ДОМИНАНТНОСТЬ И СУБДОМИНАНТНОСТЬ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ |
Педагогика | |||
Автор: Пьянова Анастасия Владимировна | |||
07.10.2025 14:03 | |||
Учитель-логопед МАОУ «Перспектива» г. Химки Московская область Пьянова Анастасия Владимировна Известно, что каждому человеку присуще сочетание моторных, сен-сорных и психических симметрий – асимметрий, которые составляют его индивидуальный латеральный профиль или профиль латеральной организации (ПЛО) (Иншакова О.Б.). В настоящее время всё ещё не существует единой точки зрения на классификацию, типологию и терминологию в определении типов латерализации. Однако большинство исследователей для изучения показателей латерального профиля используют данные обследования «рукости» (ведущей руки). Именно от того, какая рука у ребенка является ведущей будут зависеть особенности формирования первоначальных письменных умений в дошкольном возрасте. Особое внимание нужно обратить на дошкольников, которые только начинают овладевать первоначальными письменными умениями, и установить ведущую руку именно в самом начале этого нелегкого пути. Межполушарная асимметрия (МА) согласно современным представ-лениям рассматривается как сложная система взаимодействия полушарий головного мозга, являясь базовой для нормального функционирования ЦНС. Она играет большую роль в регуляции моторных актов. Существует классическая концепция Функциональной Межполушар-ной Асимметрии, в которой сформулировано понятие о наличии одного до-минантного полушария. Выделяют три механизма межполушарного взаимодействия: реципрокные взаимодействия, когда при угнетении одного полушария функции другого реципроктно облегчаются, комплиментарность или определенный вклад каждого полушария в выполняемую функцию или действие и суперпозиция или исправление «искажений» пространства другой ге-мисферой, которая видит его зеркально.
Поэтому для нормального функционирования ЦНС, в том числе реализации движения, необходимо непрерывное взаимодействие обоих полушарий. Так, в норме произвольное движение одной рукой требует участия двигательных полей обоих полушарий. На корковом уровне существует непрерывное взаимодействие между двигательными полями головного мозга, контролируемое сенсорным пото-ком. В норме итоговая двигательная программа формируется в обеих геми-сферах, при этом в процессе жизнедеятельности отмечается преимуществен-ная активация одного из полушарий головного мозга при разных функциональных состояниях, определяемая текущей информацией или необходимостью решения определенной задачи. Различают асимметрию:
- психофизиологическую – реализуется в различии физиологических и психологических параметров, обусловленных своеобразием работы каждого полушария. При этом психофизиологическая асимметрия делится на:
- сенсорную – совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. - когнитивную и эмоционально-мотивационную (психическую) – обу-словлены специфичностью восприятия информации и различным способом ее обработки. При этом необходимо отметить, что сенсорные, моторные и психиче-ские асимметрии, проявляются не изолированно, а только в целостной нервно-психической деятельности. Считают, что психические процессы, зависимые от правого полушария мозга включают в себя сенсорные асим-метрии, а психические процессы, зависимые от левого полушария, соотно-сятся с двигательными асимметриями. Формирование межполушарной ассиметрии в онтогенезе. У человека асимметричное развитие полушарий начинается уже на этапе эмбриогенеза, что приводит к формированию индивидуального профиля межполушарной функциональной асимметрии. Предполагается, что в основе моторной асимметрии лежит анатомическая асимметрия моторных зон коры головного мозга. В основе развития моторной асимметрии лежит деятельность периферии в ранние периоды онтогенеза, что, в свою очередь, ведет к микроструктурным перестройкам на уровне коры головного мозга. Отмечено, что переучивание левши в раннем возрасте, не изменяет характер сенсорной и психической асимметрии, и он отличен от такового у правшей. Моторная асимметрия может изменяться в разные возрастные периоды В первые 2–3 года у ребенка доминирует правое полушарие, нейро-нальные связи в котором формируются в процессе общения и под воздейст-вием эмоциональных контактов с матерью. При этом считают, что в этот период происходит и закладка способности к речевому общению. На втором этапе в возрасте 3–5 лет начинает формироваться преобла-дание левого полушария головного мозга. В этот период происходит не только дальнейшее развитие речевой функции, но и формируется способность к аналитическому мышлению. В подростковом возрасте происходит очередная смена доминантности полушарий: наряду с интенсивным развитием фронто – орбитальных отделов головного мозга вновь начинает преобладать правое полушарие. Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14–15 лет (по другим данным до 18–20 лет), достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивели-руется по мере старения. У детей до 12 лет поражения левого полушария мозга не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых функций, т. е. еще не произошло разделение на доминантное и субдоминантное полушарие. Структурно-функциональные особенности в моторной сфере Моторные асимметрии — совокупность признаков функционального неравенства органов движений (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др.). Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная. Варианты асимметрии рук: преимущественное предпочтение правой руки (правору-кость, правшество), левой руки (леворукость, левшество) или одинаковое предпочтение как правой, так и левой руки (амбидекстрия, равноручие). Рука — «самый полифункциональный орган двигательной активности» [Розе Н. Д., 1970. ] По данным последних исследований примерно 90% населения земли являются праворукими. Морфологические признаки неравенства рук. У правшей правая рука длиннее, крупнее левой руки [Гинзбург В. В., 1947]. Размер кисти правой руки у 97 % мужчин больше левой. Венозная сеть на тыльной поверхности более развита на ведущей руке [Гуревич М. О., 1949], где больше и величина ногтевого ложа большого пальца. Масса мышц правой руки больше, чем левой, на 6 % [Weber E., 1905]. Различны кожные узоры (пальцевые и ладонные дерматоглифы) на правой и левой руках: они более вариабельны у левшей [Войтенко В. П., Полюхов А. М., 1986]. Многообразны функциональные асимметрии рук. У преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе. Эту симметрию выражают формулой: A=S/D, где А — асимметрия рук, D — мышечная сила правой, S — мышечная сила левой руки [Кубышкин Ю. И., 1963]. Это отношение меньше единицы у правшей, больше единицы — у левшей и равно единице — у амбидекстров. Руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой — при перемещении тела влево [Розе Н. А., 1970]. Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее. При одновременном представлении движений обеих рук больше внимания испытуемого концентрируется на движениях правой руки, если он правша [Пенская А. В., Бычков М. С, 1948]. Движения ведущей руки полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека [Ананьев Б. Г., 1955], отличаются большей степенью автоматизации, а движения указательного пальца этой руки точнее модулируются [Barnsley R., Rabinovitch M., 1970; Peters M., 1980]. Количество изменений направлений движений у правой (ведущей) руки больше, чем у левой (неведущей) [Kimura D., Humphrys C. A., 1980 Следует иметь в виду отсутствие строгой однозначной связи между доминантностью руки и межполушарной асимметрией речевой функции. Так у 95% праворуких людей центр речи расположен в левом полушарии, у остальных 5% – в правом; но и у 70% леворуких центр речи также находится в левом полушарии, у 15% – в правом и у оставшихся 15% – билатерально. Более поздние наблюдения показали, что у 5% праворуких людей центр речи может иметь билатеральное расположение. При ранних травмах (до 1 года) правое полушарие может брать на себя утраченные функции левого полушария. Возможно, поэтому оно контролирует речь у 79, 0% леворуких и у 19% праворуких, имевших травмы в первый год после рождения. В отношении ног также выявлены отличия. Так, уже в возрасте 17, 51, 82 и 105 дней жизни в рефлексе переступания у детей чаще преобладает правая нога. У большинства людей обувь «сидит» неодинаково: левая нога относительно чаще крупнее, чем правая. Ноги также не равны по силе (на степень этой асимметрии влияют образ жизни, профессия, привычки и т. д.), по длине шага (шаг ведущей ногой несколько больше), по точности, координации и осознанию движений (приоритет у ведущей ноги). Правая нога чаще является «водителем» темпового и силового режима. Поскольку абсолютное большинство жителей нашей планеты правши, то мускулатура правой половины тела у них развита лучше. Лицо также асимметрично – ведущая половина более широкая и низ-кая, мимическая мускулатура контролируется лучше ( «кривая» усмешка осуществляется этой половиной лица), чем на противоположной – более уз-кой и высокой. Левая сторона лица имеет более низкий порог болевой чувствительности. Различен вклад каждой из гемисфер и в проявлениях двигательных навыков. Простые моторные функции представлены в левом полушарии фокально, а в правом – более диффузно. Последнее обеспечивает полимодальность связей и является более благоприятным на начальных этапах формирования новых движений. Фокальное представительство позволяет формировать точные сенсомоторные координации и более благоприятно на этапе совершенствования навыков. При этом, если образ ритма движения формируется с преимущественным участием правого полушария, то он оказывается более устойчивым к угасанию, чем в случае, когда при его формировании превалирует функциональная активность левого полушария. Морфологические и функциональные различия в полушариях мозга сопряжены с биохимическими. Также в головном мозге человека имеется нейробиохимическая и метаболическая асимметрия. Биохимические процессы протекают сопряженно в симметричных образованиях мозга, при этом они различны в разных гемисферах как по количественным, так и по качественным характеристикам. Именно эти различия оказывают влияние на формирование особенностей внутриполушарных и межсистемных взаимосвязей электрогенеза полушарий головного мозга. Установлена МА по содержанию ряда нейромедиаторов и активности метаболизма, в частности уровень N-ацетиласпартата, холина и инозитола выше в правом таламусе, а содержание норадреналина — в левом таламусе и гипоталамусе. Биохимическая асимметрия характерна и для коры в целом. Так, в коре правого полушария больше γ-аминомасляной кислоты, серотонина и выше активность ферментов (катехол-О-метилтрансфераза, ацетилтрансфераза, моноаминоксидаза). Есть данные о различной чувствительности полушарий к лекарственным веществам. Асимметрично в мозге распределены моноамины (дофамин и фермент их утилизации моноаминоксидаза). Содержание ГАМК выше в черной