Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте
Педагогика
Автор: Остапчук Елена Николаевна   
16.10.2025 18:16

Профилактика дисграфии в дошкольном возрастеПрофилактика дисграфии в дошкольном возрасте

Актуальность

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. В процессе письма между этими анализаторами устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

В дошкольном возрасте профилактика дисграфии играет ключевую роль, поскольку этот период является оптимальным для формирования навыков, необходимых для успешного освоения письмом. Раннее вмешательство позволяет предотвратить развитие серьезных нарушений и облегчить процесс овладения ребенком письменной речью.

 

Согласно исследованиям в области детской психологии и логопедии, профилактика дисграфии основана на комплексном подходе, который включает совместную деятельность следующих специалистов: детского невролога, логопеда, дефектолога, психолога.

Причины дисграфии и факторы риска

Дисграфия возникает под влиянием различных факторов.

Биологические причины:

  • нарушения в работе центральной нервной системы, задержка речевого развития, минимальные мозговые дисфункции.

Социально-педагогические факторы:

  • недостаточное развитие мелкой моторики рук, отсутствие стимулирующей среды для языкового общения.

Индивидуальные особенности: невыраженная ведущая рука (левая или правая), слабая координация движений, проблемы с зрительным или слуховым восприятием.

В дошкольном возрасте факторами риска могут служить частые болезни, а также отсутствие специально организованных занятий по развитию речи и графомоторных навыков.

Методы профилактики дисграфии

Профилактика дисграфии должна проводиться систематически, с участием родителей, воспитателей и специалистов. Основные направления включают:

1. Развитие мелкой моторики:

  • игры с конструкторами, лепка, рисование карандашами, красками, работа с ножницами, аппликации из бумаги, поделки из природного материала.
  • упражнения для захвата предметов: шнуровка, завязывание развязывание узелков, ленточек, бантов; застегивание, расстегивание пуговиц, перебор крупы или фасоли пальчиками, одной рукой, двумя руками одновременно.
  • В возрасте 3–5 лет рекомендуется ежедневное проведение пальчиковых игр и зарядки для развития кистей рук.

2. Стимуляция речевого и языкового развития

  • чтение книг, стихов, исполнение песен.
  • игры на развитие фонематического слуха: распознавание и повторение слогов, слов, рифмовка.
  • игры на развитие фонематического анализа и синтеза: определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова), определение количества звуков в слове, с последующей характеристикой звуков (гласные, согласные, твердые, мягкие согласные; деление слов на слоги; анализ предложений.

3. Формирование зрительного восприятия и пространственных представлений

  • игры с мозаикой, с наборами кубиков (4, 6, 9, 12), пазлами для понимания форм и направлений (вверх-вниз, лево-право).
  • Занятия ориентацией в пространстве: "Найди предмет слева/справа" или простые маршрутные игры.
  • ориентация на листе бумаги с разным полем (чистый, в клетку, в широкую линейку).
  • графические диктанты, рисование по клеточкам.

4. Коррекция общего физического развития

  • физкультурные занятия для улучшения общей координации и силы мышц.
  • самомассаж и рефлекторные упражнения, рекомендованные логопедом или неврологом.

5. Родительское участие и домашняя среда:

  • создание благоприятной атмосферы: ежедневное общение, избегание критики за ошибки, разные поощрения.
  • регулярные занятия по 10–15 минут в день, адаптированные к возрасту ребенка.
  • контроль за режимом дня, включая полноценный сон и питание, прогулки на свежем воздухе, способствующие гармоничному развитию.

Рекомендации для педагогов и родителей

Для эффективной профилактики необходима ранняя диагностика. В возрасте 4–5 лет полезно проходить скрининг у логопеда или дефектолога. Если замечаются следующие признаки: трудности с зарисовкой простых фигур, путаница в направлениях письма, нарушения в призношении), следует обращаться за консультацией к специалистам: логопеду, неврологу, психологу

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте — это инвестиция в будущее ребенка, которая позволит в дальнейшем избежать серьезных проблем в обучении. Важно помнить, что ранняя профилактика не только корректирует потенциальные нарушения, но и укрепляет общее психическое и физическое здоровье будущего школьника.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год