Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знатоки» |
Педагогика | |||
Автор: Шлапацкая Екатерина Андреевна, Пиляева Екатерина Игоревна | |||
15.08.2025 19:06 | |||
Раздел 1. Пояснительная записка 1. 1 Дополнительная общеразвивающая программа «Знатоки» имеет социально-гуманитарную направленность. 1. 2 Уровень программы – ознакомительный. 1. 3 Актуальность программы заключается в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности в условиях постоянно развивающегося общества. 1. 4 Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности дошкольников на уровне дошкольного образования. Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность», «Читательская грамотность». Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у дошкольников способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у дошкольников способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Целью изучения блока «Читательская грамотность» владение навыками речевой активности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Содержание учебно-тематического плана: 1. Вводное занятие. Теоретическая часть: знакомство с обучающимися, ознакомление с программой, инструктаж по технике безопасности. 2. Математическая грамотность. Теоретическая часть: знакомство с понятием математики, как науки, с основными элементами, входящими в нее. Практическая часть: дидактическая игра “подбери составные части математической науки”, подвижная игра “я — математик”. 3. Счет предметов, составление и решение выражений, задач. Теоретическая часть: знакомство с цифровым рядом, его использованием в жизни человека, порядковым и количественным счетом. Практическая часть: дидактическая игра “счет предметов”, решение задачи от героя, подвижная игра “займи кольцо”. 4. Создание множества из разным по качеству предметов, разделение множеств на части. Теоретическая часть: ознакомление с понятием множества, его свойствами, особенностями. Практическая часть: дидактическая игра “объедини предметы”, задание от героя “раздели на части”, подвижная игра “много-один”. 5. Формирование представления о равенстве. Теоретическая часть: знакомство с понятием равенство. Практическая часть: дидактическая игра “найди равных”, решение задачи от героя “подели поровну”, подвижная игра “займи кольцо”. 6. Размерные отношение между предметами разной длины и толщины. Теоретическая часть: знакомство с понятиями длина, ширина, толщина, высота. Практическая часть: дидактическая игра “длинный-короткий”, выполнение задания от героя “сравни предмет”, подвижная игра “сделай шаг”. 7. Геометрические формы. Теоретическая часть: знакомство с геометрическими формами, их отличиями друг от друга. Практическая часть: дидактическая игра “узнай форму”, выполнение задания от героя “дорисуй”, подвижная игра “давайте построим”. 8. Ориентировка в пространстве, понимание смысла пространственных отношений. Теоретическая часть: ознакомление с пространственными отношениями между предметами, предлогами речи, понятиями право/лево. Практическая часть: дидактическая игра “где предмет”, выполнение задания от героя “расположи предметы правильно”, подвижная игра “найти предмет по описанию”. 9. Ориентировка во времени. Теоретическая часть: знакомство с понятиями времени, частей суток. Практическая часть: дидактическая игра “какая часть суток? ”, выполнение задания от героя “составь расписание дня”, подвижная игра “день/ночь”. 10. Задачи на нахождение суммы и разности. Теоретическая часть: знакомство с понятиями сумма и разность, соответствующими знаками. Практическая часть: выполнение заданий от героя “помоги решить”, подвижная игра “займи кольцо”. 11. Финансовая грамотность. Теоретическая часть: знакомство с понятием финансы, историей торгово-денежных отношений в России. Практическая часть: сюжетно-ролевая игра “магазин”. 12. Цена, товар, спрос. Теоретическая часть: знакомство с понятиями цена, товар, спрос, предложение. Практическая часть: дидактическая игра “найди нужный товар”, выполнение задания от героя “продай игрушку”, подвижная игра “идем в магазин”. 13. Деньги, цена, услуги, товар. Теоретическая часть: знакомство с понятиями деньги, цена, услуга, товар. Практическая часть: дидактическая игра “формируем цену”, выполнение задания от героя “определи товар/услугу”, подвижная игра “займи кольцо”. 14. Деньги, цена, услуги, товар. Теоретическая часть: знакомство с понятиями деньги, цена, услуга, товар. Практическая часть: дидактическая игра “формируем цену”, выполнение задания от героя “определи товар/услугу”, подвижная игра “займи кольцо”. 15. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. Теоретическая часть: знакомство с понятиями карманные расходы, товары первой необходимости, желаемая покупка. Практическая часть: дидактическая игра “необходимые товары”, выполнение задания от героя “какие товары? ”, подвижная игра “товар/услуга”. 16. Реклама. Теоретическая часть: знакомство с понятием реклама, ее видами. Практическая часть: дидактическая игра “вид рекламы”, выполнение задания от героя “создание рекламной афиши”, подвижная игра “займи кольцо”. 17. Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. Теоретическая часть: знакомство с понятием банк, для чего он нужен. Практическая часть: дидактическая игра “часть банка”, сюжетно-ролевая игра “день в банке”. 18. Мошенник, сделка, доход. Теоретическая часть: знакомство с понятиями мошенник, сделка, доход, обман. Практическая часть: дидактическая игра “кто мошенник? ”, викторина “как обезопасить себя от мошенников? ”, подвижная игра “найти преступника”. 