Сюжетно-ролевые игры как фактор всестороннего развития личности ребёнка дошкольника. |
Педагогика | |||
Автор: Курбанова Гульнара Ревгатьевна Михеева Светлана Александровна | |||
15.09.2025 08:48 | |||
Сюжетно-ролевые игры — важный элемент развития детей старшего дошкольного возраста. В таких играх дети воспроизводят различные жизненные ситуации, беря на себя роли взрослых людей или персонажей из сказок, знакомых мультфильмов и любимых книг. Эти игры способствуют развитию у детей воображения, социальных навыков, эмоционального интеллекта и способности к сотрудничеству. В то же время они обучаются правилам общения, узнают много интересного о мире и людях, проявляя при этом умственную и речевую активность. Развитие воображения – одна из ключевых аспектов в сюжетно-ролевой игре. Окунаясь в мир фантазии, дошкольник как бы примеряя на себя существенные социальные роли, использует в игре воображаемые предметы. Сюжетно-ролевая игра – это взаимодействие ребенка с реальным миром, при котором он исполняет главенствующую роль субъекта, творца, это способ его самореализации и самовыражения. Основные особенности сюжетно-ролевых игр заключается в том, что дети берут на себя роль воображаемого персонажа: врача, учителя, банкира, супергероя и т.д., представляя себе ситуацию, в которой этот персонаж действует. При создании сюжета дошкольник, прежде всего, ориентируется на реальные события жизни ребенка или вымышленные ситуации. Например, это может быть игра в «Семью», где один ребенок становится мамой, другой папой, а остальные — детьми. Часто дети используют игрушки или предметы быта в качестве заменителей настоящих вещей. Например, палочка может стать волшебной, коробка — домом, а стул — машиной.
Через сюжетно-ролевые игры дети учатся выражать эмоции, понимать чувства других и управлять своими эмоциями. Это способствует развитию эмпатии и эмоциональной устойчивости. С другой стороны, играя разные роли, дети выражают и исследуют свои эмоции. Это помогает им лучше понимать свои чувства и управлять ими, что является важным аспектом эмоционального интеллекта. В сюжетно-ролевых играх происходит социальная адаптация, а именно — игра помогает ребенку учиться взаимодействовать с другими детьми, делиться, разрешать конфликты и принимать решения совместно, договариваться, соблюдать правила и учитывать интересы других участников. Через игру дети усваивают социальные нормы и ценности, такие как уважение к другим, честность, ответственность и справедливость. Они способствуют развитию различных аспектов психики ребенка-дошкольника и социальной адаптации. Игры такого рода помогают детям развивать социальные навыки, лучше понимать окружающий мир, взаимоотношения между людьми, а также готовиться к будущей школьной жизни. В процессе сюжетно-ролевых игр дети активно общаются друг с другом, улучшают свою речь, учатся строить диалоги и монологи. В процессе игры дети активно используют речь для общения, что способствует расширению их словарного запаса и улучшению навыков общения. Они учатся формулировать свои мысли и понимать речь других. Сюжетно-ролевые игры стимулируют воображение и творческое мышление. Дети учатся решать проблемы, планировать и адаптироваться к изменяющимся условиям игры. Это способствует развитию гибкости мышления и способности к абстрактному мышлению. Через игру развивается фантазия и элементы нестандартного мышления. Дети учатся контролировать своё поведение, следовать правилам и учитывать мнение других игроков. Сюжетно-ролевые игры помогают развивать внимание, память, усидчивость и умение работать в команде, что пригодится в учебной деятельности. Игры помогают детям привыкнуть к структуре и дисциплине, необходимым для успешного обучения в школе. Многие сюжетно-ролевые игры включают физическую активность, что помогает развивать моторику и координацию движений, крупной и мелкой моторики. В таких играх создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Часто, дети, увлечённые сюжетом, могут выполнять различные движения много раз, при этом, даже не замечая усталости. Это могут быть игры — «Мы спортсмены», «Зоопарк» и другие. Таким образом, сюжетно-ролевые игры — это мощный инструмент для всестороннего и гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста, который включает в себя эмоциональные, физические, когнитивные и социальные аспекты.
|