суб-станции, коленчатых телах и n. аccumbens справа, а в вентральной покрышке, вентромедиальном таламусе и хвостатом ядре – слева. Концентрация тестостерона в сыворотке крови у леворуких мужчин и женщин значительно выше по сравнению с праворукими субъектами. В миндалине справа содержание аминопептидаз (аланин –, аспартатат –, глутамат –, цистеинпептидаз, а также других) больше, чем в левой на 30–125%. В гиппокампе же зарегистрировано их преимущественно левостороннее 20 преобладание – от 80 до 300%. Концентрация пептидаз в префронтальной коре слева на 40 – 100% выше, чем в правом полушарии. Выявлена связь активности левого полушария с работой катехоламинергической системы, а правого – серотонинергической. Почти во всех структурах центральной нервной системы выявлено асимметричное распределение самых разных биологически активных веществ (инозитола, N – ацетиласпартата, ацетилхолинэстеразы, гонадотропин – рилизинг гормона, тиреотропного релизинг гормона, креатинин, свободных жирных кислот, серотонина и т. д.). Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют о достоверных различиях в содержании медиаторов, гормонов и других метаболитов в правом и левом полушарии мозга, при этом слева концентрация таких веществ существенно выше. Выявлены также различия и в скорости кровотока между одноименными сосудистыми системами в левом и правом полушарии. Этот показатель гемодинамики в средней мозговой артерии выше в ведущем полушарии (у правшей в левом, левшей – в правом). При этом скорость кровотока у правшей возрастала в левом полушарии при вербальных нагрузках, а в правом при прослушивании мелодий. Описанная выше специализация полушарий головного мозга была выявлена в результате применения целого комплекса экспериментальных и клинических методов исследования (тест Вада, тахистоскопическая методи-ка, комиссуротомия, метод дихотического прослушивания и др.) Методы определения моторных асимметрий человека В самооценке выясняется, кем — правшой, левшой, амбидекстром — считает себя обследуемый. С помощью вопросников уточняется, какой рукой — правой, левой или то правой, то левой — испытуемый пишет, точнее бросает мяч в цель, держит ракетку во время игры в теннис, зажигает спичку, режет ножницами, вдевает нитку в ушко иглы (или ушко иглы на нитку), метет веником, роет лопатой, держит зубную щетку, отвинчивает крышку банки [Annet M., 1972], расческу [Crovitz H., Zener K., 1962 Oldfield R., 1971]. В момент обследования следует обратить внимание на то, какая рука обследуемого более активна в жестах, сопровождающих высказывания, и насколько движения той и другой руки выразительны или, напротив, насколько неловки движения рук при письме, рисовании и т. д. Характерная для большинства взрослых предпочтительная активность правой руки в жестах отмечается уже у 3–5 -летних детей [Ingram D., 1975]. Объективные исследования лучше начать с установления морфологи-ческих асимметрий рук. Измеряются:
Далее используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая. Переплетение пальцев кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху. По просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы. Сколько бы ни повторял эту пробу, у него сверху всегда оказывается 1-й палец одной и той же руки. По просьбе исследователя испытуемый может изменить положение пальцев при переплетении на противоположное, но выполняет пробу уже менее быстро, «думая». Обязательно при этом отмечает ощущение неловкости, неудобства и высказывает желание вернуться в привычную, удобную для него позу пальцев. Скрещивание рук, или «поза Наполеона». Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. И эта проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности. Ее выполнение начинается с активных движений ведущей руки, первой прикладывающейся к груди, и заканчивается расположением кисти неведущей руки под ведущим предплечьем. Если правше или левше предлагается выполнить пробу в противоположной последовательности, то он надолго задумывается над планом предстоящих движений рук. Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест, по А. П. Чуприкову (1975), имеет большую информационную ценность «Тест на заводку часов». Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится сама заводка часов; неведущая рука фиксирует часы. Динамометрия — измерение силы кисти каждой из рук с помощью динамометра. Лучше положить динамометр перед испытуемым на стол и сказать: «Возьмите динамометр и нажмите сначала одной, потом другой рукой». Следует обратить внимание, какой рукой испытуемый берет динамометр и нажимает его первый раз (правши берут обычно правой, левши — левой рукой). Таким образом межполушарная асимметрия, присущая каждому чело-веку, влияет на моторное, сенсорное, когнитивное и эмоционально-мотивационное развитие дошкольника. При этом необходимо отметить, что сенсорные, моторные и психические асимметрии, проявляются не изолиро-ванно, а только в целостной нервно-психической деятельности. Моторные асимметрии, а именно совокупность признаков функционального неравен-ства органов движений (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др.) играют определяющую роль при формировании речевой функции и первоначальных письменных умений у детей дошкольного возраста. Каждому педагогу, работающему с дошкольниками, важно учитывать особенности межполушарной ассиметрии и методами ее исследования, для определения ведущей руки в тот момент, когда ребенок впервые берет в руки карандаш. Список литературы
|