Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знатоки»
Педагогика
Автор: Шлапацкая Екатерина Андреевна, Пиляева Екатерина Игоревна   
15.08.2025 19:06

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знатоки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знатоки»

Раздел 1. Пояснительная записка

1. 1 Дополнительная общеразвивающая программа «Знатоки» имеет социально-гуманитарную направленность.

1. 2 Уровень программы – ознакомительный.

1. 3 Актуальность программы заключается в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности в условиях постоянно развивающегося общества.

1. 4 Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности дошкольников на уровне дошкольного образования.

Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность», «Читательская грамотность».

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у дошкольников способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

 

Скачать конспект

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у дошкольников способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» владение навыками речевой активности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Содержание учебно-тематического плана:

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть: знакомство с обучающимися, ознакомление с программой, инструктаж по технике безопасности.

2. Математическая грамотность.

Теоретическая часть: знакомство с понятием математики, как науки, с основными элементами, входящими в нее.

Практическая часть: дидактическая игра “подбери составные части математической науки”, подвижная игра “я — математик”.

3. Счет предметов, составление и решение выражений, задач.

Теоретическая часть: знакомство с цифровым рядом, его использованием в жизни человека, порядковым и количественным счетом.

Практическая часть: дидактическая игра “счет предметов”, решение задачи от героя, подвижная игра “займи кольцо”.

4. Создание множества из разным по качеству предметов, разделение множеств на части.

Теоретическая часть: ознакомление с понятием множества, его свойствами, особенностями.

Практическая часть: дидактическая игра “объедини предметы”, задание от героя “раздели на части”, подвижная игра “много-один”.

5. Формирование представления о равенстве.

Теоретическая часть: знакомство с понятием равенство.

Практическая часть: дидактическая игра “найди равных”, решение задачи от героя “подели поровну”, подвижная игра “займи кольцо”.

6. Размерные отношение между предметами разной длины и толщины.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями длина, ширина, толщина, высота.

Практическая часть: дидактическая игра “длинный-короткий”, выполнение задания от героя “сравни предмет”, подвижная игра “сделай шаг”.

7. Геометрические формы.

Теоретическая часть: знакомство с геометрическими формами, их отличиями друг от друга.

Практическая часть: дидактическая игра “узнай форму”, выполнение задания от героя “дорисуй”, подвижная игра “давайте построим”.

8. Ориентировка в пространстве, понимание смысла пространственных отношений.

Теоретическая часть: ознакомление с пространственными отношениями между предметами, предлогами речи, понятиями право/лево.

Практическая часть: дидактическая игра “где предмет”, выполнение задания от героя “расположи предметы правильно”, подвижная игра “найти предмет по описанию”.

9. Ориентировка во времени.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями времени, частей суток.

Практическая часть: дидактическая игра “какая часть суток? ”, выполнение задания от героя “составь расписание дня”, подвижная игра “день/ночь”.

10. Задачи на нахождение суммы и разности.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями сумма и разность, соответствующими знаками.

Практическая часть: выполнение заданий от героя “помоги решить”, подвижная игра “займи кольцо”.

11. Финансовая грамотность.

Теоретическая часть: знакомство с понятием финансы, историей торгово-денежных отношений в России.

Практическая часть: сюжетно-ролевая игра “магазин”.

12. Цена, товар, спрос.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями цена, товар, спрос, предложение.

Практическая часть: дидактическая игра “найди нужный товар”, выполнение задания от героя “продай игрушку”, подвижная игра “идем в магазин”.

13. Деньги, цена, услуги, товар.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями деньги, цена, услуга, товар.

Практическая часть: дидактическая игра “формируем цену”, выполнение задания от героя “определи товар/услугу”, подвижная игра “займи кольцо”.

14. Деньги, цена, услуги, товар.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями деньги, цена, услуга, товар.

Практическая часть: дидактическая игра “формируем цену”, выполнение задания от героя “определи товар/услугу”, подвижная игра “займи кольцо”.

15. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями карманные расходы, товары первой необходимости, желаемая покупка.

Практическая часть: дидактическая игра “необходимые товары”, выполнение задания от героя “какие товары? ”, подвижная игра “товар/услуга”.

16. Реклама.

Теоретическая часть: знакомство с понятием реклама, ее видами.

Практическая часть: дидактическая игра “вид рекламы”, выполнение задания от героя “создание рекламной афиши”, подвижная игра “займи кольцо”.

17. Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

Теоретическая часть: знакомство с понятием банк, для чего он нужен.

Практическая часть: дидактическая игра “часть банка”, сюжетно-ролевая игра “день в банке”.

18. Мошенник, сделка, доход.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями мошенник, сделка, доход, обман.

Практическая часть: дидактическая игра “кто мошенник? ”, викторина “как обезопасить себя от мошенников? ”, подвижная игра “найти преступника”.

19. Услуга, равноценный обмен, бартер.

Теоретическая часть: знакомство с понятием равноценный обмен, бартер.

Практическая часть: дидактическая игра “равный товар”, выполнение задания от героя “подбери равноценный товар”.

20. Естественно-научная грамотность.

Теоретическая часть: знакомство с понятием природа, природные стихии.

