Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации планирования познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Пятницкая Юлия Сергеевна | |||
26.08.2025 15:14 | |||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 358 Тракторозаводского района Волгограда» Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации планирования познавательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Автор: воспитатель Пятницкая Ю.С. Младший возраст Июнь 1. Наблюдение «Песок на участке» Цель: в ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка. 2. Тематическая беседа «Свойства песка» Цель: знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость (липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой?» - сухой, мягкий, липкий и т.д.; развивать любознательность, познавательные способности. 3. Опыт «Сухой и мокрый песок» Цель: закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства – может быть сухим и мокрым, сыпучим и вязким; развивать тактильные ощущения, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. 4. Сюжетно — ролевая игра «Магазин» Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, учить использовать поделки из песка в игровой деятельности, развивать воображение детей. Ход игры: воспитатель раздает детям формочки для лепки и читает стихи: «Мы сажали огород, Мы и сад растили. Позовем скорей народ, Чтобы все купили.» Дети лепят из песка простейшие постройки, воспитатель берет корзину и идет вдоль «прилавков», собирая продукты: «Я иду в магазин Покупать продукты. Вы продайте мне, ребята, Овощи и фрукты». Июль 1. Наблюдение за поливом клумб и огородов на участках Цель: развивать наблюдательные способности детей, выявить, для чего нужна вода на участке: полив цветников, огородов, земли, развивать способность делать простейшие выводы, развивать умение озвучивать их, развивать словарь. 2. Тематическая беседа «Водичка, водичка…» Цель: вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная и т.д.; развивать активный словарь детей, воспитывать аккуратное обращение с водой. 3. Опыт «Горячий и холодный» Цель: в ходе опыта дать детям представление о том. Что вода имеет свойство нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, закрепить правила безопасной работы с водой, воспитывать желание экспериментировать. 4. Дидактическая игра «Тонет – не тонет» Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, развивать воображение, познавательные способности детей, воспитывать аккуратность в обращении с водой. Ход игры: воспитатель достает 2 коробочки, в которых лежат различные предметы, А дети достают по очереди эти предметы и опускают в емкость с водой, Определяя при этом, тонет или не тонет предмет. Сентябрь 1. Наблюдение «Едет машина, гудит машина…» Цель: учить детей внимательно наблюдать за определенным объектом, отмечая его Характерные особенности – какой, как действует, где можно увидеть, Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное Отношение к дороге. 2. Тематическая беседа «Транспорт на дороге» Цель: закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить правильному произношению, учить определять и называть основные характеристики движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам города. 3. Опыт «Заводные машины» Цель: закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед, назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам. 4. Подвижная игра «Дорога» Цель: упражнять детей в беге, не наталкиваясь друг на друга, развивать способность оценивать свои действия и действия других детей, развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать волевые качества. Ход игры: воспитатель раздает детям шапочки с изображением транспорта, выбирают регулировщика, рисуют дорогу. По сигналу дети – автомобили начинают движение по указаниям регулировщика, при этом используются все характеристики движения: вперед, назад, медленно, быстро. Октябрь 1. Наблюдение за работой детей подготовительной группы с бумагой (оригами). Цель: закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах, развивать внимательность, любознательность, продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги. 2. Тематическая беседа «Знакомство с бумагой» Цель: познакомить детей с различными видами бумаги (обычная, писчая, бархатная, глянцевая), учить детей определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать тактильные ощущения, развивать активный словарь детей, воспитывать аккуратность в обращении с бумагой. 3. Опыт «Свойства бумаги» Цель: закреплять на практике знания детей о свойствах бумаги (рвется, мнется, шуршит, намокает, окрашивается); развивать желание детей проводить экспериментальную деятельность со знакомым материалом, воспитывать аккуратность при работе с бумагой. 4. Театрализованная игра «Покажем спектакль» с использованием картонажного театра Цель: Закреплять умение определять и называть изделия, сделанные из бумаги, развивать умение использовать эти изделия по назначению, развивать умение правильно пользоваться картонажным театром, воспитывать бережное обращение к труду взрослых. Ноябрь 1. Наблюдение за ветром на прогулке. Цель: обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый (ветерок); дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра, развивать любознательность детей, внимательность, воспитывать желание участвовать в наблюдении. 2. Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо…» Цель: закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный; учить делать выводы о связи живой и неживой природы, развивать мыслительные процессы, воспитывать любознательность. 3. Опыты с султанчиками Цель: учить детей пользоваться султанчиками для определения направления ветра, развивать внимательность, наблюдательность, память, интерес к деятельности, воспитывать желание самим изготавливать дидактический материал. 4. «Что летит, что не летит» Цель: закрепить знания детей о ветре, его характеристиках, развивать интерес к деятельности, ловкость, память, внимание, учить делать выводы, развивать активный словарь детей. Ход игры: воспитатель приносит коробку, в которой лежат разные предметы (Бумажный самолетик, игрушечный, «сережки» от клена, листья, железные шарики и т.д.). Поочередно дети бросают на ветер предмет, определяя при этом, что летит, а что падает на землю. Декабрь 1. Наблюдение за снегом Цель: учить детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый, развивать внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом. 2. Тематическая беседа «На полянку, на лужок Тихо падает снежок…» Цель: Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах снега, о возможности его использования для поделок и игр; развивать способность детей делать выводы по ходу беседы, анализировать полученную информацию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки. 3. Опыт с таянием снегом Цель: познакомить детей со свойством снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности, воспитывать осторожное обращение при работе со снегом. 4. Игра в снежки Цель: в ходе игры познакомить детей с таким свойством снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед. Январь 1. Наблюдение за льдом Цель: выявить с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учить сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учить находить отличия, называть их; воспитывать аккуратное обращение со льдом во время прогулки. 2. Тематическая беседа «Сравнение снега и льда» Цель: учить детей анализировать полученные знания и делать определенные выводы, связанные со свойствами льда и снега, учить составлять небольшие сравнительные рассказы, развивать мышление, память, восприятие и внимание детей, воспитывать желание узнать больше, пополнять словарный запас детей, связанный со снежной тематикой. 3. Опыт «Разноцветный лед» Цель: Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение), развивать описательную речь детей, продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом. 4. Дидактическая игра «Что мы возьмем с собой в детский сад» Цель: в ходе игры продолжать учить сравнивать, исходя из полученных знаний, развивать реакцию, внимательность, память, воспитывать правильность поведения при проигрыше. Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы, в том числе сделанные из льда и снега, а детям нужно дать правильный ответ, можно ли это взять с собой, не боясь, что растает. Февраль 1. Наблюдение за погодным явлением – мороз Цель: дать представление детям о погодном явлении – мороз; установить причинно – следственную связь между этим природным явлением, одеждой детей и поведением людей на улице; продолжать учить составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитателя, развивать мыслительные процессы. 2. Тематическая беседа «Ледяное царство» Цель: закрепить знания детей о том, что лед можно разбить; развивать мыслительные процессы: память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей (лед, ледовое, ледяной); вспомнить, какие зимние игры знают дети (катание с горки на санках, на коньках, на лыжах и т.д.). 3. Опыт с таянием льда и снега Цель: определить с детьми, что тает быстрее – снег или лед, почему? Развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать осторожное обращение со снегом и льдом. 4. Игра «Заморожу» Цель: закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам. Ход игры: воспитатель выполняет роль Мороза. Дети становятся в круг, а воспитатель ходит по кругу и говорит слова «Заморожу, заморожу… носик, щечки, ручки, ножки, ушки». А дети прячут и растирают те части тела, которые называют. Март 1. Наблюдение за изменениями погоды Цель: в ходе наблюдения обратить внимание на то, как изменилась погода на улице: тает снег, бегут ручьи, получаются лужи, ярче светит солнышко, установить взаимосвязь между изменениями погоды и одеждой людей, развивать умение сравнивать. 2. Тематическая беседа «Откуда появились ручьи?» Цель: продолжать учить детей составлять небольшие рассказы по вопросам воспитателя, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, пополнять словарь детей (весна, весенний, талый и т.д.), продолжать рассматривать картины, воспитывать внимательность. 3. Опыт «Кораблики» Цель: в ходе опыта выяснить, куда бегут ручьи, закрепить знания о свойствах бумаги и воды, развивать воображение, чувство юмора, желание экспериментировать, учить устанавливать причинно – следственные отношения. 4. Подвижная игра «Вороны и воробьи» Цель: закреплять знания о птицах, учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость, реакцию, желание участвовать в подвижных играх, воспитывать умение играть в коллективе. Ход игры: дети делятся на две команды – вороны и воробьи. Воспитатель дает команду «воробьи» и дети – воробьи летают, по команде «вороны» дети меняются местами. Воробьи летают Весну окликают, Вороны летят, Воробьев прогнать хотят! Апрель 1. Наблюдение за дождем Цель: дать представление детям о таком природном явлении как дождь; обратить внимание детей на то, что дождь иногда идет сильнее, а иногда совсем чуть – чуть; дождь могут сопровождать такие природные явления как гроза, молния и гром; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, внимательно слушать и слышать. 2. Тематическая беседа по картинке «Идет дождь» Цель: продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, развивать любознательность детей, мыслительные процессы, последовательность изложения, умение описывать природные явления. 3. Опыт «Слабый – сильный дождь» Цель: в ходе опыта определить силу дождя, развивать тактильные ощущения детей, пополнять активный словарь детей, развивать любознательность, умение анализировать происходящее, сравнивать природные явления, воспитывать интерес к деятельности. 4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: учить детей действовать по правилам игры, развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту, волевые качества, воспитывать умение играть в коллективе. Ход игры: Дети по команде воспитателя «Солнышко» бегают, играют, но как только прозвучит команда «Дождик» дети бегут в укрытие, под зонтик. Светит солнышко в окошко, Детки вышли погулять. Но по крыше дождь закапал, Деткам надо убегать» Май 1. Наблюдение за лужами после дождя Цель: обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя. 2. Тематическая беседа «Зачем нужен дождь?» Цель: закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе. 3. Опыт «Куда исчезает вода?» Цель: в ходе эксперимента установить связь между живой и неживой природой, развивать интерес к экспериментальной деятельности, умение анализировать увиденное, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать желание экспериментировать. 4. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» Цель: закреплять умение детей правильно подбирать одежду в разную погоду (свитер, брюки, плащ – дождевик и т.д.); развивать умение сравнивать и анализировать. Ход игры: воспитатель предлагает помочь кукле одеться на прогулку и представляет различные погодные условия (светит солнце, идет дождь, дует ветер и т.д.) Художественное слово 1. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. 2. Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи. Капай, капай пуще, Будет травка гуще. 3. Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут. 4. Радуга – дуга, Не давай дождя! Давай солнышка – Колоколнышка! 5. Заря – заряница, Солнцева сестрица, День замыкает, Месяц зажигает. И лес – то спит, И река – то спит, Ходит сон У окон, Оле спать велит. Кто, угадай – ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки – Над миром пушинки (Зима) Игры с песком 1. Копание совком в песке Воспитатель, сгруппировав несколько детей около песочницы, показывает им совочек и говорит: «Будем копать песочек совком», — показывает детям соответствующие действия. Затем раздает всем по совку и предлагает копать совками песок. Дети под руководством воспитателя научиться насыпать сырой песок в кучки, рыть ямки, канавки, разглаживать совком неровности на песке. 2. Насыпание песка совком в ведро Воспитатель, как и в предыдущей игре, группирует нескольких детей вокруг песочницы, берет в руки ведерко, совочек и говорит: «Сейчас будем насыпать песок в ведерко». Затем показывает детям, как это делается. Раздает детям совки и предлагает им насыпать песок в ведерко. Более старшим детям можно предложить насыпать в ведро сухой песок и отнести его на стол. 3. «Будем печь пироги для куклы» Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок, затем сажает рядом с собой куклу, достает формочку и говорит: «Кукла Маша очень любит пироги, но не умеет их печь. Ребята, давайте поможем кукле испечь пироги. Посмотрите, как это сделаю я. Зачерпываю сырой песок, утрамбовываю его обратной стороной совочка, переворачиваю формочку на стол, придерживаю песок рукой или совком, стучу по дну формочки, снимаю формочку. Посмотрите, какой получился пирожок. Угощайся Маша». После показа изготовления трех-четырех «пирогов» воспитатель раздает формочки детям и предлагает самим сделать пироги для куклы.
|