| РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
| Педагогика | |||
| Автор: Погорелая Ирина Александровна Кормачева Ольга Васильевна Утусикова Любовь Николаевна | |||
| 19.12.2025 08:14 | |||
|
Кормачева Ольга Васильевна, учитель-логопед, Погорелая Ирина Александровна, воспитатель, Утусикова Любовь Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №59», г. Череповец Вологодской области У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, отмечаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы. Наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, обвести предмет по контуру. На музыкальных занятиях: не слышат ритм, сильную долю, им трудно делать поскоки в такт мелодии. В дальнейшем такие дети сталкиваются с проблемами при письме, при счете, при чтении, решении математических задач.
В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины проблем учебной деятельности обусловлены особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной информации, поступающей из противоположной половины тела. Чем лучше развита связь между полушариями мозга, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, зрительно-моторная координация. Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения, недостатков речи, чтения и письма и управления своими эмоциями. Нейроигры без медикаментозного вмешательства позволяют отрегулировать межполушарное взаимодействие. Применение в логопедической работе нейропсихологических приемов развивает у детей интерес к занятиям, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, приводит к стабильному результату. Особенностью нейропсихологических приемов является то, что их применение возможно при любом уровне развития ребенка на индивидуальных и подгрупповых занятиях. С их помощью достигаются более высокие результаты в коррекционной работе. При регулярном выполнении этих упражнений нервные пути в мозолистом теле восстанавливаются, способствуя объединению левого иправого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. В начале коррекционного процесса предпочтения отдаётся двигательным методам, которые активизируют и восстанавливают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Развивая координацию движений, моторику ребенка, тем самым мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Предлагаем упражнения, из опыта работы, которые эффективно используются нами на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Игра “Кочки”. Для этой игры используются резиновые полусферы с различной рельефной поверхностью. Ребёнок шагает по «кочкам», называет на каждой кочке слово на определенный звук или слог в его начале, при этом шагая правой ногой, поднимает левую руку, а шагая левой ногой, поднимают правую руку. Игратьмогутсразу несколько детей, соревнуясь между собой. Игра «Слоги на пузырьках». В игре используется игрушкарop-it. Педагог кладет перед ребёнком четыре картинки с разным количеством слогов, в каждом слове присутствует звук, который закрепляем. Ребёнок выбирает ряд кнопочек на рop-it и слово, которое он будет проговаривать по слогам, называет первый слог, хлопает в ладоши и нажимает на кнопкурop- it, называет второй слог, хлопает в ладоши и лопает следующий пузырек и так далее. Потом называет сколько частей в слове и проверяет себя по пузырькам. Логопед просит ребёнка вспомнить слова, в которых было меньше всего слогов в слове и больше всего. Игра «Фигуры». На полу перед ребёнком лежит вертикально расположенная скакалка, а слева и справа вдоль неё на цветных кругах и квадратах карточки с картинками на закрепляемый звук. Ребёнок перепрыгивает через скакалку и называет слог в слове. Если картинка в круге, ребёнок называет первый слог в слове, если в квадрате, то последний слог. Благодаря этой игре дети учатся делить слова на слоги. Игра «Шарики». Игра направлена на автоматизацию звуков и умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Перед ребёнком лежат 10-12 карточек с картинками, в названии которых присутствуют дифференцируемые звуки, и поднос с небольшими мягкими шариками, а по бокам — две коробочки/стаканчика. У ребёнка в руках пластмассовые пинцеты. Ребёнок называет предмет с мягким согласным звуком в названии, он одновременно берет шарик пинцетом в левой руке и кладет в левую коробочку, а если называет слова с твёрдым согласным звуком — берет пинцетом в правой руке и кладет в правую коробочку. В каждую коробочку нужно положить по пять шариков, при этом важно следить за произношением звуков. Усложнение: если звук в слове мягкий, ребенок берёт правой рукой и кладёт в левую коробочку, а если звук твёрдый — берёт левой рукой и кладёт в правую коробочку. Игра «Чудесный мешочек». Перед ребёнком находится мешочек, в котором лежат пластмассовые/деревянные буквы (начинаем с 4 букв). А рядом лежат перевернутые четыре карточки с графическим изображением букв. Ребёнок переворачивает любые две карточки, называет буквы. Логопед предлагает ребенку наощупь найти буквы. Ребёнок сам выбирает какой рукой, какую букву будет искать. Также ищет и оставшиеся две буквы, сравнивает их с буквами на карточках. Если из этих букв можно сложить слог или слово, складывает и читает его. Игра «Раз словечко, два словечко…». Перед ребёнком размещается предметные картинки (3*3), в центре – круг (например, желтого цвета). Справа и слева размещаются листики бумаги. Ребёнок, сминает двумя руками одновременно бумагу, собирая ее в кулаки, проговаривая словосочетания со словами мой, моя, моё, обращая внимание на цвет кружочка в середине. Например: Мой жёлтый дом. Моё жёлтое яблоко. Моя жёлтая шапка. Педагог убирает желтый кружок, под ним смайлик. Ребёнок расправляет листики из кулачков, одновременно называет картинки ласково, например: домик, мячик, деревце, солнышко. Педагог убирает смайлик, под ним цифра пять. Ребенок листочки бумаги опять собирает в кулачки, при этом называет предметы с цифрой пять, например, пять деревьев, пять мячей, пять стульев. Для стимуляции мозжечковой зоны используются балансировочная доска Бильгоу. Задача ребёнка – удержать равновесие. В процессе работы с балансировочной доской одновременно с двигательной активностью, используются игры и упражнения по активизации и обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, формированию звукопроизношения. Варианты двигательной активности ребёнка с применением тренажера Бильгоу:
Таким образом, коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволяет ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр, позволяет расширять границы межполушарного взаимодействия, что является основой интеллектуального развития и речевого ребенка с особыми образователями потребностями. Литература:
|



РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ








