АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИЗМОМ |
Педагогика | |
Автор: Счастливых Надежда Юрьевна | |
21.10.2025 13:05 | |
УДК 159. 99 Счастливых Н. Ю. студент магистратуры Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия, г. Красноярск Аннотация. В данной статье рассматривается потенциал арт-терапии как эффективного метода работы с детьми дошкольного возраста, страдающими расстройствами аутистического спектра (РАС). Подчеркивается, что арт-терапия, в отличие от традиционных подходов, предоставляет детям с аутизмом уникальную возможность для самовыражения и развития эмоционального интеллекта через невербальную коммуникацию. Ключевые слова: дети, арт-терапия, аутизм, эмоции, дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра, арт-терапевтические технологии. ART THERAPEUTIC TECHNOLOGIES AS A WAY TO DEVELOP THE EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM Schastlivykh N. Yu. Master"s Student Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafyev, Russia, Krasnoyarsk Abstract: This article examines the potential of art therapy as an effective method of working with preschool-aged children with autism spectrum disorders. It is emphasized that art therapy, unlike traditional approaches, provides children with autism with a unique opportunity for self-expression and the development of emotional intelligence through non-verbal communication. Key words: children, art therapy, autism, emotions, preschool age, autism spectrum disorders, art therapy technologies. По данным Министерства здравоохранения РФ, эхом отзывающимся в мировой статистике, распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) среди российских детей достигает тревожной отметки – около 1% от общей детской популяции [10]. В масштабах России, где, по данным Росстата за 2023 год, подрастает около 31 миллиона юных граждан, это означает, что жизни более чем 300 тысяч детей окрашены особым спектром [11]. Аутизм, или РАС – это сложный лабиринт развития, где социальное взаимодействие, коммуникация и эмоциональная сфера кажутся затерянными. Детям, живущим в этом лабиринте, часто нелегко выразить или понять бурю эмоций, что нередко приводит к одиночеству и поведенческим сложностям [3]. В последние годы, словно луч света, арт-терапия пробилась сквозь мрак непонимания, став признанным методом работы с детьми, чей мир отличен от нашего. Она дарит им уникальный мост к самовыражению и эмоциональному росту. В отличие от слов, порой бессильных, арт-терапия говорит на языке творчества, языке души. Для детей с РАС, для которых слова – это часто лишь эхо, искусство становится голосом, альтернативным способом передачи неуловимых мыслей и чувств. Кисть, глина, музыка, танец – все они превращаются в инструменты, посредством которых ребенок может выплеснуть свой внутренний мир, что особенно ценно при аутизме. Разнообразные арт-терапевтические техники, словно ключи к потаенным дверям, адаптируются для работы с аутичными детьми дошкольного возраста. Пальчиковая живопись, как прикосновение к самой природе, пробуждает тактильные ощущения и дарит расслабление. Коллажи, пестрые калейдоскопы, помогают ребенку выразить свои сокровенные интересы, а податливая глина или пластилин, послушные рукам, улучшают мелкую моторику и способствуют эмоциональному освобождению [4]. Арт-терапия – это не просто методика, это диалог, направленный на взращивание эмоционального интеллекта через художественное самовыражение. Этот метод бережно высвобождает переживания, помогает отыскать скрытые чувства и осознать внутренние конфликты, зачастую не поддающиеся словесному описанию. Сердце арт-терапии – это безопасная и вдохновляющая атмосфера, колыбель, где дети могут свободно экспериментировать с материалами и техниками, обретая навыки самоидентификации и самовыражения. Групповая работа, словно хоровод, способствует развитию социальных навыков, таких как взаимодействие и сопереживание. Дети учатся чувствовать чужую боль, понимать оттенки чужих эмоций, что жизненно важно для эмоционального созревания детей с РАС. Применение арт-терапевтических методик приводит к ощутимому улучшению эмоционального состояния, повышению самооценки и обретению уверенности в себе. Это делает арт-терапию востребованным и бесценным инструментом в педагогической и психологической практике работы с детьми с РАС, нуждающимися в эмоциональной поддержке. Арт-терапия также открывает двери к установлению контакта с детьми, для которых мир чувств скрыт за стеной молчания. Цвет, форма и текстура, словно ключи, позволяют органично передавать переживания. Эта концепция «говорящего искусства» позволяет терапевту и ребенку установить глубокую связь, основанную на доверии [6]. Творческий процесс, словно алхимический сосуд, способствует не только эмоциональному раскрепощению, но и обучению саморегуляции. Дети начинают видеть, как их внутренние состояния отражаются в их творческих работах, что помогает им справляться со стрессом. Индивидуальный подход, словно карта сокровищ, позволяет учитывать уникальные особенности каждого ребенка, что делает метод гибким и действенным. Арт-терапия – это школа социальных навыков. Совместная работа над проектами учит взаимодействовать, делиться идеями и уважать чужое мнение, позволяя найти общий язык через искусство и сотрудничество. Кроме того, арт-терапия дарует родителям и педагогам возможность заглянуть в богатый внутренний мир ребенка. Визуальное выражение чувств и эмоций позволяет укрепить связь и обеспечить необходимую поддержку. Занятия искусством, как нити, укрепляют отношения внутри семьи [8]. Важно помнить, что каждый сеанс арт-терапии – это уникальное путешествие, отправной точкой которого являются эмоции и потребности ребенка, что, несомненно, повышает его мотивацию к участию. В заключение, арт-терапевтические технологии – это бесценный дар для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с аутизмом, позволяющий им выражать себя невербально, развивать социальные навыки и улучшать эмоциональную регуляцию. Это, в свою очередь, значительно улучшает качество жизни детей с РАС и помогает им раскрыть свой уникальный потенциал. Литература:
|