Практическая часть: дидактическая игра “собери стихии”, выполнение задания от героя “расположи правильно”, подвижная игра “воздух, вода, огонь, земля”.

21. Воздух, воздушный шарик.

Теоретическая часть: знакомство с понятиями воздух, свойства воздуха, значение воздуха в жизни человека.

Практическая часть: дидактическая игра “где есть воздух? ”, экспериментирование “свойства воздуха”.

22. Вода.

Теоретическая часть: знакомство с понятием вода, ее свойствами, значением в жизни человека.

Практическая часть: выполнение задания от героя “определи агрегатное состояние воды”, совместное создание плаката “круговорот воды в природе”.

23. Земля, корнеплоды.

Теоретическая часть: знакомство с понятием земля, ее свойствами, значением в жизни живых организмов.

Практическая часть: дидактическая игра “найди корнеплод”, экспериментирование “свойства земли”.

24. Три состояния воды.

Теоретическая часть: знакомство с агрегатными состояниями воды, их свойствами.

Практическая часть: экспериментирование с водой, льдом, выполнение задания от героя “где есть вода? ”.

25. Формирование первичных представлений о чередовании времен года, частей суток.

Теоретическая часть: знакомство с понятием цикличность, временами года, частями суток.

Практическая часть: дидактическая игра “колесо знаний”, выполнение задания от героя “подбери аксессуар”, подвижная игра “день/ночь”.

26. Экспериментирование с природными материалами.

Теоретическая часть: закрепление знаний о природных стихиях.

Практическая часть: эксперимент “фильтр”.

27. Чтение, анализ: “Колобок”.

Теоретическая часть: ознакомление с структурой литературного произведения.

Практическая часть: составление плана анализа сказки, ее частей, чтение сказки.

28. Чтение, анализ: “Лиса и кувшин”.

Теоретическая часть: формирование умения выделять части текста (начало, середина, конец).

Практическая часть: чтение произведения, определение на слух основных действий.

29. Чтение, анализ: Л.Н. Толстой “Косточка”.

Теоретическая часть: формирование умения определять главных героев произведения, анализировать их характер/поступки.

Практическая часть: чтение произведения, определение главных героев.

30. Чтение, анализ: Н.Носов “Живая шляпа”.

Теоретическая часть: формирование умения выделять главную мысль текста.

Практическая часть: чтение произведения, выполнение задания от героя “придумай название”.

31. Чтение, анализ: Б.Заходер “Серая звездочка”.

Теоретическая часть: формирование умения выделять главную мысль текста.

Практическая часть: чтение произведения, анализ произведения по раннее созданному плану.

32. Чтение, анализ: Р.Киплинг “Слоненок”.

Теоретическая часть: формирование умения пересказывать текст опираясь на план.

Практическая часть: чтение произведения, его анализ по плану, пересказ произведения по плану.

33. Чтение, анализ: В.Катаев “Цветик-семицветик”.

Теоретическая часть: формирование умения пересказывать текст опираясь на план.

Практическая часть: чтение произведения, его анализ по плану, пересказ произведения по плану.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.

3. 1 Формы контроля.

Реализация программы «Функциональная грамотность» предусматривает входной, текущий, итоговый контроль обучающихся.

Входной контроль осуществляется с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий – с целью контроля усвоения учащимися тем и разделов программы. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом.

Входной контроль осуществляется в форме викторины.

Текущий контроль включает следующие формы: беседу, проведение викторин, проекты.

Итоговый контроль осуществляется в форме викторины.

3. 2 Средства контроля.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий
  • поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости.

Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты изучения курса:

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

4. 1 Учебно-методическое обеспечение программы.

Реализация программы «Функциональная грамотность» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: групповую, фронтальную.

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический методы.

Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами:

  • настольные игры
  • книги
  • театр
  • раздаточный материал.

4. 2 Материально-технические условия реализации программы

Требования к помещению для занятий:

  • наличие ковра
  • наличие стульев для работы в кругу
  • наличие столов для работы с настольным материалом
  • наличие проектора для наглядного представления.

Средства обучения и воспитания:

  • печатные
  • электронные ресурсы
  • наглядные плоскостные средства
  • демонстрационные.

Расходные материалы:

  • бумага для печати заданий.

4. 3 Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 27 июля 2022 г №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24. 11. 2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Список литературы:

Н. А. Агеева, Е. А. Баженова, А. А. Василинич, Н. Н. Величко,

Л. В. Волкова, О. В. Глушкова, А. Ю. Кичайкина, Л. Н. Кузменкова,

М. К. Кондинская, Л. Ю. Куршина, Е. Г. Кушнарева, Е. А. Никитин.

1. 5 Задачи программы:

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1. 6 Учащиеся, для которых программа актуальна:

Возраст обучающихся по данной программе: 5-7 лет. Группы формируются с учетом возрастных особенностей обучающихся. Количество обучающихся в группе: 5-15 человек.

1. 7 Срок реализации программы:

Срок реализации программы – 9 месяцев. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34. Форма занятий – групповая. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Структура занятия: 15 минут дидактические игры, 10 минут активные игры, 15 минут закрепление материала.

1. 8 Планируемые результаты:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов;
  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
  • способность понимать, использовать, размышлять, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год