При «спонтанейном» развитии ребенок и взрослый находятся в диалогическом взаимодействии, проявляют обоюдную активность. Дошкольник при этом в определенной мере самостоятелен, выступает как субъект в совместной деятельности [Арушанова, Рычагова, Сигал, Юрьева: 2014].

Более полувека отечественная система общественного дошкольного воспитания исследовала и развивала технологии целенаправленного обучения детей, прежде всего прямого обучения, в котором взрослый выступает как центральная фигура, задающая направление всей жизнедеятельности ребенка. Мы не будем критиковать издержки широкой практики в этом направлении. Отметим, что при самых мягких и демократичных формах прямого обучения наблюдается заорганизованность и, как выразилась Е.О. Смирнова, «перестимулированность» детей [2012]. Многочисленными исследованиями была доказана высокая эффективность передовых технологий целенаправленного систематического обучения в плане формирования знаний, умений и навыков. Но при этом оказывалось, что приобретения прямого обучения плохо используются детьми в повседневной жизни, самостоятельной деятельности, оказываются «вещью в себе». Формируется тип личности исполнителя, часто не способного к самостоятельному поиску, творчеству.

Начался активный поиск таких форм и методов обучения, которые бы обеспечивали механизмы саморазвития, «самонаучения», развития личности дошкольника – самостоятельной, инициативной, творческой. Этот процесс вызвал многочисленные дискуссии как в печати, так и на всевозможных конференциях, семинарах, встречах управленцев и профессионалов с общественностью, в Интернете. Высказывались прямо противоположные мнения, расцвели многообразные практики предшкольного образования, дополнительных образовательных услуг, игровых технологий и т.п. Диапазон функций ДОО в дискуссиях – от учреждения ухода и присмотра до центра разностороннего развития, мини-школы, гимназии для дошкольника.

В настоящее время в законодательном порядке определен статус дошкольного образования как первого уровня общего образования. Соответственно, для этого уровня разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу в 2014 году (ФГОС ДО). К чести разработчиков дошкольного стандарта, им удалось заложить в юридический документ, государственный стандарт, концепцию принципиальной нестандартности обучения и развития дошкольника. Приоритеты становления творческой личности ребенка, сохранения и преумножения его индивидуальности, психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, творчества, свободы в выборе деятельности, партнеров по общению, права дошкольника быть субъектом образовательного процесса. Это поистине нестандартный стандарт для нежного детского возраста, провозгласивший в высшей степени актуальные гуманистические принципы.

Принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принцип реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Надо признать, что система дошкольного образования оказалась во многом не готова к реализации и даже принятию этих принципов. Наблюдаются две противоположные тенденции. Первая – неготовность части педагогов расстаться со своим положением центральной фигуры в образовании, признать равноправными партнерами родителей (законных представителей) и особенно детей. Восприятие попыток модернизации как покушения на традиционные основы педагогической практики, которые развивались на протяжении более чем полувека, научно обосновывались, целенаправленно внедрялись и имели многочисленные достижения. И вторая тенденция: отказаться от всего старого, несовременного, в том числе от прямого обучения, от практики целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, от фронтальных форм обучения, обучающих занятий. Все свести к саморазвитию, свободному творчеству, а часто и вседозволенности.

Внимательное прочтение ФГОС ДО дает ответ на эти тревоги педагогов. Стандарт побуждает к созданию условий для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей дошкольников на основе их сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. К созданию развивающей образовательной среды, которая задает систему условий социализации и индивидуализации детей.

Такая система условий социализации и индивидуализации детей представлена в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»), приоритетом которой является речевое и художественно-эстетическое развитие.

Программа основывается на методологических и теоретических положениях культурно-исторической психологии и педагогики, на деятельностном подходе к психическому развитию дошкольника; утверждает личностный подход при определении приоритетов образования. Реализует концепцию гармонизации образовательных парадигм Е.А. Ямбурга на основе принципа диалога культур. В соответствии с этой концепцией апробированные разные теоретические парадигмы и культурные практики имеют право на существование, поскольку каждая из них правильно схватывает какую-то одну сторону проблемы: роль знаний, умений, навыков, личностных качеств, общекультурных компетенций, разнообразных видов деятельности. Определение участия каждой из образовательных парадигм в гармонии возможно как выстраивание диалога идей [Арушанова, Волосовец, Коренблит, Ямбург 2014].

Идея гармонизации образовательных парадигм согласуется с принципиальными установками ФГОС ДО, в котором выделяются образовательные области, решающие специфические задачи каждой из них (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). Тех сторон, которые предполагают как развитие качеств личности (самостоятельности, инициативности, общительности, творчества и др.), так и формирование конкретных навыков, умений, знаний. Так, в речевом развитии определены специфические для области задачи: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. И вместе с тем, в Стандарте определены сквозные механизмы развития ребенка – это различные виды деятельности: общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Покажем, как возможно выстраивание педагогического процесса ДОО на принципах гармонизации образовательных парадигм в Парциальной программе «Весёлый день дошкольника».

Программа укомплектована учебно-методическими комплектами нового поколения, включающими диски с песнями и инструментовками, художественные иллюстрации к песням, методические рекомендации по организации взаимодействия участников образовательного процесса в разнообразных видах деятельности.

Центральным моментом УМК являются песни композитора С.Коренблита на слова поэтов классиков (К. Бальмонта, И.Бунина, И.Бродского, А.Блока, П.Соловьевой, М.Цветаевой и других) и детских поэтов (В. Берестова, М.Грозовского, Н.Ивановой, М.Слуцкого). Песня вносит в жизнь детей поэтическое слово, поддержанное привлекательной мелодией, голосами исполнителей, звучанием инструментов, создает эмоциональный и образный контекст деятельности. Видеоряд дополняет восприятие песни наглядными представлениями. (Иллюстрации художников: Г.В. Александровой, М.А. Ивановой, Е.А. Румянцевой, Н.М. Юзефович.) Осуществляется синтез искусств, обогащающий внутренний мир ребенка многообразием впечатлений и настроений.

УМК «Двенадцать месяцев», «Загадки о зверях», «Загадки о птицах», «Загадки о насекомых» имеют широкий развивающий эффект. В них решаются задачи обогащения знаний детей об окружающем (природе) и связанного с ним словаря, развития поэтического слуха (понимания образных выразительных средств речи), активизации текстовой деятельности, налаживания диалогического общения со сверстниками и взрослым.

УМК «Поём и играем в кукольном театре», «Фейные сказки», «Шуточные песни» предназначены для досуговой деятельности. Они дарят детям радость приобщения к высокому поэтическому искусству, вводят ребенка в мир художественной литературы. Развивают чувство прекрасного, чувство юмора, поэтический слух. Обеспечивают эмоциональное и психологическое здоровье через позитивные эмоции в связи с восприятием песен и спонтанной творческой активностью.

В Парциальную программу входят также учебно-методические комплекты более узкой направленности, знакомящие детей с цифрами, цветом, структурами и жанрами связного текста, звуковыми языковыми играми. Это пособия «Цифры», «Разноцветные песни», «Букет цветов», «Игры со звучащим словом».

Программа задает широкий спектр вариативных форм организации образовательного процесса. Здесь и относительно традиционные групповые занятия в игровой форме. И театрализованные представления, игры-драматизации, дружеские (светские) беседы. И многообразные виды практической деятельности – рисование, лепка, конструирование, макетирование, художественный труд. Музыкальная деятельность (танец, игра на музыкальных инструментах, пение). И самые разнообразные игры: образные игры с переодеванием, режиссерские, сюжетно-дидактические, речевые дидактические. Правила поведения предполагают добровольность участия детей, свободу в выборе деятельности и партнеров по общению, в использовании материалов, игрушек, предметов, пособий и др.

Приведем запись общения с детьми в связи с пособием «Игры со звучащим словом».

Педагог входит в группу: — Здравствуйте, друзья.

Соня П. (4; 9): — А мы на улицу собираемся.

Педагог: — А послушать что-то интересное хотели?

Дети (хором): — Да.

Педагог организует предметно-игровую среду.

Подходит Глеб М (5; 6): — Смотри (показывает машину).

Педагог: — Для чего нужна такая машина?

Глеб М.: — Она копает.

Илья Б. (5; 5): — А у меня две (показывает две машины).

Педагог: — А у меня картинка. (Выставляет на мольберт иллюстрацию «Огород». Около мольберта помещает игрушечных петушка и щенка.)

Дети заинтересовываются, подходят стайкой, переговариваются.

- Вот смотри.

- Дом.

- Огород.

- Мальчик грядки копает.

