| РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
| Педагогика | |
| Автор: Моисеева Н.М, Сушко М.С. | |
| 07.11.2025 19:01 | |
|
Моисеева Н.М, Сушко М.С. Воспитатели высшей категории МАДОУ №13 г. Томска. Аннотация: текст статьи раскрывает понятия «самостоятельность» и «инициативность», их разницу, особенности развития этих качеств у дошкольников с помощью различных методов и приемов. Ключевые слова: инициатива, самостоятельность, дети дошкольного возраста, развитие качеств, выполнение действий. Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста происходит параллельно на протяжении всего периода дошкольного детства, так как данные качества взаимосвязаны друг с другом. Однако, между этими понятиями существует и определенная разница. Самостоятельность предполагает наличие у воспитанников умений действовать без помощи со стороны других людей, а инициатива – это способность и готовность выполнять определенные действия, предлагать собственные идеи, решать новые задачи, осуществлять поиск решений без участия взрослых. [3]
Инициатива – это не врожденное качество, его можно развивать в любом возрастном периоде. Дети дошкольного возраста с проявляющейся инициативой умеют реализовывать свою деятельность в творческом формате, проявляя познавательную активность. Инициатива проявляется у детей-дошкольников в стремлении к содержательному общению, организации игр, продуктивной деятельности, умении находить для себя занятие в соответствии с собственными интересами, предложении сверстникам принять участие в каком-либо деле, беседе, обсуждении. [2] Развитие самостоятельности происходит в процессе освоения детьми дошкольного возраста различных видов деятельности – игровой, двигательной, трудовой, коммуникативной и не предполагает предоставления детям дошкольного возраста полной свободы действий, а, наоборот, оно всегда заключено в рамки принятых общественных правил и норм. Самостоятельными можно назвать детей дошкольного возраста, которые умеют действовать без помощи взрослого, способны сами ставить цель, планировать и решать поставленные задачи, принимать решения и нести ответственность за полученные результаты. Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников связано с созданием условий для свободного выбора деятельности, принятия решений и выражения чувств и мыслей. Это достигается через организацию развивающей предметно-пространственной среды и использование определенных методов. [1] С помощью «Детской паутинки» ежедневно формируем у детей дошкольного возраста навыки самостоятельного планирования деятельности. Дошкольники утром обсуждают те виды деятельности, которыми бы они хотели заняться в течение дня, а на вечернем круге, в ходе беседы, узнаем, у кого что получилось, что не удалось реализовать, выясняем причины и планы воспитанников на следующий день. Посредством организации детьми деятельности в центрах активности мы формируем у воспитанников навыки самостоятельного освоения художественных материалов и инициативность при взятии на себя роли ведущего. «Метод трех вопросов» позволяет детям самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. При обращении воспитанников с вопросами, педагог предлагает ребенку самому назвать варианты ответа или решения, активизируя тем самым его мыслительные процессы. Используя прием «некомпетентный педагог», мы не отвечаем на вопросы дошкольников, а делаем вид и говорим, что не знаем ответ, предлагая возможность самим найти его. Поддерживать проявление детской инициативы в процессе проектной и опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, где детям дошкольного возраста предоставляется широкий выбор средств и материалов, а также возможность самостоятельно ставить цель и задачи, планировать, осуществлять деятельность, фиксировать и обобщать результаты, делать выводы, делиться впечатлениями. [3] Таким образом, проявление инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте считаются показателями социально-личностного созревания, готовности к школьному обучению и связаны с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. [2] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|



РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА








