Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ДОМИНАНТНОСТЬ И СУБДОМИНАНТНОСТЬ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагогика
Автор: Пьянова Анастасия Владимировна   
07.10.2025 14:03

ДОМИНАНТНОСТЬ И СУБДОМИНАНТНОСТЬ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У ДОШКОЛЬНИКОВДОМИНАНТНОСТЬ И СУБДОМИНАНТНОСТЬ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Учитель-логопед МАОУ «Перспектива» г. Химки Московская область Пьянова Анастасия Владимировна

Известно, что каждому человеку присуще сочетание моторных, сен-сорных и психических симметрий – асимметрий, которые составляют его индивидуальный латеральный профиль или профиль латеральной организации (ПЛО) (Иншакова О.Б.). В настоящее время всё ещё не существует единой точки зрения на классификацию, типологию и терминологию в определении типов латерализации. Однако большинство исследователей для изучения показателей латерального профиля используют данные обследования «рукости» (ведущей руки). Именно от того, какая рука у ребенка является ведущей будут зависеть особенности формирования первоначальных письменных умений в дошкольном возрасте. Особое внимание нужно обратить на дошкольников, которые только начинают овладевать первоначальными письменными умениями, и установить ведущую руку именно в самом начале этого нелегкого пути.

Межполушарная асимметрия (МА) согласно современным представ-лениям рассматривается как сложная система взаимодействия полушарий головного мозга, являясь базовой для нормального функционирования ЦНС. Она играет большую роль в регуляции моторных актов.

Существует классическая концепция Функциональной Межполушар-ной Асимметрии, в которой сформулировано понятие о наличии одного до-минантного полушария.

Выделяют три механизма межполушарного взаимодействия: реципрокные взаимодействия, когда при угнетении одного полушария функции другого реципроктно облегчаются, комплиментарность или определенный вклад каждого полушария в выполняемую функцию или действие и суперпозиция или исправление «искажений» пространства другой ге-мисферой, которая видит его зеркально.

 

Поэтому для нормального функционирования ЦНС, в том числе реализации движения, необходимо непрерывное взаимодействие обоих полушарий. Так, в норме произвольное движение одной рукой требует участия двигательных полей обоих полушарий.

На корковом уровне существует непрерывное взаимодействие между двигательными полями головного мозга, контролируемое сенсорным пото-ком.

В норме итоговая двигательная программа формируется в обеих геми-сферах, при этом в процессе жизнедеятельности отмечается преимуществен-ная активация одного из полушарий головного мозга при разных функциональных состояниях, определяемая текущей информацией или необходимостью решения определенной задачи.

Различают асимметрию:

  • морфологическую – выражается в неодинаковом строении двух гемисфер
  • биохимическую – проявляется в разном уровне содержания биологически активных веществ в левом и правом полушарии головного мозга

- психофизиологическую – реализуется в различии физиологических и психологических параметров, обусловленных своеобразием работы каждого полушария.

При этом психофизиологическая асимметрия делится на:

  • моторную – совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности

- сенсорную – совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.

- когнитивную и эмоционально-мотивационную (психическую) – обу-словлены специфичностью восприятия информации и различным способом ее обработки.

При этом необходимо отметить, что сенсорные, моторные и психиче-ские асимметрии, проявляются не изолированно, а только в целостной нервно-психической деятельности. Считают, что психические процессы, зависимые от правого полушария мозга включают в себя сенсорные асим-метрии, а психические процессы, зависимые от левого полушария, соотно-сятся с двигательными асимметриями.

Формирование межполушарной ассиметрии в онтогенезе.

У человека асимметричное развитие полушарий начинается уже на этапе эмбриогенеза, что приводит к формированию индивидуального профиля межполушарной функциональной асимметрии. Предполагается, что в основе моторной асимметрии лежит анатомическая асимметрия моторных зон коры головного мозга. В основе развития моторной асимметрии лежит деятельность периферии в ранние периоды онтогенеза, что, в свою очередь, ведет к микроструктурным перестройкам на уровне коры головного мозга. Отмечено, что переучивание левши в раннем возрасте, не изменяет характер сенсорной и психической асимметрии, и он отличен от такового у правшей. Моторная асимметрия может изменяться в разные возрастные периоды

В первые 2–3 года у ребенка доминирует правое полушарие, нейро-нальные связи в котором формируются в процессе общения и под воздейст-вием эмоциональных контактов с матерью. При этом считают, что в этот период происходит и закладка способности к речевому общению.

На втором этапе в возрасте 3–5 лет начинает формироваться преобла-дание левого полушария головного мозга. В этот период происходит не только дальнейшее развитие речевой функции, но и формируется способность к аналитическому мышлению.

В подростковом возрасте происходит очередная смена доминантности полушарий: наряду с интенсивным развитием фронто – орбитальных отделов головного мозга вновь начинает преобладать правое полушарие.

Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14–15 лет (по другим данным до 18–20 лет), достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивели-руется по мере старения. У детей до 12 лет поражения левого полушария мозга не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых функций, т. е. еще не произошло разделение на доминантное и субдоминантное полушарие.

Структурно-функциональные особенности в моторной сфере

Моторные асимметрии — совокупность признаков функционального неравенства органов движений (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др.). Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная.

Варианты асимметрии рук:

преимущественное предпочтение правой руки (правору-кость, правшество),

левой руки (леворукость, левшество) или

одинаковое предпочтение как правой, так и левой руки (амбидекстрия, равноручие).

Рука — «самый полифункциональный орган двигательной активности» [Розе Н. Д., 1970. ]

По данным последних исследований примерно 90% населения земли являются праворукими.

Морфологические признаки неравенства рук. У правшей правая рука длиннее, крупнее левой руки [Гинзбург В. В., 1947]. Размер кисти правой руки у 97 % мужчин больше левой. Венозная сеть на тыльной поверхности более развита на ведущей руке [Гуревич М. О., 1949], где больше и величина ногтевого ложа большого пальца. Масса мышц правой руки больше, чем левой, на 6 % [Weber E., 1905]. Различны кожные узоры (пальцевые и ладонные дерматоглифы) на правой и левой руках: они более вариабельны у левшей [Войтенко В. П., Полюхов А. М., 1986].

Многообразны функциональные асимметрии рук. У преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе. Эту симметрию выражают формулой: A=S/D, где А — асимметрия рук, D — мышечная сила правой, S — мышечная сила левой руки [Кубышкин Ю. И., 1963]. Это отношение меньше единицы у правшей, больше единицы — у левшей и равно единице — у амбидекстров. Руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой — при перемещении тела влево [Розе Н. А., 1970]. Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее. При одновременном представлении движений обеих рук больше внимания испытуемого концентрируется на движениях правой руки, если он правша [Пенская А. В., Бычков М. С, 1948]. Движения ведущей руки полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека [Ананьев Б. Г., 1955], отличаются большей степенью автоматизации, а движения указательного пальца этой руки точнее модулируются [Barnsley R., Rabinovitch M., 1970; Peters M., 1980]. Количество изменений направлений движений у правой (ведущей) руки больше, чем у левой (неведущей) [Kimura D., Humphrys C. A., 1980

Следует иметь в виду отсутствие строгой однозначной связи между доминантностью руки и межполушарной асимметрией речевой функции. Так у 95% праворуких людей центр речи расположен в левом полушарии, у остальных 5% – в правом; но и у 70% леворуких центр речи также находится в левом полушарии, у 15% – в правом и у оставшихся 15% – билатерально. Более поздние наблюдения показали, что у 5% праворуких людей центр речи может иметь билатеральное расположение. При ранних травмах (до 1 года) правое полушарие может брать на себя утраченные функции левого полушария. Возможно, поэтому оно контролирует речь у 79, 0% леворуких и у 19% праворуких, имевших травмы в первый год после рождения.

В отношении ног также выявлены отличия. Так, уже в возрасте 17, 51, 82 и 105 дней жизни в рефлексе переступания у детей чаще преобладает правая нога. У большинства людей обувь «сидит» неодинаково: левая нога относительно чаще крупнее, чем правая. Ноги также не равны по силе (на степень этой асимметрии влияют образ жизни, профессия, привычки и т. д.), по длине шага (шаг ведущей ногой несколько больше), по точности, координации и осознанию движений (приоритет у ведущей ноги). Правая нога чаще является «водителем» темпового и силового режима. Поскольку абсолютное большинство жителей нашей планеты правши, то мускулатура правой половины тела у них развита лучше.

Лицо также асимметрично – ведущая половина более широкая и низ-кая, мимическая мускулатура контролируется лучше ( «кривая» усмешка осуществляется этой половиной лица), чем на противоположной – более уз-кой и высокой. Левая сторона лица имеет более низкий порог болевой чувствительности.

Различен вклад каждой из гемисфер и в проявлениях двигательных навыков. Простые моторные функции представлены в левом полушарии фокально, а в правом – более диффузно. Последнее обеспечивает полимодальность связей и является более благоприятным на начальных этапах формирования новых движений. Фокальное представительство позволяет формировать точные сенсомоторные координации и более благоприятно на этапе совершенствования навыков. При этом, если образ ритма движения формируется с преимущественным участием правого полушария, то он оказывается более устойчивым к угасанию, чем в случае, когда при его формировании превалирует функциональная активность левого полушария.

Морфологические и функциональные различия в полушариях мозга сопряжены с биохимическими.

Также в головном мозге человека имеется нейробиохимическая и метаболическая асимметрия. Биохимические процессы протекают сопряженно в симметричных образованиях мозга, при этом они различны в разных гемисферах как по количественным, так и по качественным характеристикам. Именно эти различия оказывают влияние на формирование особенностей внутриполушарных и межсистемных взаимосвязей электрогенеза полушарий головного мозга.

Установлена МА по содержанию ряда нейромедиаторов и активности метаболизма, в частности уровень N-ацетиласпартата, холина и инозитола выше в правом таламусе, а содержание норадреналина — в левом таламусе и гипоталамусе. Биохимическая асимметрия характерна и для коры в целом. Так, в коре правого полушария больше γ-аминомасляной кислоты, серотонина и выше активность ферментов (катехол-О-метилтрансфераза, ацетилтрансфераза, моноаминоксидаза). Есть данные о различной чувствительности полушарий к лекарственным веществам.

Асимметрично в мозге распределены моноамины (дофамин и фермент их утилизации моноаминоксидаза). Содержание ГАМК выше в черной суб-станции, коленчатых телах и n. аccumbens справа, а в вентральной покрышке, вентромедиальном таламусе и хвостатом ядре – слева. Концентрация тестостерона в сыворотке крови у леворуких мужчин и женщин значительно выше по сравнению с праворукими субъектами. В миндалине справа содержание аминопептидаз (аланин –, аспартатат –, глутамат –, цистеинпептидаз, а также других) больше, чем в левой на 30–125%. В гиппокампе же зарегистрировано их преимущественно левостороннее 20 преобладание – от 80 до 300%. Концентрация пептидаз в префронтальной коре слева на 40 – 100% выше, чем в правом полушарии. Выявлена связь активности левого полушария с работой катехоламинергической системы, а правого – серотонинергической. Почти во всех структурах центральной нервной системы выявлено асимметричное распределение самых разных биологически активных веществ (инозитола, N – ацетиласпартата, ацетилхолинэстеразы, гонадотропин – рилизинг гормона, тиреотропного релизинг гормона, креатинин, свободных жирных кислот, серотонина и т. д.).

Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют о достоверных различиях в содержании медиаторов, гормонов и других метаболитов в правом и левом полушарии мозга, при этом слева концентрация таких веществ существенно выше.

Выявлены также различия и в скорости кровотока между одноименными сосудистыми системами в левом и правом полушарии. Этот показатель гемодинамики в средней мозговой артерии выше в ведущем полушарии (у правшей в левом, левшей – в правом). При этом скорость кровотока у правшей возрастала в левом полушарии при вербальных нагрузках, а в правом при прослушивании мелодий.

Описанная выше специализация полушарий головного мозга была выявлена в результате применения целого комплекса экспериментальных и клинических методов исследования (тест Вада, тахистоскопическая методи-ка, комиссуротомия, метод дихотического прослушивания и др.)

Методы определения моторных асимметрий человека

В самооценке выясняется, кем — правшой, левшой, амбидекстром — считает себя обследуемый. С помощью вопросников уточняется, какой рукой — правой, левой или то правой, то левой — испытуемый пишет, точнее бросает мяч в цель, держит ракетку во время игры в теннис, зажигает спичку, режет ножницами, вдевает нитку в ушко иглы (или ушко иглы на нитку), метет веником, роет лопатой, держит зубную щетку, отвинчивает крышку банки [Annet M., 1972], расческу [Crovitz H., Zener K., 1962 Oldfield R., 1971].

В момент обследования следует обратить внимание на то, какая рука обследуемого более активна в жестах, сопровождающих высказывания, и насколько движения той и другой руки выразительны или, напротив, насколько неловки движения рук при письме, рисовании и т. д. Характерная для большинства взрослых предпочтительная активность правой руки в жестах отмечается уже у 3–5 -летних детей [Ingram D., 1975].

Объективные исследования лучше начать с установления морфологи-ческих асимметрий рук. Измеряются:

  1. длина каждой опущенной, вытянутой вдоль туловища руки от акромиального отростка лопатки до конца III фаланги (преобладающей считается рука, превосходящая другую более чем на 0,2 см);
  2. ширина ногтевого ложа больших пальцев (с помощью микрометра), преобладающей считается рука с большей шириной ногтевого ложа.

Далее используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая. Переплетение пальцев кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху. По просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы. Сколько бы ни повторял эту пробу, у него сверху всегда оказывается 1-й палец одной и той же руки. По просьбе исследователя испытуемый может изменить положение пальцев при переплетении на противоположное, но выполняет пробу уже менее быстро, «думая». Обязательно при этом отмечает ощущение неловкости, неудобства и высказывает желание вернуться в привычную, удобную для него позу пальцев. Скрещивание рук, или «поза Наполеона». Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. И эта проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности. Ее выполнение начинается с активных движений ведущей руки, первой прикладывающейся к груди, и заканчивается расположением кисти неведущей руки под ведущим предплечьем. Если правше или левше предлагается выполнить пробу в противоположной последовательности, то он надолго задумывается над планом предстоящих движений рук. Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест, по А. П. Чуприкову (1975), имеет большую информационную ценность «Тест на заводку часов». Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится сама заводка часов; неведущая рука фиксирует часы. Динамометрия — измерение силы кисти каждой из рук с помощью динамометра. Лучше положить динамометр перед испытуемым на стол и сказать: «Возьмите динамометр и нажмите сначала одной, потом другой рукой». Следует обратить внимание, какой рукой испытуемый берет динамометр и нажимает его первый раз (правши берут обычно правой, левши — левой рукой).

Таким образом межполушарная асимметрия, присущая каждому чело-веку, влияет на моторное, сенсорное, когнитивное и эмоционально-мотивационное развитие дошкольника. При этом необходимо отметить, что сенсорные, моторные и психические асимметрии, проявляются не изолиро-ванно, а только в целостной нервно-психической деятельности. Моторные асимметрии, а именно совокупность признаков функционального неравен-ства органов движений (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др.) играют определяющую роль при формировании речевой функции и первоначальных письменных умений у детей дошкольного возраста. Каждому педагогу, работающему с дошкольниками, важно учитывать особенности межполушарной ассиметрии и методами ее исследования, для определения ведущей руки в тот момент, когда ребенок впервые берет в руки карандаш.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. – С. 779 – 783.
  2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. — М.: Изда-тельство «Просвещение» / Вентара-Граф, 2008. — 240 с.
  3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. – М.: Нау-ка, 1990, 495 с.
  4. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения учащихся правшей и неправшей / О.Б. Иншакова: Дисс…канд. пед. наук. – М., 1995. – 169 с.
  5. Леушина Л.И. Различия способов обработки зрительной инфор-мации в правом и левом полушариях / Л.И. Леушева, А.А. Невская, М.Б. Павловская // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №3. – С. 81 – 94.
  6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 624 с.
  7. Лусканова Н.Г. Школьные трудности у детей с леволатеральны-ми признаками, пишущих правой рукой //Леворукость у детей и подростков. М., 1987. – С.146–149.
  8. Мотылева, Л. С. Исследование природы левшества и выявление леворукого ребенка в дошкольном возрасте / Л. С. Мотылева, Ю. А. Русинова // Социально-гуманитарное знание как фактор модернизации государства и общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 2-х ч., Белгород, 28 февраля 2019 года / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Том Часть I. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2019. – С. 115-118
  9. Невская А.А. Ассиметрия полушария головного мозга и опозна-ние зрительных образов // А.А. Невская, Л.И. Леушева. – Л.: Издательство «Наука», 1990. – 152 с.
  10. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в он-тогенезе. М., 1985. – 190 с.
  11. Суворова В.В., Матова М.А., Туровская З.Г. Асимметрия зри-тельного восприятия. М.: Педагогика, 1988. – 182 с.
  12. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Межполушарные различия механиз-мов зрительного восприятия в онтогенезе //Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985. – С.127–136.
  13. Хисматуллина, Ю. Р. Явление правшества и левшества в живой природе / Ю. Р. Хисматуллина, М. М. Махмутов // Вестник Российского го-сударственного аграрного заочного университета. -2021. — №36 (41). — С.66-69
  14. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Сироткина Е.Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности //Вопросы психологии. 1987. N 2. С.147–152.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 39 (401) выйдет
23 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год