- Это папа.

- Вот мальчик. Ягоды собирает.

- Бабушка с дедушкой.

- Собачка лает.

- Чучело.

- Пугало.

Педагог: — И еще петушок (показывает игрушку).

Наташа Н. (4; 7): — На картинке нет.

Педагог: — Он спрятался.

Илья Б.: — Где?

Педагог: — Вот здесь. Убежал за горох (показ).

Маша Д. (5; 3): — Почему?

Педагог: — Испугался щенка? Хотите послушать, что здесь происходит?

Дети (хором): — Да.

Педагог: — Располагайтесь на ковре или стульях. Слушайте. (Дети садятся на стулья полукругом. Включается фонограмма песни «Переполох на огороде». Во время прослушивания педагог демонстрирует игрушки: мальчика, щенка, пугало.)

Педагог (после первого прослушивания): — Что произошло на огороде? Что случилось?

Наташа Н.: — Петушок испугался. Убежал. Спрятался за горох.

Педагог: — Послушаем еще раз песенку? (Дети в знак согласия кивают головами. Повторно звучит фонограмма песни.)

После прослушивания педагог на глазах у детей разыгрывает сценку.

Мальчик бродил босиком по берегу реки со своим четвероногим другом Полкашей. Они направлялись к мельнице.

Маша Д.: — А что такое Полкаша?

Педагог: — Так зовут щенка – Полкан, Полкаша.

Педагог продолжает. – По дороге им…

Наташа Н.: — Встретился петушок. Грядки охранял.

Педагог: — Петушок и …

Илья Б.: — И пугало. Огород охранял. Он охраняет и день, и ночь, и утро, и вечер.

Соня П.: — Пугало охраняет огород от птиц. Чтобы они зернышки не склевали. А ничего не вырастет. Растения не вырастут. (Курсивом выделены связные тексты.)

Педагог: — Пес решил…

Илья Б. и Соня П.: — Что это разбойник.

Педагог: — И стал лаять.

Наташа Н.: — А петушок испугался и убежал.

Педагог: — А пугало…

Маша Д. и Соня П.: — Стоит себе в огороде и стоит.

Педагог: — Вот так переполох на огороде. Кто хочет показать нам, что случилось на огороде?

Наташа Н.: — Я.

Педагог: — Пожалуйста.

Наташа Н.: — Мальчик шел со щенком. Щенок увидел петушка и залаял. Петушок испугался, убежал.

Выходит Маша Д.: Мальчик возвращался со щенком. Увидел петушка с пугалом. Залаял: ав-ав-ав. Щенка зовут Тяфка. Петушок испугался и спрятался. А пугало остался.

Педагог: — Кто-нибудь еще хочет? Соня, расскажешь нам историю?

Соня П. (улыбается), разыгрывает сценку: — Мальчик со щенком возвращались с реки. Щенок увидел пугало на огороде. Подумал, что это разбойник забрался. Щенок залаял, а пугало стоит. Он зернышки охраняет, чтобы птицы не склевали.

Илья Б.: — А если бы пугало не было, то люди сидели на огороде и утром, и днем, и ночью.

Соня П.: — Тогда бы им надо было еду носить, чтобы не умерли.

Илья Б.: — Да.

Педагог: — Послушаем песенку? (Включает музыку.)

Дети: — Можно походить, потанцевать?

Педагог: — Можно.

Во время прослушивания дети заняты разными делами: кто-то танцует, кто-то выполняет ритмические упражнения, кто-то рассматривает иллюстрацию.

Тимофей Б. (5; 0) берет щенка: — Это мой. Я принес. (Обнимает щенка, танцует, к нему присоединяется Илья Б.).

Наташа Н., Соня П. и Саша Ш. (5; 6) рассматривают иллюстрацию, переговариваются.

Наташа Н.: — Морковка.

Соня П.: — Вон земляничка выросла.

Саша Ш.: — Капуста выросла.

После прослушивания педагог спрашивает: — А нарисовать что-нибудь хотели?

Дети (хором): — Да.

За одним столом сидят Маша Д., Илья Б. и Саша Ш.

Соня П. сажает на стол щенка и петушка: — Пусть с нами сидят. (Рисует, делая зеленые штрихи.) Это травка. Я сейчас дом нарисую. Пять этажей, нет – десять.

Саша Ш.: — И я десять этажей. (Делит домик на десять этажей.)

Наташа Н.: — И я.

Педагог: — Что это за домики?

Соня П.: — Это дачи, где они живут (показывает поворотом головы на петушка и щенка).

Наташа Н.: — Ничего не получается. Морковку нарисую. (Берет в руки щенка.) Ав-ав-ав.

Соня П.: — Берет игрушечного петушка: — Кукареку!

Девочки смеются.

К педагогу подходит Глеб М., показывает рисунок: — Смотри.

Педагог: — Это робот?

Глеб М.: — Нет. Это пугало.

Педагог: — Какое огромное. Страшно.

Соня П.: Пугало квадратное. Я сейчас такое пугало нарисую страшное, что тебя напугаю (обращается к Саше Ш.)

Саша Ш.: — И я нарисую.

Наташа Н. берет снова щенка. – Кукареку!

Соня П. подхватывает игру, выполняет условные действия, как будто петушок что-то охраняет: — Ав-ав-ав.

Девочки смеются. Игра со звуками повторяется дважды.

Педагог: — Что за чудеса. Вот какая игра, всё перепуталось. Петушок лает, дом охраняет, а щенок песенки распевает – кукареку.

Девочки веселятся.

И т.д.

Организация образовательного процесса определяется целями, задачами, содержанием деятельности. Выдвигая цель личностного развития детей, сохранения и преумножения их эмоционального, психологического здоровья, педагог привлекает детей к занятию не дисциплинарными средствами: песней, инструментовкой, красивой иллюстрацией. Предоставляет в распоряжение дошкольников материалы для самостоятельной деятельности. Под впечатлением поэтического текста, веселой музыки, картинки возникают спонтанные игры детей в перевертыши, «хохотальные путаницы». Общение проходит живо, непринужденно. Дети позитивны, спонтанны. И вместе с тем дети вовлечены в содержательную деятельность, содержательное общение. Имеет место обучение. Но не прямое обучение через указания, побуждения, показ образца, вопросы и др. Это обучение как взаимодействие с идеальной формой, о чем писал Д.Б. Эльконин [1989].

«Рассмотрение истории детства и его современного состояния подводит нас к возможности создании такой теории психического развития ребенка, согласно которой его высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы (в этом случае идеальное и идеальную форму и их общественно-историческую природу нужно понимать в духе работ Э.В. Ильенкова, 1974). Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса. Это предполагает наличие развернутых взаимоотношений ребенка и общества, а следовательно, и особого процесса – усвоения. В ходе его ребенок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной форме. Согласно рассматриваемой теории, усвоение является всеобщей формой психического развития ребенка» [Эльконин 1989: 29].

Понимаемое так широко обучение, выстраивание образовательного процесса с преобладанием косвенных методов, запускает механизмы саморазвития. Превращает обучение в «спонтанейный» процесс, в котором ребенок выступает как субъект, равноправный партнер в диалоге. Существо, наделенное свободой воли и ответственности. А взрослый не пассивен, оказывает свое влияние через культурно-образовательную предметно-развивающую, речевую среду, диалогическое общение, игру. Общение и игру по инициативе ребенка, часто в позиции не над, не вместе, рядом, а в позиции ведомого ребенком, под его управлением. Построенный таким образом образовательный процесс обеспечивает обогащение, амплификацию развития ребенка (А. В. Запорожец [Основы… 1980]), делает это развитие в какой-то мере направляемым взрослым и вместе с тем спонтанным.

Литература

Арушанова А.Г., Волосовец Т.В., Коренблит С.С., Ямбург Е.А. Теоретические и прикладные аспекты Парциальной программы «Весёлый день дошкольника» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: Сб. науч. трудов по материалам V Международн. научно-практич. Конф. Г. Белгород, 30 ноября 2014 г. Часть VI. – Белгород, 2014. – С. 22 – 28.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – М.: ИД «Ключ – С», 2014.

Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М., Л.: Гос. уч. пед. изд-во, 1935.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62 — 76.

Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980.

Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование» РАО, 1996.

Поддьяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики. – М.: Учебный центр Перспектива, 1997.

Смирнова Е.О. Почему дети разучились играть // Новая газета. – 12. 03. 2012. — № 26 – 27. – С. 26.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

Сведения об авторах:

  • Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва
  • Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
  • Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца Центра общего образования Государственного бюджетного научного учреждения «Московский институт развития образования», г. Москва
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год