|
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Тень авторитета: как не перейти грань в общении с ребенком. Профилактика психологического абьюза в диаде «воспитатель-ребенок».
Целевая аудитория: Воспитатели, помощники воспитателей.
Продолжительность: 3-4 академических часа.
Ведущий: Педагог-психолог.
Главная цель: Спровоцировать профессиональную рефлексию, дать четкие критерии для самооценки и практические инструменты для замены деструктивных моделей поведения на конструктивные.
Структура и содержание семинара
Блок 1: Введение. «Невидимая линия» (30 минут)
- Приветствие и настрой на рефлексию.
- Важно начать с создания безопасной атмосферы. Ведущий: «Сегодня мы не для того, чтобы искать виноватых, а для того, чтобы увидеть те профессиональные "ловушки", в которые может попасть каждый из нас из-за усталости, стресса и высоких нагрузок. Наша цель — стать лучше для самих себя и для детей».
- Упражнение «Где грань?»
- Участникам раздаются карточки с парой высказываний/действий. Задача: отметить, где, по их мнению, проходит грань между строгостью и абьюзом, между управлением поведением и подавлением.
- Примеры пар:
- А: «Саша, убери машинку, сейчас время заниматься». Б: «Саша, сколько раз можно повторять! Все уже убрали, а ты как неадекватный! Марш сейчас же убери!»
- А: «Маша, если ты будешь кидаться песком, тебе придется выйти из песочницы». Б: «Вот всегда ты так портишь всем игру! Ничего тебе нельзя доверить! Стоишь тут в углу и подумай о своем поведении».
- Обсуждение в кругу: Что делает фразу "Б" травмирующей? (Унижение личности, публичность, ярлыки, отсутствие уважения).
Блок 2: «Маски абьюза: как он выглядит в наших стенах?» (1 час)
Интерактивная лекция с примерами из практики ДОУ. Ведущий не просто перечисляет формы, а подробно разбирает КОНКРЕТНЫЕ примеры, которые могут происходить в группе.
1. Вербальная агрессия и унижение:
- Прямые оскорбления: «Неряха», «тугодум», «капризная истеричка».
- Сравнение и высмеивание: «Посмотрите, как Оля аккуратно кушает, а ты как поросенок», «Все дети как дети, а ты...».
- Угрозы и запугивание: «Будешь плакать — оставлю одного в спальне», «Не будешь спать — придет бабайка», «Сейчас позвоню милиционеру, он тебя заберет». Акцент: страх парализует волю и развитие ребенка.
2. Эмоциональное отвержение и изоляция:
- Игнорирование: «Я с тобой не разговариваю, пока не извинишься», демонстративное не замечание ребенка в течение долгого времени.
- Манипуляция любовью и привязанностью: «Я таких непослушных детей не люблю», «Маму свою расстроил, теперь она за тобой не придет».
- «Стыдный стульчик» и его аналоги: Публичная изоляция как наказание. Акцент: для ребенка это равноценно социальной смерти, он чувствует себя изгоем.
3. Подавление воли и контроль:
- Гиперопека: «Не лезь, упадешь!», «Я сама завяжу, ты все равно не умеешь». Акцент: воспитание выученной беспомощности.
- Негативное предсказание: «У тебя никогда ничего не получается», «Из тебя ничего путного не вырастет».
- Нарушение личных границ: Принудительное кормление, туалет, лишение возможности выбора (во что играть, какую книжку читать).
Блок 3: «Почему мы это делаем? Источники выгорания и триггеры срыва» (45 минут)
Работа в мини-группах «Анализ причин». Задача: проанализировать, что может подтолкнуть воспитателя к использованию психологического насилия. Обсудить не как оправдание, а как точку для применения профилактических мер.
Карточки-триггеры для обсуждения:
- Триггер №1: Высокая нагрузка и хроническая усталость.
- Триггер №2: "Трудный" ребенок, который выводит из себя.
- Триггер №3: Нехватка времени и необходимость быстро добиться результата (например, построить всех на прогулку).
- Триггер №4: Личные проблемы и неумение отделять их от работы.
- Триггер №5: Профессиональное выгорание, цинизм, потеря энтузиазма.
- Триггер №6: Педагогическая беспомощность ("Я просто не знаю, как еще на него повлиять!").
Итог обсуждения: Мы не можем устранить все стрессоры, но мы можем научиться распознавать момент, когда мы на грани срыва, и иметь «план Б».
Блок 4: «Инструменты замены: что делать вместо этого?» (1 час)
Практикум «Скорая педагогическая помощь». Участникам раздаются карточки с типичными сложными ситуациями и деструктивной реакцией воспитателя. Задача в группах — разработать 2-3 конструктивных альтернативы.
- Ситуация 1: Ребенок отказывается убирать игрушки.
- Деструктивная реакция: «Опять ты один во всей группе не убрал! Все из-за тебя ждем! Бессовестный!»
- Конструктивные альтернативы:
- Выбор: «Ты уберешь машинки или кубики? Выбирай».
- Игра: «Давай посмотрим, кто быстрее уберет — ты эти машинки или я эти кубики?»
- Констатация правила и его последствий: «У нас в группе правило: перед обедом убираем игрушки. Если игрушки не убраны, мы не можем идти обедать. Я готова тебе помочь».
- Ситуация 2: Ребенок устраивает истерику.
- Деструктивная реакция: «Немедленно замолчи! Хватит рыдать! Все на тебя смотрят!»
- Конструктивные альтернативы:
- Нейтральное признание чувств: «Я вижу, ты очень сильно расстроен. Это нормально — расстраиваться».
- Изоляция без стыда: «Я понимаю, тебе нужно побыть одному. Давай ты посидишь здесь на стульчике, пока не успокоишься, а я буду рядом».
- Тактильный контакт (если ребенок позволяет): Просто побыть рядом, возможно, обнять.
Техника «Стоп-Кран» для воспитателя. Обсуждаем личные техники экстренной саморегуляции в момент нарастающего гнева:
- Глубокий вдох-выдох (счет до 5).
- Выход из ситуации: «Мне нужно отойти на минутку, выпить воды».
- Внутренняя мантра: Произнести про себя: «Он не делает это назло, он просто ребенок и не справляется».
- Смена деятельности: Переключить внимание на другого ребенка или на действие ( «Ребята, а кто мне поможет раздать краски?»).
Блок 5: Завершение. Профессиональный кодекс чести (30 минут)
- Создание «Памятки Человечного Педагога».
- Совместно с участниками ведущий формулирует не правила, а принципы, которые мы берем на вооружение:
- Я всегда отделяю поступок от личности. Ребенок может поступать плохо, но он не плохой.
- Мое слово либо строит, либо разрушает. Я выбираю строить.
- Я имею право на усталость и раздражение, но не имею права выливать их на ребенка.
- Если я чувствую, что теряю контроль, я использую «Стоп-Кран».
- Я помню, что я — взрослый и профессиональный участник конфликта.
- Рефлексия в кругу «Мое обязательство перед собой».
- Каждый участник (по желанию) завершает фразу: «После сегодняшнего семинара я постараюсь быть более внимательным к тому, как я...» (например, «... говорю с детьми в стрессовой ситуации»).
- Заключительное слово. «Самая большая роскошь, которую мы можем подарить ребенку, — это безусловное уважение к нему как к личности. Спасибо за вашу трудную работу и готовность становиться еще лучше».
|