Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Формирование толерантности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Педагогика
Автор: Сергиенко Симона Сергеевна Худякова Наталья Михайловна   
25.12.2025 00:19

Формирование толерантности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игрыФормирование толерантности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

В настоящее время проблема формирования толерантности у подрастающего поколения является одной из важнейших задач педагогов. В первую очередь, это связано с тем, что Российская Федерация является многонациональной страной, на территории которой проживает более 190 национальностей, имеющих свою культуру, обычаи и язык. В связи с этим, необходимо, чтобы дети умели взаимодействовать между собой независимо от национальной принадлежности, внешнего вида и религиозной принадлежности. Кроме того, принятие разнообразия окружающих людей обогащает личность, позволяет понять собственно «Я» и свое место в мире.

 

Между тем, в последние годы в средствах массовой информации появляется все большее количество сообщений о возникновении конфликтов среди детей на почве национальной неприязни. Дети все чаще проявляют признаки агрессии и нетерпимости по отношению к другим людям, они обидчивы, у них слабо выражена эмпания и способность сопереживать окружающим[1]. Во многом это является причиной того, что в дошкольном возрасте с детьми не проводилась должным образом работа по формированию толерантности, под котором следует понимать процесс, направленный на развитие у детей понимания и уважения к разнообразию культур, традиций, религий и ценностей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Формирование толерантности важно по нескольким причинам:

  1. Жизнь в толерантном обществе позволяет людям сохранять свою национальную идентичность.
  2. В толерантном обществе конфликты решаются посредством диалога, а не насилия.
  3. Формирует культуру принятия, где каждый индивид может выразить себя и быть услышанным.

В свою очередь, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования толерантности, т.к. этот период является, своего рода, фундаментом для последующего развития личности. В дошкольном возрасте у детей отсутствуют стереотипы сознания и поведения, дети только начинают познавать разнообразие окружающего мира. Как правило, они оценивают другого человека по его отношению к ним, а не исходя из национальной принадлежности. Помимо этого, в дошкольном возрасте дети учатся налаживать межличностные отношения, решать возникающие конфликты и усваивать нормы поведения, принятые в обществе.

В процессе взросления, обучения и накопления разнообразного социального опыта, у ребенка происходит постепенное становление системы оценочных суждений относительно явлений и фактов реального мира. Осознание важности формирования толерантности на ранних этапах развития является ключевым фактором при определении образовательных целей в дошкольных учреждениях.

На сегодняшний день имеется достаточно большое количество различных методов и средств, направленных на формирование толерантности дошкольников. К ним можно отнести организацию выставочной деятельности, создание соответствующей предметно-развивающей среды, чтение сказок, театрализованную деятельность и т.д. Между тем, в силу того, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, сюжетно-ролевые игры представляют особый интерес.

Исследователи, среди которых Н.В. Гриценко, считают, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования толерантности у детей дошкольного возраста. В процессе игры дети учатся взаимодействовать со сверстниками, учитывать интересы других людей, лучше усваивают учебную информацию, а также вносят вклад в общее дело[3, с. 70].

Сюжетно-ролевые игры способствуют более успешному усвоению морально-нравственных норм, принятых в обществе. Они учат дошкольников отличать добро от зла, развивают в них такие важные качества личности, как эмпатия, сострадание, честность и справедливость. Они учатся защищать слабых, подражая действиям персонажей, которых они играли[4, с. 32].

К основным приёмам организации сюжетно-ролевых игр для формирования толерантности у дошкольников следует отнести следующие:

  1. Целевое конструирование содержания. Так, педагогу ДОУ следует выбирать такие игры, которые отражают социальную действительность и помогут детям получить новый опыт.
  2. Распределение ролей. Зачастую, дошкольники выбирают положительных героев. Однако педагогу важно организовывать игры таким образом, чтобы ребенок смог поочередно побывать, как в роли положительного персонажа, так и отрицательного. Благодаря этому он сможет понять разницу не только в их поведении, но и внутренних ощущениях.
  3. Педагогу ДОУ необходимо ориентировать детей на чувства и переживания героев.
  4. Важно создавать сотрудничество между детьми в процессе игры, учить их слышать и понимать друг друга.

В качестве примера можно привести следующие сюжетно ролевые игры, направленные на формирование толерантности дошкольников:

  1. «Мы жители планеты Земля». Цель –обогатить знания детей о планете Земля и многообразии человеческих сообществ, населяющих ее. Она направлена на развитие умения выявлять уникальные черты и особенности людей, проживающих в различных странах и регионах мира. В процессе игры формируются такие качества, как гуманизм и толерантность по отношению к другим народам, чувство патриотизма к своей стране и городу, а также уважение и интерес к представителям других культур и национальностей.
  2. «Я родом из тундры». Цель – упражнять детей в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Игра формирует умение распределять на группы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
  3. «Больница». Цель – формирование сочувствия, жалости, внимательного отношения к другим людям, вежливость.
  4. «Магазин». Цель –развитие культурыповедения в общественных местах. Игра дает возможность закрепить нравственные привычки говорить «спасибо», «пожалуйста», воспитывает дружеские взаимоотношения.
  5. «Музей – разноцветная планета». Цель – сформировать и развить интерес и уважение к жизни, культуре и обычаям всех народов многонациональной России. Для игры понадобятся игрушки народов мира, национальная посуда и одежда.
  6. «Угадай, кого мы загадали». Цель –развитие у детей навыков наблюдения и описания, формирование у них понимания многообразия индивидуальных черт, как внешних, так и внутренних. Особое внимание уделяется воспитанию толерантности и уважения к личности каждого ребенка, независимо от его отличительных особенностей. Игра способствует обучению детей этикету межличностного общения и деликатному взаимодействию со сверстниками[2, с. 46].

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования толерантности дошкольников. В игре дети воспроизводят в ролях то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, они учатся взаимодействовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в обществе. Сюжетно-ролевая игра помогает им лучше понять окружающий мир, а также все достоинства его многообразия.

Список использованной литературы

  1. Бурдина Г.Ю. Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». –Режим доступа: http://naukovedenie.ru/index. php? p=opublikovat (дата обращения: 14. 12. 2025).
  2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2020. – 114 с.
  3. Гриценко Н.В. Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2024. – № 2 (8). – С. 69-71.
  4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – М.: Сфера, 2020. – 122 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год