Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Моисеева Н.М, Сушко М.С.   
07.11.2025 19:01

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моисеева Н.М, Сушко М.С. Воспитатели высшей категории МАДОУ №13 г. Томска.

Аннотация: текст статьи раскрывает понятия «самостоятельность» и «инициативность», их разницу, особенности развития этих качеств у дошкольников с помощью различных методов и приемов.

Ключевые слова: инициатива, самостоятельность, дети дошкольного возраста, развитие качеств, выполнение действий.

Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста происходит параллельно на протяжении всего периода дошкольного детства, так как данные качества взаимосвязаны друг с другом. Однако, между этими понятиями существует и определенная разница. Самостоятельность предполагает наличие у воспитанников умений действовать без помощи со стороны других людей, а инициатива – это способность и готовность выполнять определенные действия, предлагать собственные идеи, решать новые задачи, осуществлять поиск решений без участия взрослых. [3]

 

Инициатива – это не врожденное качество, его можно развивать в любом возрастном периоде. Дети дошкольного возраста с проявляющейся инициативой умеют реализовывать свою деятельность в творческом формате, проявляя познавательную активность. Инициатива проявляется у детей-дошкольников в стремлении к содержательному общению, организации игр, продуктивной деятельности, умении находить для себя занятие в соответствии с собственными интересами, предложении сверстникам принять участие в каком-либо деле, беседе, обсуждении. [2]

Развитие самостоятельности происходит в процессе освоения детьми дошкольного возраста различных видов деятельности – игровой, двигательной, трудовой, коммуникативной и не предполагает предоставления детям дошкольного возраста полной свободы действий, а, наоборот, оно всегда заключено в рамки принятых общественных правил и норм. Самостоятельными можно назвать детей дошкольного возраста, которые умеют действовать без помощи взрослого, способны сами ставить цель, планировать и решать поставленные задачи, принимать решения и нести ответственность за полученные результаты. Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников связано с созданием условий для свободного выбора деятельности, принятия решений и выражения чувств и мыслей. Это достигается через организацию развивающей предметно-пространственной среды и использование определенных методов. [1]

С помощью «Детской паутинки» ежедневно формируем у детей дошкольного возраста навыки самостоятельного планирования деятельности. Дошкольники утром обсуждают те виды деятельности, которыми бы они хотели заняться в течение дня, а на вечернем круге, в ходе беседы, узнаем, у кого что получилось, что не удалось реализовать, выясняем причины и планы воспитанников на следующий день. Посредством организации детьми деятельности в центрах активности мы формируем у воспитанников навыки самостоятельного освоения художественных материалов и инициативность при взятии на себя роли ведущего. «Метод трех вопросов» позволяет детям самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. При обращении воспитанников с вопросами, педагог предлагает ребенку самому назвать варианты ответа или решения, активизируя тем самым его мыслительные процессы. Используя прием «некомпетентный педагог», мы не отвечаем на вопросы дошкольников, а делаем вид и говорим, что не знаем ответ, предлагая возможность самим найти его. Поддерживать проявление детской инициативы в процессе проектной и опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, где детям дошкольного возраста предоставляется широкий выбор средств и материалов, а также возможность самостоятельно ставить цель и задачи, планировать, осуществлять деятельность, фиксировать и обобщать результаты, делать выводы, делиться впечатлениями. [3]

Таким образом, проявление инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте считаются показателями социально-личностного созревания, готовности к школьному обучению и связаны с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. [2]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Игнатова С.Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста как залог успешности ребенка/ С. Игнатова [Электронный ресурс] // yapk87. ru: [сайт]. – URL:https://www. maam. ru/detskijsad/-razvitie-samostojatelnosti-i-iniciativnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-kak-zalog-uspeshnosti-rebenka. html
  2. Никифорова С.В. Приемы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности / С.В. Никифорова [Электронный ресурс] // nsportal. ru: [сайт]. – URL:https://www. o-detstve. ru/users/54812/articles/165703-priyomy-razvitiya-detskoj-samostoyatelnosti-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti. html
  3. Силютина А.В. Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников. Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников / А.В. Силютина [Электронный ресурс] // nsportal. ru: [сайт]. – URL: https: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/12/15/razvitie-initsiativy-i-samostoyatelnosti-u-doshkolnikov
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год