19. Услуга, равноценный обмен, бартер. Теоретическая часть: знакомство с понятием равноценный обмен, бартер. Практическая часть: дидактическая игра “равный товар”, выполнение задания от героя “подбери равноценный товар”. 20. Естественно-научная грамотность. Теоретическая часть: знакомство с понятием природа, природные стихии. Практическая часть: дидактическая игра “собери стихии”, выполнение задания от героя “расположи правильно”, подвижная игра “воздух, вода, огонь, земля”. 21. Воздух, воздушный шарик. Теоретическая часть: знакомство с понятиями воздух, свойства воздуха, значение воздуха в жизни человека. Практическая часть: дидактическая игра “где есть воздух? ”, экспериментирование “свойства воздуха”. 22. Вода. Теоретическая часть: знакомство с понятием вода, ее свойствами, значением в жизни человека. Практическая часть: выполнение задания от героя “определи агрегатное состояние воды”, совместное создание плаката “круговорот воды в природе”. 23. Земля, корнеплоды. Теоретическая часть: знакомство с понятием земля, ее свойствами, значением в жизни живых организмов. Практическая часть: дидактическая игра “найди корнеплод”, экспериментирование “свойства земли”. 24. Три состояния воды. Теоретическая часть: знакомство с агрегатными состояниями воды, их свойствами. Практическая часть: экспериментирование с водой, льдом, выполнение задания от героя “где есть вода? ”. 25. Формирование первичных представлений о чередовании времен года, частей суток. Теоретическая часть: знакомство с понятием цикличность, временами года, частями суток. Практическая часть: дидактическая игра “колесо знаний”, выполнение задания от героя “подбери аксессуар”, подвижная игра “день/ночь”. 26. Экспериментирование с природными материалами. Теоретическая часть: закрепление знаний о природных стихиях. Практическая часть: эксперимент “фильтр”. 27. Чтение, анализ: “Колобок”. Теоретическая часть: ознакомление с структурой литературного произведения. Практическая часть: составление плана анализа сказки, ее частей, чтение сказки. 28. Чтение, анализ: “Лиса и кувшин”. Теоретическая часть: формирование умения выделять части текста (начало, середина, конец). Практическая часть: чтение произведения, определение на слух основных действий. 29. Чтение, анализ: Л.Н. Толстой “Косточка”. Теоретическая часть: формирование умения определять главных героев произведения, анализировать их характер/поступки. Практическая часть: чтение произведения, определение главных героев. 30. Чтение, анализ: Н.Носов “Живая шляпа”. Теоретическая часть: формирование умения выделять главную мысль текста. Практическая часть: чтение произведения, выполнение задания от героя “придумай название”. 31. Чтение, анализ: Б.Заходер “Серая звездочка”. Теоретическая часть: формирование умения выделять главную мысль текста. Практическая часть: чтение произведения, анализ произведения по раннее созданному плану. 32. Чтение, анализ: Р.Киплинг “Слоненок”. Теоретическая часть: формирование умения пересказывать текст опираясь на план. Практическая часть: чтение произведения, его анализ по плану, пересказ произведения по плану. 33. Чтение, анализ: В.Катаев “Цветик-семицветик”. Теоретическая часть: формирование умения пересказывать текст опираясь на план. Практическая часть: чтение произведения, его анализ по плану, пересказ произведения по плану. Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы. 3. 1 Формы контроля. Реализация программы «Функциональная грамотность» предусматривает входной, текущий, итоговый контроль обучающихся. Входной контроль осуществляется с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий – с целью контроля усвоения учащимися тем и разделов программы. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом. Входной контроль осуществляется в форме викторины. Текущий контроль включает следующие формы: беседу, проведение викторин, проекты. Итоговый контроль осуществляется в форме викторины. 3. 2 Средства контроля. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты изучения курса:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы. 4. 1 Учебно-методическое обеспечение программы. Реализация программы «Функциональная грамотность» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: групповую, фронтальную. При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический методы. Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами:
4. 2 Материально-технические условия реализации программы Требования к помещению для занятий:
Средства обучения и воспитания:
Расходные материалы:
4. 3 Учебно-информационное обеспечение программы Нормативно-правовые акты и документы:
Список литературы: Н. А. Агеева, Е. А. Баженова, А. А. Василинич, Н. Н. Величко, Л. В. Волкова, О. В. Глушкова, А. Ю. Кичайкина, Л. Н. Кузменкова, М. К. Кондинская, Л. Ю. Куршина, Е. Г. Кушнарева, Е. А. Никитин. 1. 5 Задачи программы:
1. 6 Учащиеся, для которых программа актуальна: Возраст обучающихся по данной программе: 5-7 лет. Группы формируются с учетом возрастных особенностей обучающихся. Количество обучающихся в группе: 5-15 человек. 1. 7 Срок реализации программы: Срок реализации программы – 9 месяцев. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34. Форма занятий – групповая. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Структура занятия: 15 минут дидактические игры, 10 минут активные игры, 15 минут закрепление материала. 1. 8 Планируемые результаты:
|