Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка практикума для родителей «Круги Луллия: играем, мыслим, говорим»
Педагогика
Автор: Ильина Юлия Вадимовна Шаблыкина Ирина Викторовна Рудых Ольга Алексеевна   
23.12.2025 19:16

Методическая разработка практикума для родителей «Круги Луллия: играем, мыслим, говорим»Методическая разработка практикума для родителей «Круги Луллия: играем, мыслим, говорим»

  • Ильина Юлия Вадимовна учитель-логопед
  • Рудых Ольга Алексеевна воспитатель
  • Шаблыкина Ирина Викторовна воспитатель

МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г. Челябинска»

Цель практикума: повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в вопросах речевого и познавательного развития через освоение и практическое применение инновационной игровой технологии «Круги Луллия» в условиях семейного воспитания.

Задачи практикума:

  1. Обучающая задача: сформировать у родителей теоретическое понимание методики «Круги Луллия» — её исторических корней, дидактического потенциала и принципов действия для развития высших психических функций (мышления, памяти, внимания) и речи.
  2. Практическая задача: научить родителей самостоятельно изготавливать адаптированное дидактическое пособие ( «Круги Луллия») и составлять комплекты карточек с учетом возраста, речевых возможностей и интересов их ребенка.
  3. Методическая задача: отработать с родителями алгоритмы проведения конкретных игровых упражнений с «Кругами Луллия», направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, фонематических процессов и логических операций (сравнение, классификация, анализ).
  4. Мотивационно-рефлексивная задача: стимулировать родителей к систематическому использованию метода в повседневном общении с ребенком, сформировать установку на игру как основной способ развития и коррекции, а также способствовать созданию сообщества родителей для обмена опытом и поддержки.

 

Эти задачи взаимосвязаны и последовательно ведут к достижению цели: от понимания «что это и зачем» → к умению «как сделать» → к навыку «как играть» → к готовности «внедрить в жизнь».

В российской дошкольной педагогике актуальной задачей является целенаправленное развитие творческого потенциала детей. Анализ сложившейся практики позволяет выделить ключевую проблему: существующий педагогический инструментарий не всегда содержит системный набор методов, способных эффективно вовлечь ребёнка в творческий процесс. Знания, которыми овладевают дошкольники, часто оказываются фрагментарными, слабо связанными между собой и в итоге недостаточно востребованными в практической деятельности. В результате они не становятся прочным фундаментом для развития сложных форм мышления. Формирование последнего неотделимо от освоения базовых умственных операций, среди которых классификация занимает особое место, являясь одним из ключевых компонентов творческих способностей личности.

Круги Луллия-это это конкретный и доказавший свою эффективность инструмент, который предлагает педагогам и родителям системный подход к решению именно той проблемы: отсутствия методов для увлекательного и целостного развития мышления у детей. Данное пособие, основанное на принципах «Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)», позволяет в игровой форме целенаправленно развивать речевые и высшие психические функции.

В рамках федеральной государственной политики реализуется «Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста». Ее целью является повышение педагогической компетентности семьи, в том числе в вопросах развития и коррекции речи. Методика использования кругов Луллия успешно вписывается в задачи этой программы.

Дидактическое пособие «Круги Луллия», основанное на логической машине каталонского философа и поэта XIII века Раймонда Луллия, представляет собой универсальное средство полифункционального характера. Исторически оно было создано как механизм для комбинаторного получения новых знаний из базовых аксиом, заключённых в символах и изречениях на вращающихся дисках. В современной дошкольной педагогике эта технология адаптирована и успешно интегрируется во все образовательные области основной программы, выступая эффективным инструментом интеллектуального и творческого развития детей в возрасте 3–7 лет. Ключевым дидактическим потенциалом пособия является его способность трансформировать образовательные задачи в формат увлекательной игры. Это создаёт мотивационно насыщенную среду, стимулирующую познавательную активность ребёнка и способствующую целостному, а не фрагментарному усвоению знаний.

Механизм работы, предполагающий свободное комбинирование элементов на вращающихся кругах (например, изображений, символов, слов), позволяет формировать и закреплять системные связи между понятиями из разных областей знаний, стимулировать базовые мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификацию и установление причинно-следственных связей, развивать речемыслительную деятельность, творческое воображение и способность к нестандартным решениям.

Два основных типа заданий включают «Найди реальное сочетание» (например, животное и его детеныша) для тренировки установления смысловых связей и «Объясни необычное сочетание» (например, «кошка + растет на дереве») для развития фантазии и навыка построения развернутого высказывания.

Применение данного метода в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах обеспечивает психологически комфортную, непринуждённую атмосферу, что минимизирует напряжение и способствует более глубокому и осмысленному восприятию материала.

Примеры упражнений и рекомендации для родителей.

1. Для развития речи и словаря:

  • «Признак + предмет» (от 3-х лет): На одном круге — предметы (яблоко, мяч, машина), на другом — признаки (красный, большой, круглый, быстрая). Составляем словосочетания, тренируя согласование: «красное яблоко», «быстрая машина».
  • «Кто где живёт?» (от 4-х лет): На одном круге — животные (птица, рыба, медведь), на другом — их «дома» (гнездо, река, берлога). Игра помогает строить простые предложения: «Птица живёт в гнезде».
  • «Сочини историю» (от 5-ти лет): Используем 3-4 круга. Герой (зайчик) + Место (лес) + Проблема (потерял дорогу) + Помощник (ёжик). Задача — придумать по этим опорам связный мини-рассказ.

2. Для развития логики и познания мира:

  • «Времена года» (от 4-х лет): На одном круге — времена года, на другом — их признаки (снежинки, жёлтый лист, цветок, солнце), на третьем — подходящая одежда (шуба, куртка, футболка). Игра учит устанавливать причинно-следственные связи.
  • «Профессии и инструменты» (от 4-х лет): На одном круге — профессии (повар, врач), на другом — их инструменты (половник, градусник). Ребёнок соединяет картинки и может объяснить, как специалист использует предмет.
  • «Что из чего?» (от 5-ти лет): Исходный материал (молоко, дерево, глина) + готовый продукт (сыр, книга, ваза). Развивает понимание процессов преобразования в окружающем мире.

3. Для подготовки к школе и развития эмоционального интеллекта:

  • «Сосчитай-ка!» (от 5-ти лет): На одном круге — цифры (1, 2, 3), на другом — группы предметов (3 грибочка, 2 шарика). Ребёнок находит числовое соответствие.
  • «Буква и звук» (от 5-6 лет): На одном круге — буквы, на другом — предметы, названия которых с этой буквы начинаются ( «А»«арбуз», «Д»«дом»).
  • «Настроение и причина» (от 4-х лет): На одном круге — пиктограммы эмоций (радость, грусть, удивление), на другом — ситуации (подарок, сломанная игрушка, неожиданный гость). Обсуждаем, почему герою весело или грустно, развивая эмпатию и связную речь.

Простые советы для успешных занятий с ребёнком:

  1. Начните с малого: Первые игры должны быть простыми, с 2 кругами и 4 секторами, чтобы ребёнок почувствовал успех.
  2. Идите от интереса: Выбирайте темы, которые сейчас увлекают вашего ребёнка (динозавры, машины, принцессы) — так вовлечённость будет максимальной.
  3. Акцентируйте на процессе, а не на результате: Важнее не «правильно соединить», а обсудить получившуюся комбинацию, задать вопросы ( «Как ты думаешь, как слон попал в холодильник?»).
  4. Создавайте пособие вместе: Разрезание карточек, выбор и наклеивание картинок — это тоже отличное занятие на развитие мелкой моторики и совместное творчество.

Эта методика хороша своей гибкостью. Вы можете менять темы, усложнять задания и создавать игры, которые будут по-настоящему увлекать именно вашего ребёнка, превращая важные развивающие задачи в весёлую игру.

Таким образом, дидактическое пособие «Круги Луллия» является эффективным ответом на ключевые проблемы современной педагогической практики. Во-первых, оно решает проблему фрагментарности знаний, позволяя ребёнку объединять различные лексические темы и понятия (например, животных, среду их обитания и действия) в целостные смысловые связи, что способствует системному усвоению информации. Во-вторых, пособие преодолевает неактуальность знаний в новых ситуациях: механизм случайных комбинаций (к примеру, «слон в холодильнике»), стимулирует творческое применение уже усвоенной информации для объяснения нестандартных сценариев, тем самым развивая гибкость мышления.

Внедрение этой методики в широкую практику поддерживается федеральной «Программой просвещения родителей». Её цель — повышение педагогической компетентности семьи, в том числе через информирование о современных технологиях, в том числе таких как «Круги Луллия». Ключевая задача программы — оказание психолого-педагогической помощи в выборе оптимальных стратегий взаимодействия с ребёнком.

Список литературы:

  1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2018.
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн.: Университетское, 2018.
  3. Герасимова Т.А. «ТРИЗ – технологии в ДОУ. Использование многофункционального модуля «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста». – 2022-2023.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год