Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ
Педагогика
Автор: Счастливых Надежда Юрьевна   
21.10.2025 13:05

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМАРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ

УДК 159. 99

Счастливых Н. Ю. студент магистратуры Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия, г. Красноярск

Аннотация. В данной статье рассматривается потенциал арт-терапии как эффективного метода работы с детьми дошкольного возраста, страдающими расстройствами аутистического спектра (РАС). Подчеркивается, что арт-терапия, в отличие от традиционных подходов, предоставляет детям с аутизмом уникальную возможность для самовыражения и развития эмоционального интеллекта через невербальную коммуникацию.

Скачать материал

Ключевые слова: дети, арт-терапия, аутизм, эмоции, дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра, арт-терапевтические технологии.

ART THERAPEUTIC TECHNOLOGIES AS A WAY TO DEVELOP THE EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM

Schastlivykh N. Yu. Master"s Student Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafyev, Russia, Krasnoyarsk

Abstract: This article examines the potential of art therapy as an effective method of working with preschool-aged children with autism spectrum disorders. It is emphasized that art therapy, unlike traditional approaches, provides children with autism with a unique opportunity for self-expression and the development of emotional intelligence through non-verbal communication.

Key words: children, art therapy, autism, emotions, preschool age, autism spectrum disorders, art therapy technologies.

По данным Министерства здравоохранения РФ, эхом отзывающимся в мировой статистике, распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) среди российских детей достигает тревожной отметки – около 1% от общей детской популяции [10]. В масштабах России, где, по данным Росстата за 2023 год, подрастает около 31 миллиона юных граждан, это означает, что жизни более чем 300 тысяч детей окрашены особым спектром [11].

Аутизм, или РАС – это сложный лабиринт развития, где социальное взаимодействие, коммуникация и эмоциональная сфера кажутся затерянными. Детям, живущим в этом лабиринте, часто нелегко выразить или понять бурю эмоций, что нередко приводит к одиночеству и поведенческим сложностям [3].

В последние годы, словно луч света, арт-терапия пробилась сквозь мрак непонимания, став признанным методом работы с детьми, чей мир отличен от нашего. Она дарит им уникальный мост к самовыражению и эмоциональному росту. В отличие от слов, порой бессильных, арт-терапия говорит на языке творчества, языке души. Для детей с РАС, для которых слова – это часто лишь эхо, искусство становится голосом, альтернативным способом передачи неуловимых мыслей и чувств. Кисть, глина, музыка, танец – все они превращаются в инструменты, посредством которых ребенок может выплеснуть свой внутренний мир, что особенно ценно при аутизме.

Разнообразные арт-терапевтические техники, словно ключи к потаенным дверям, адаптируются для работы с аутичными детьми дошкольного возраста. Пальчиковая живопись, как прикосновение к самой природе, пробуждает тактильные ощущения и дарит расслабление. Коллажи, пестрые калейдоскопы, помогают ребенку выразить свои сокровенные интересы, а податливая глина или пластилин, послушные рукам, улучшают мелкую моторику и способствуют эмоциональному освобождению [4].

Арт-терапия – это не просто методика, это диалог, направленный на взращивание эмоционального интеллекта через художественное самовыражение. Этот метод бережно высвобождает переживания, помогает отыскать скрытые чувства и осознать внутренние конфликты, зачастую не поддающиеся словесному описанию. Сердце арт-терапии – это безопасная и вдохновляющая атмосфера, колыбель, где дети могут свободно экспериментировать с материалами и техниками, обретая навыки самоидентификации и самовыражения.

Групповая работа, словно хоровод, способствует развитию социальных навыков, таких как взаимодействие и сопереживание. Дети учатся чувствовать чужую боль, понимать оттенки чужих эмоций, что жизненно важно для эмоционального созревания детей с РАС. Применение арт-терапевтических методик приводит к ощутимому улучшению эмоционального состояния, повышению самооценки и обретению уверенности в себе. Это делает арт-терапию востребованным и бесценным инструментом в педагогической и психологической практике работы с детьми с РАС, нуждающимися в эмоциональной поддержке.

Арт-терапия также открывает двери к установлению контакта с детьми, для которых мир чувств скрыт за стеной молчания. Цвет, форма и текстура, словно ключи, позволяют органично передавать переживания. Эта концепция «говорящего искусства» позволяет терапевту и ребенку установить глубокую связь, основанную на доверии [6].

Творческий процесс, словно алхимический сосуд, способствует не только эмоциональному раскрепощению, но и обучению саморегуляции. Дети начинают видеть, как их внутренние состояния отражаются в их творческих работах, что помогает им справляться со стрессом. Индивидуальный подход, словно карта сокровищ, позволяет учитывать уникальные особенности каждого ребенка, что делает метод гибким и действенным.

Арт-терапия – это школа социальных навыков. Совместная работа над проектами учит взаимодействовать, делиться идеями и уважать чужое мнение, позволяя найти общий язык через искусство и сотрудничество. Кроме того, арт-терапия дарует родителям и педагогам возможность заглянуть в богатый внутренний мир ребенка. Визуальное выражение чувств и эмоций позволяет укрепить связь и обеспечить необходимую поддержку. Занятия искусством, как нити, укрепляют отношения внутри семьи [8].

Важно помнить, что каждый сеанс арт-терапии – это уникальное путешествие, отправной точкой которого являются эмоции и потребности ребенка, что, несомненно, повышает его мотивацию к участию.

В заключение, арт-терапевтические технологии – это бесценный дар для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с аутизмом, позволяющий им выражать себя невербально, развивать социальные навыки и улучшать эмоциональную регуляцию. Это, в свою очередь, значительно улучшает качество жизни детей с РАС и помогает им раскрыть свой уникальный потенциал.

Литература:

  1. Башина, В. М. Аутизм в детстве: клинико-психологические аспекты / В. М. Башина. – Москва: Медицина, 1999. – 240 с.
  2. Безуглова, Г. Г. Арт-терапия для детей: руководство для специалистов и родителей / Г. Г. Безуглова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 224 с.
  3. Беребин, М. А. Арт-терапия в работе с детьми и подростками: учебное пособие для вузов / М. А. Беребин, Е. Н. Воронина, О. В. Никитина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 199 с.
  4. Ва aidsen, Т. Е. Арт-терапия для детей с аутизмом / Т. Е. Van aidsen. – Москва: Генезис, 2008. – 160 с.
  5. Дмитриева, Н. В. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Н. В. Дмитриева, А. А. Казакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 161 с.
  6. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и социальных работников / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 320 с.
  7. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 368 с.
  8. Лебединская, К. С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – Москва: Просвещение, 1989. – 95 с.
  9. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 2000. – 344 с.
  10. Письмо Минздрава № 15-3/10/1-2140, от 08. 05. 2013.
  11. Статистика аутизма в России и в мире // Фонд обнаженные сердца URL: https: //nakedheart. online/articles/statistika-autisma-v-rossii-i-mire (дата обращения: 21. 02. 2024).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 39 (401) выйдет
23 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год