| Формирование толерантности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры |
| Педагогика | |||
| Автор: Сергиенко Симона Сергеевна Худякова Наталья Михайловна | |||
| 25.12.2025 00:19 | |||
|
В настоящее время проблема формирования толерантности у подрастающего поколения является одной из важнейших задач педагогов. В первую очередь, это связано с тем, что Российская Федерация является многонациональной страной, на территории которой проживает более 190 национальностей, имеющих свою культуру, обычаи и язык. В связи с этим, необходимо, чтобы дети умели взаимодействовать между собой независимо от национальной принадлежности, внешнего вида и религиозной принадлежности. Кроме того, принятие разнообразия окружающих людей обогащает личность, позволяет понять собственно «Я» и свое место в мире.
Между тем, в последние годы в средствах массовой информации появляется все большее количество сообщений о возникновении конфликтов среди детей на почве национальной неприязни. Дети все чаще проявляют признаки агрессии и нетерпимости по отношению к другим людям, они обидчивы, у них слабо выражена эмпания и способность сопереживать окружающим[1]. Во многом это является причиной того, что в дошкольном возрасте с детьми не проводилась должным образом работа по формированию толерантности, под котором следует понимать процесс, направленный на развитие у детей понимания и уважения к разнообразию культур, традиций, религий и ценностей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Формирование толерантности важно по нескольким причинам:
В свою очередь, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования толерантности, т.к. этот период является, своего рода, фундаментом для последующего развития личности. В дошкольном возрасте у детей отсутствуют стереотипы сознания и поведения, дети только начинают познавать разнообразие окружающего мира. Как правило, они оценивают другого человека по его отношению к ним, а не исходя из национальной принадлежности. Помимо этого, в дошкольном возрасте дети учатся налаживать межличностные отношения, решать возникающие конфликты и усваивать нормы поведения, принятые в обществе. В процессе взросления, обучения и накопления разнообразного социального опыта, у ребенка происходит постепенное становление системы оценочных суждений относительно явлений и фактов реального мира. Осознание важности формирования толерантности на ранних этапах развития является ключевым фактором при определении образовательных целей в дошкольных учреждениях. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество различных методов и средств, направленных на формирование толерантности дошкольников. К ним можно отнести организацию выставочной деятельности, создание соответствующей предметно-развивающей среды, чтение сказок, театрализованную деятельность и т.д. Между тем, в силу того, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, сюжетно-ролевые игры представляют особый интерес. Исследователи, среди которых Н.В. Гриценко, считают, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования толерантности у детей дошкольного возраста. В процессе игры дети учатся взаимодействовать со сверстниками, учитывать интересы других людей, лучше усваивают учебную информацию, а также вносят вклад в общее дело[3, с. 70]. Сюжетно-ролевые игры способствуют более успешному усвоению морально-нравственных норм, принятых в обществе. Они учат дошкольников отличать добро от зла, развивают в них такие важные качества личности, как эмпатия, сострадание, честность и справедливость. Они учатся защищать слабых, подражая действиям персонажей, которых они играли[4, с. 32]. К основным приёмам организации сюжетно-ролевых игр для формирования толерантности у дошкольников следует отнести следующие:
В качестве примера можно привести следующие сюжетно ролевые игры, направленные на формирование толерантности дошкольников:
Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования толерантности дошкольников. В игре дети воспроизводят в ролях то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, они учатся взаимодействовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в обществе. Сюжетно-ролевая игра помогает им лучше понять окружающий мир, а также все достоинства его многообразия. Список использованной литературы
|



Формирование толерантности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры








