Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического развития |
Педагогика | |||
Автор: Такиева Айгуль Шалишевна | |||
17.10.2025 19:04 | |||
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии — это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению количества образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования. Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.
Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу идет в ногу со школьными инновациями. Поиск и разработка новых технологий – одно из его направлений. Одним из главных направлений в работе детского сада является художественно-эстетическое воспитание. Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть наших детей в будущем. В детских садах в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные технологии (например, игровые, так и дидактические системы на основе теорий проблемного обучения, применения изобретательских задач, сотрудничества и диалога культур, Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности, проявления личных талантов и спасобностей. Задачи:
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии: Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение. В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития хyдожественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным хyдожественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям Как показывает практика работы с детьми, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся приемы, позволяющие экспериментировать с материалами. Дети, фантазия которых еще не обременена изобразительными стереотипами, мешающие творческому процессу, с удовольствием включаются в эксперимент Существуют определенные четкие правила в использовании инновационных технологий:
- учить доводить дело до конца. На занятиях используются:
- коллективная работа. Использование компьютера Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми. Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять. Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей. В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” в п. 5. Примеры использования компьютера в работе ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию:
По отношению взрослых к ребенку в ДОУ используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества. В заключение хочу сказать, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, различающиеся между собой набором и характером конкретных педагогических действий, их сочетанием на протяжении всего учебного года, но которые реализуют ведущие идеи программы. Подводя итоги, хочу отметить эмоциональный подъём у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники. Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве является: овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать чувства. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, даёт возможность сделать прекрасное своими руками, да ещё с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.
|