Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Тень авторитета: как не перейти грань в общении с ребенком. Профилактика психологического абьюза в диаде «воспитатель-ребенок».
Педагогика
Автор: Кащенко Диана Владимировна   
16.12.2025 08:33

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Тень авторитета: как не перейти грань в общении с ребенком. Профилактика психологического абьюза в диаде «воспитатель-ребенок».Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Тень авторитета: как не перейти грань в общении с ребенком. Профилактика психологического абьюза в диаде «воспитатель-ребенок».

Целевая аудитория: Воспитатели, помощники воспитателей.

Продолжительность: 3-4 академических часа.

Ведущий: Педагог-психолог.

Главная цель: Спровоцировать профессиональную рефлексию, дать четкие критерии для самооценки и практические инструменты для замены деструктивных моделей поведения на конструктивные.

Структура и содержание семинара

Блок 1: Введение. «Невидимая линия» (30 минут)

  • Приветствие и настрой на рефлексию.
  • Важно начать с создания безопасной атмосферы. Ведущий: «Сегодня мы не для того, чтобы искать виноватых, а для того, чтобы увидеть те профессиональные "ловушки", в которые может попасть каждый из нас из-за усталости, стресса и высоких нагрузок. Наша цель — стать лучше для самих себя и для детей».
  • Упражнение «Где грань?»
  • Участникам раздаются карточки с парой высказываний/действий. Задача: отметить, где, по их мнению, проходит грань между строгостью и абьюзом, между управлением поведением и подавлением.
  • Примеры пар:
  • А: «Саша, убери машинку, сейчас время заниматься». Б: «Саша, сколько раз можно повторять! Все уже убрали, а ты как неадекватный! Марш сейчас же убери!»
  • А: «Маша, если ты будешь кидаться песком, тебе придется выйти из песочницы». Б: «Вот всегда ты так портишь всем игру! Ничего тебе нельзя доверить! Стоишь тут в углу и подумай о своем поведении».
  • Обсуждение в кругу: Что делает фразу "Б" травмирующей? (Унижение личности, публичность, ярлыки, отсутствие уважения).

 

Блок 2: «Маски абьюза: как он выглядит в наших стенах?» (1 час)

Интерактивная лекция с примерами из практики ДОУ. Ведущий не просто перечисляет формы, а подробно разбирает КОНКРЕТНЫЕ примеры, которые могут происходить в группе.

1. Вербальная агрессия и унижение:

  • Прямые оскорбления: «Неряха», «тугодум», «капризная истеричка».
  • Сравнение и высмеивание: «Посмотрите, как Оля аккуратно кушает, а ты как поросенок», «Все дети как дети, а ты...».
  • Угрозы и запугивание: «Будешь плакать — оставлю одного в спальне», «Не будешь спать — придет бабайка», «Сейчас позвоню милиционеру, он тебя заберет». Акцент: страх парализует волю и развитие ребенка.

2. Эмоциональное отвержение и изоляция:

  • Игнорирование: «Я с тобой не разговариваю, пока не извинишься», демонстративное не замечание ребенка в течение долгого времени.
  • Манипуляция любовью и привязанностью: «Я таких непослушных детей не люблю», «Маму свою расстроил, теперь она за тобой не придет».
  • «Стыдный стульчик» и его аналоги: Публичная изоляция как наказание. Акцент: для ребенка это равноценно социальной смерти, он чувствует себя изгоем.

3. Подавление воли и контроль:

  • Гиперопека: «Не лезь, упадешь!», «Я сама завяжу, ты все равно не умеешь». Акцент: воспитание выученной беспомощности.
  • Негативное предсказание: «У тебя никогда ничего не получается», «Из тебя ничего путного не вырастет».
  • Нарушение личных границ: Принудительное кормление, туалет, лишение возможности выбора (во что играть, какую книжку читать).

Блок 3: «Почему мы это делаем? Источники выгорания и триггеры срыва» (45 минут)

Работа в мини-группах «Анализ причин». Задача: проанализировать, что может подтолкнуть воспитателя к использованию психологического насилия. Обсудить не как оправдание, а как точку для применения профилактических мер.

Карточки-триггеры для обсуждения:

  • Триггер №1: Высокая нагрузка и хроническая усталость.
  • Триггер №2: "Трудный" ребенок, который выводит из себя.
  • Триггер №3: Нехватка времени и необходимость быстро добиться результата (например, построить всех на прогулку).
  • Триггер №4: Личные проблемы и неумение отделять их от работы.
  • Триггер №5: Профессиональное выгорание, цинизм, потеря энтузиазма.
  • Триггер №6: Педагогическая беспомощность ("Я просто не знаю, как еще на него повлиять!").

Итог обсуждения: Мы не можем устранить все стрессоры, но мы можем научиться распознавать момент, когда мы на грани срыва, и иметь «план Б».

Блок 4: «Инструменты замены: что делать вместо этого?» (1 час)

Практикум «Скорая педагогическая помощь». Участникам раздаются карточки с типичными сложными ситуациями и деструктивной реакцией воспитателя. Задача в группах — разработать 2-3 конструктивных альтернативы.

  • Ситуация 1: Ребенок отказывается убирать игрушки.
  • Деструктивная реакция: «Опять ты один во всей группе не убрал! Все из-за тебя ждем! Бессовестный!»
  • Конструктивные альтернативы:
  • Выбор: «Ты уберешь машинки или кубики? Выбирай».
  • Игра: «Давай посмотрим, кто быстрее уберет — ты эти машинки или я эти кубики?»
  • Констатация правила и его последствий: «У нас в группе правило: перед обедом убираем игрушки. Если игрушки не убраны, мы не можем идти обедать. Я готова тебе помочь».
  • Ситуация 2: Ребенок устраивает истерику.
  • Деструктивная реакция: «Немедленно замолчи! Хватит рыдать! Все на тебя смотрят!»
  • Конструктивные альтернативы:
  • Нейтральное признание чувств: «Я вижу, ты очень сильно расстроен. Это нормально — расстраиваться».
  • Изоляция без стыда: «Я понимаю, тебе нужно побыть одному. Давай ты посидишь здесь на стульчике, пока не успокоишься, а я буду рядом».
  • Тактильный контакт (если ребенок позволяет): Просто побыть рядом, возможно, обнять.

Техника «Стоп-Кран» для воспитателя. Обсуждаем личные техники экстренной саморегуляции в момент нарастающего гнева:

  • Глубокий вдох-выдох (счет до 5).
  • Выход из ситуации: «Мне нужно отойти на минутку, выпить воды».
  • Внутренняя мантра: Произнести про себя: «Он не делает это назло, он просто ребенок и не справляется».
  • Смена деятельности: Переключить внимание на другого ребенка или на действие ( «Ребята, а кто мне поможет раздать краски?»).

Блок 5: Завершение. Профессиональный кодекс чести (30 минут)

  • Создание «Памятки Человечного Педагога».
  • Совместно с участниками ведущий формулирует не правила, а принципы, которые мы берем на вооружение:
  1. Я всегда отделяю поступок от личности. Ребенок может поступать плохо, но он не плохой.
  2. Мое слово либо строит, либо разрушает. Я выбираю строить.
  3. Я имею право на усталость и раздражение, но не имею права выливать их на ребенка.
  4. Если я чувствую, что теряю контроль, я использую «Стоп-Кран».
  5. Я помню, что я — взрослый и профессиональный участник конфликта.
  • Рефлексия в кругу «Мое обязательство перед собой».
  • Каждый участник (по желанию) завершает фразу: «После сегодняшнего семинара я постараюсь быть более внимательным к тому, как я...» (например, «... говорю с детьми в стрессовой ситуации»).
  • Заключительное слово. «Самая большая роскошь, которую мы можем подарить ребенку, — это безусловное уважение к нему как к личности. Спасибо за вашу трудную работу и готовность становиться еще лучше».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год