Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Педагогика
Автор: Погорелая Ирина Александровна Кормачева Ольга Васильевна Утусикова Любовь Николаевна   
19.12.2025 08:14

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИРАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кормачева Ольга Васильевна, учитель-логопед, Погорелая Ирина Александровна, воспитатель, Утусикова Любовь Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №59», г. Череповец Вологодской области

У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, отмечаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы. Наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, обвести предмет по контуру. На музыкальных занятиях: не слышат ритм, сильную долю, им трудно делать поскоки в такт мелодии. В дальнейшем такие дети сталкиваются с проблемами при письме, при счете, при чтении, решении математических задач.

 

В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины проблем учебной деятельности обусловлены особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной информации, поступающей из противоположной половины тела. Чем лучше развита связь между полушариями мозга, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, зрительно-моторная координация. Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения, недостатков речи, чтения и письма и управления своими эмоциями.

Нейроигры без медикаментозного вмешательства позволяют отрегулировать межполушарное взаимодействие. Применение в логопедической работе нейропсихологических приемов развивает у детей интерес к занятиям, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, приводит к стабильному результату. Особенностью нейропсихологических приемов является то, что их применение возможно при любом уровне развития ребенка на индивидуальных и подгрупповых занятиях. С их помощью достигаются более высокие результаты в коррекционной работе. При регулярном выполнении этих упражнений нервные пути в мозолистом теле восстанавливаются, способствуя объединению левого иправого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. В начале коррекционного процесса предпочтения отдаётся двигательным методам, которые активизируют и восстанавливают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Развивая координацию движений, моторику ребенка, тем самым мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Предлагаем упражнения, из опыта работы, которые эффективно используются нами на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.

Игра “Кочки”. Для этой игры используются резиновые полусферы с различной рельефной поверхностью. Ребёнок шагает по «кочкам», называет на каждой кочке слово на определенный звук или слог в его начале, при этом шагая правой ногой, поднимает левую руку, а шагая левой ногой, поднимают правую руку. Игратьмогутсразу несколько детей, соревнуясь между собой.

Игра «Слоги на пузырьках». В игре используется игрушкарop-it. Педагог кладет перед ребёнком четыре картинки с разным количеством слогов, в каждом слове присутствует звук, который закрепляем. Ребёнок выбирает ряд кнопочек на рop-it и слово, которое он будет проговаривать по слогам, называет первый слог, хлопает в ладоши и нажимает на кнопкурop- it, называет второй слог, хлопает в ладоши и лопает следующий пузырек и так далее. Потом называет сколько частей в слове и проверяет себя по пузырькам. Логопед просит ребёнка вспомнить слова, в которых было меньше всего слогов в слове и больше всего.

Игра «Фигуры». На полу перед ребёнком лежит вертикально расположенная скакалка, а слева и справа вдоль неё на цветных кругах и квадратах карточки с картинками на закрепляемый звук. Ребёнок перепрыгивает через скакалку и называет слог в слове. Если картинка в круге, ребёнок называет первый слог в слове, если в квадрате, то последний слог. Благодаря этой игре дети учатся делить слова на слоги.

Игра «Шарики». Игра направлена на автоматизацию звуков и умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Перед ребёнком лежат 10-12 карточек с картинками, в названии которых присутствуют дифференцируемые звуки, и поднос с небольшими мягкими шариками, а по бокам — две коробочки/стаканчика. У ребёнка в руках пластмассовые пинцеты. Ребёнок называет предмет с мягким согласным звуком в названии, он одновременно берет шарик пинцетом в левой руке и кладет в левую коробочку, а если называет слова с твёрдым согласным звуком — берет пинцетом в правой руке и кладет в правую коробочку. В каждую коробочку нужно положить по пять шариков, при этом важно следить за произношением звуков. Усложнение: если звук в слове мягкий, ребенок берёт правой рукой и кладёт в левую коробочку, а если звук твёрдый — берёт левой рукой и кладёт в правую коробочку.

Игра «Чудесный мешочек». Перед ребёнком находится мешочек, в котором лежат пластмассовые/деревянные буквы (начинаем с 4 букв). А рядом лежат перевернутые четыре карточки с графическим изображением букв. Ребёнок переворачивает любые две карточки, называет буквы. Логопед предлагает ребенку наощупь найти буквы. Ребёнок сам выбирает какой рукой, какую букву будет искать. Также ищет и оставшиеся две буквы, сравнивает их с буквами на карточках. Если из этих букв можно сложить слог или слово, складывает и читает его.

Игра «Раз словечко, два словечко…». Перед ребёнком размещается предметные картинки (3*3), в центре – круг (например, желтого цвета). Справа и слева размещаются листики бумаги. Ребёнок, сминает двумя руками одновременно бумагу, собирая ее в кулаки, проговаривая словосочетания со словами мой, моя, моё, обращая внимание на цвет кружочка в середине. Например: Мой жёлтый дом. Моё жёлтое яблоко. Моя жёлтая шапка. Педагог убирает желтый кружок, под ним смайлик. Ребёнок расправляет листики из кулачков, одновременно называет картинки ласково, например: домик, мячик, деревце, солнышко. Педагог убирает смайлик, под ним цифра пять. Ребенок листочки бумаги опять собирает в кулачки, при этом называет предметы с цифрой пять, например, пять деревьев, пять мячей, пять стульев.

Для стимуляции мозжечковой зоны используются балансировочная доска Бильгоу. Задача ребёнка – удержать равновесие. В процессе работы с балансировочной доской одновременно с двигательной активностью, используются игры и упражнения по активизации и обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, формированию звукопроизношения. Варианты двигательной активности ребёнка с применением тренажера Бильгоу:

  • ловит и кидает взрослому мешочки, набитые крупой
  • подкидывает вверх и ловит мешочек двумя и одной рукой
  • отбивает подвешенный мячик то одной, то двумя руками
  • кидает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
  • отбивает мячик на резинке от наклонной доски
  • залезает и слезает на доску с разных сторон
  • садится «по-турецки» на доску с пола или из положения стоя на доске
  • имитирует плавательные, вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди
  • нагибается, дотягивается руками до пола.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволяет ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр, позволяет расширять границы межполушарного взаимодействия, что является основой интеллектуального развития и речевого ребенка с особыми образователями потребностями.

Литература:

  • Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. А., кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».
  • Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год