| Методическая разработка практикума для родителей «Круги Луллия: играем, мыслим, говорим» |
| Педагогика | |
| Автор: Ильина Юлия Вадимовна Шаблыкина Ирина Викторовна Рудых Ольга Алексеевна | |
| 23.12.2025 19:16 | |
|
МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г. Челябинска» Цель практикума: повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в вопросах речевого и познавательного развития через освоение и практическое применение инновационной игровой технологии «Круги Луллия» в условиях семейного воспитания. Задачи практикума:
Эти задачи взаимосвязаны и последовательно ведут к достижению цели: от понимания «что это и зачем» → к умению «как сделать» → к навыку «как играть» → к готовности «внедрить в жизнь». В российской дошкольной педагогике актуальной задачей является целенаправленное развитие творческого потенциала детей. Анализ сложившейся практики позволяет выделить ключевую проблему: существующий педагогический инструментарий не всегда содержит системный набор методов, способных эффективно вовлечь ребёнка в творческий процесс. Знания, которыми овладевают дошкольники, часто оказываются фрагментарными, слабо связанными между собой и в итоге недостаточно востребованными в практической деятельности. В результате они не становятся прочным фундаментом для развития сложных форм мышления. Формирование последнего неотделимо от освоения базовых умственных операций, среди которых классификация занимает особое место, являясь одним из ключевых компонентов творческих способностей личности. Круги Луллия-это это конкретный и доказавший свою эффективность инструмент, который предлагает педагогам и родителям системный подход к решению именно той проблемы: отсутствия методов для увлекательного и целостного развития мышления у детей. Данное пособие, основанное на принципах «Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)», позволяет в игровой форме целенаправленно развивать речевые и высшие психические функции. В рамках федеральной государственной политики реализуется «Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста». Ее целью является повышение педагогической компетентности семьи, в том числе в вопросах развития и коррекции речи. Методика использования кругов Луллия успешно вписывается в задачи этой программы. Дидактическое пособие «Круги Луллия», основанное на логической машине каталонского философа и поэта XIII века Раймонда Луллия, представляет собой универсальное средство полифункционального характера. Исторически оно было создано как механизм для комбинаторного получения новых знаний из базовых аксиом, заключённых в символах и изречениях на вращающихся дисках. В современной дошкольной педагогике эта технология адаптирована и успешно интегрируется во все образовательные области основной программы, выступая эффективным инструментом интеллектуального и творческого развития детей в возрасте 3–7 лет. Ключевым дидактическим потенциалом пособия является его способность трансформировать образовательные задачи в формат увлекательной игры. Это создаёт мотивационно насыщенную среду, стимулирующую познавательную активность ребёнка и способствующую целостному, а не фрагментарному усвоению знаний. Механизм работы, предполагающий свободное комбинирование элементов на вращающихся кругах (например, изображений, символов, слов), позволяет формировать и закреплять системные связи между понятиями из разных областей знаний, стимулировать базовые мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификацию и установление причинно-следственных связей, развивать речемыслительную деятельность, творческое воображение и способность к нестандартным решениям. Два основных типа заданий включают «Найди реальное сочетание» (например, животное и его детеныша) для тренировки установления смысловых связей и «Объясни необычное сочетание» (например, «кошка + растет на дереве») для развития фантазии и навыка построения развернутого высказывания. Применение данного метода в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах обеспечивает психологически комфортную, непринуждённую атмосферу, что минимизирует напряжение и способствует более глубокому и осмысленному восприятию материала. Примеры упражнений и рекомендации для родителей. 1. Для развития речи и словаря:
2. Для развития логики и познания мира:
3. Для подготовки к школе и развития эмоционального интеллекта:
Простые советы для успешных занятий с ребёнком:
Эта методика хороша своей гибкостью. Вы можете менять темы, усложнять задания и создавать игры, которые будут по-настоящему увлекать именно вашего ребёнка, превращая важные развивающие задачи в весёлую игру. Таким образом, дидактическое пособие «Круги Луллия» является эффективным ответом на ключевые проблемы современной педагогической практики. Во-первых, оно решает проблему фрагментарности знаний, позволяя ребёнку объединять различные лексические темы и понятия (например, животных, среду их обитания и действия) в целостные смысловые связи, что способствует системному усвоению информации. Во-вторых, пособие преодолевает неактуальность знаний в новых ситуациях: механизм случайных комбинаций (к примеру, «слон в холодильнике»), стимулирует творческое применение уже усвоенной информации для объяснения нестандартных сценариев, тем самым развивая гибкость мышления. Внедрение этой методики в широкую практику поддерживается федеральной «Программой просвещения родителей». Её цель — повышение педагогической компетентности семьи, в том числе через информирование о современных технологиях, в том числе таких как «Круги Луллия». Ключевая задача программы — оказание психолого-педагогической помощи в выборе оптимальных стратегий взаимодействия с ребёнком. Список литературы:
|



Методическая разработка практикума для родителей «Круги Луллия: играем, мыслим, говорим»








