Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад на семинаре "Проектная деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении"
Педагогика
Автор: Полянская Елена Борисовна   
11.08.2016 11:27

Доклад на семинаре Проектная деятельность в современном дошкольном образовательном учрежденииДоклад на семинаре "Проектная деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении"

Полянская Елена Борисовна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка» Ступинского муниципального района Московской области.

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — сo многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Одним из таких методов является метод проектов.

 

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот тeрмин связывается с понятием «проблема».

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, пeдагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для них всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогает педагог.

И поэтому в нашем ДОУ в 2014-15 и в 2015-16 учебных годах были реализованы следующие проекты с детьми разных возрастных групп: «Поможем городским птицам», «Наша Победа», «Я помню, я горжусь!», «Экологическая тропа как средство познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада», «Ступино выбирает здоровье с детства», «Кто такие взрослые люди?», «Здоровый дошкольник — здоровый школьник» и другие.

Главной задачей любого проекта является формирование познавательной активности детей-дошкольников. Итогом проектной деятельности стали районные методические объединения для педагогов ДОУ, участие в областном конкурсе «Наше Подмосковье», районных конкурсах проектов, районных и областных семинарах и конференциях.

В процессе реализации данных проектов удалось достичь следующих результатов: увеличился активный словарь детей; родители группы узнали о талантах каждой семьи в процессе выполнения домашних заданий; были созданы условия для общения детей с окружающим миром природы; расширились представления детей о подвиге всего народа в Великой отечественной войне; дети начали ориентироваться в истории нашей страны, а так же в истории своей семьи; были оформлены стенды для родителей и другой наглядный материал; оформлены групповые «Книги Памяти»; дети, родители и сотрудники узнали много нового о здоровом образе жизни, о традициях каждой семьи. И главное, родители поняли, что здоровый ребёнок не тот, у которого отсутствуют заболевания, а тот, чьё физическое, психическое и умственное здоровье соответствует возрасту и новым требованиям, предъявляемым к дошкольнику – будущему школьнику.

В результате реализации проектов можно сказать об эффективности выбранной работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. Главный итог этой работы – педагогический. Каждый ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной исследовательской работы, получил первые навыки ее проведения.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, а так же развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Немаловажным являются знания и кругозор педагога, работающего с детьми. Умение отвечать на детские вопросы, умение научно-верно объяснить происходящее — важный фактор усвоения знаний дошкольниками.

«Я слышу — и забываю, я вижу – и вспоминаю, я делаю – и постигаю» Изречение древнего философа осмыслили современные учёные: из того, что мы слышим-усваиваем 10%, из того, что видим-50%, то, что делаем-90%.

И самое главное правило проектной деятельности – познание окружающего мира должно приносить радость. Тогда все увиденное, воспринятое останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Список литературы:

  1. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Веракса Н. Е., Веракса А. Н., гл. ред. Дорофеева А. В., — М.: «Мозаика-Синтез», 2008г.
  2. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: методическое издание / Короткова Н. А., гл. ред. Чернена В. Н., — М.: «ЛинкаПресс», 2007г.
  3. Методика проведения учебных исследований в детском саду: учебное издание / Савенков А. И., гл. ред. Калинина Н.Г., Гордиевская В.Г., — М: «Учебная литература», 2007г.
  4. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М –педагогическое общество России, 2003г
  5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Венгер Л. А., отв. ред. Курнешова Л. Е., — М.: Издательский дом «Карапуз», 1986г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год