Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»
Педагогика
Автор: Белова Ульяна Александровна   
14.06.2025 13:36

«Формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»«Формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»

ФИО автора: Белова Ульяна Александровна

Название учреждения: Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема формирования игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Проанализированы теоретические основы игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра, а также практические аспекты организации коррекционной работы с данной категорией детей. Представлены примеры использования метода и обоснована его эффективность в формировании игровой деятельности.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, игровая активность,, коррекционная работа, дети младшего дошкольного возраста.

Текст статьи:

 

Актуальность темы «Формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» обусловлена несколькими факторами. Во-первых, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями как в России, так и во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность расстройств аутистического спектра составляет около 1% детской популяции и продолжает расти. Во-вторых, современная система образования ориентирована на инклюзивный подход, что требует разработки эффективных методов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. В-третьих, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и служит основным механизмом развития и социализации ребенка, однако у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются значительные трудности в формировании игровых навыков, что препятствует их полноценному развитию и интеграции в образовательную среду.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Аутизм представляет собой нарушение развития, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссии. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие симптомы, как искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмечается ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выражение удовольствия после кормления. У детей искажаются реакции комплекса оживления, характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрослыми: улыбка, радость при приближении мамы. При этом компоненты реакции оживления проявляются при отсутствии взрослого и относятся к неодушевленным предметам.

Игра — особый способ полноценного и эффективного развития детей. Игровая деятельность признается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. У нормально развивающихся детей она протекает плавно и не требует сторонней помощи в ее формировании. Совершенно иначе складывается данный процесс у дошкольников с РАС.

При формировании игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра можно отметить: недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность (часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста); их игры однообразны, шаблонны, очень ограниченны по объему действий.

Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия, «застревают» на определенных играх при изучении предметного мира: дети данной категории поглощены манипуляциями с одной или несколькими игрушками, игнорируя остальные. При этом основной мотив их действий с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: вращение колес у перевернутой машинки, звук при перелистывании страниц книжки, шероховатая или гладкая поверхность мячика и др.; в большинстве случаев игровое взаимодействие затруднено. Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. У детей с РАС демонстрируется отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми.

Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми. Они нуждаются в обучении стратегиям общения.

Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения со сверстниками, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные возможности и конечно, помогает приобрести эстетический опыт.

Стереотипные игры. У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие:

1. цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих; в игре подразумевается единственный участник – сам ребенок; повторяемость: ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций; неизменность: установившись однажды, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

длительность: ребенок может играть в такую игру годами.

При обучении детей с расстройствами аутистического спектра предметно-игровым действиям на первом этапе основной упор делается на устранение негативных переживаний воспитанников, снижение эмоционального дискомфорта. При этом решается задача формирования потребности детей во взаимодействии со взрослыми, поддержка интереса и эмоционально положительного настроя детей на занятии, снятие напряжения, повышение выносливости в контакте со взрослым и со средой в целом. Для привлечения внимания детей эффективны выразительные жесты, песенки, короткие стихи, потешки. Таким образом создаются условия для формирования привязанности, непосредственного эмоционального контакта со взрослым, что способствует переходу от аутостимуляции к возможности получения ребенком тонизирующих впечатлений во взаимодействии со взрослым

Для начала, необходимо присесть на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдать за его игрой. Вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий, прислушаться к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать необходимо с того, что в нужный момент подать ему нужную деталь, тем самым обратив внимание на ваше присутствие. Негромко повторять за ребенком его слова. В следующий раз можно использовать любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. На следующем этапе необходимо внести в стереотипную игру новую сюжетную линию.

Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре нового человека — взрослого. В процессе занятия малыш может вернуться к своей игре — нельзя ему мешать или запрещать. Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла тревога, агрессия, страх, аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно, — необходимо предложить ему его привычную любимую игру.

Параллельно с этой работой можно начинать предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребенка.

Сенсорные игры. В отличие от обычных детей, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства. Стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, чем их сенсорные свойства.

Сенсорными условно называются игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения.

Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета красок, их перетекание друг в друга, смешивание и получение нового цвета): слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки — от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); Принципы игрового взаимодействия с детьми РАС: развитие через интересы и активность ребенка; поддерживающие, принимающие отношения. Отсутствие критики со стороны взрослого; свобода входа и выхода из игры; принцип удовольствия; игра в зоне комфорта и в развивающей зоне. (Важно остановиться до того, как ребенок истощился); учет темпа ребенка (взрослый действует, говорит в том же темпе, что и ребенок); ребенку предоставляется возможность закончить значимое для него дело (действие, игру); взрослый постепенно передает инициативу в игре ребенку.

Существует основная иерархия игровых навыков, соответствующая разным стадиям развития игровой деятельности детей с РАС: игра в одиночестве (играет с игрушкой при условии, что рядом никого нет и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще прикасается к его игрушке, он встает и уходит); параллельная игра (играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или взрослых, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками.

Дети с расстройствами аутистического спектра играют не так, как их нормотипичные сверстники. Их игры однообразны, шаблонны, очень ограниченны по объему действий. Дети данной категории поглощены манипуляциями с одной или несколькими игрушками, игнорируя остальные; надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их действий с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: вращение колес у перевернутой машинки, звук при перелистывании страниц книжки, шероховатая или гладкая поверхность мячика. У таких детей присутствует своеобразное толкование и реакция на восприятие посредством органов чувств. Это касается восприятия звуков, осязания, ощущения тепловых свойств предметов. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется интерес детей с расстройствами аутистического спектра к предметам.

Однако действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением дети часто отказываются, поскольку сенсорные свойства предмета для них более важны, чем социальное назначение. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать мисочки, пирамидку, построить домик из кубиков), но его мало привлекают эти действия, нежели получение аутостимуляции в процессе манипуляций с игрушками.

Опыт показывает, что применение игровых занятий является наиболее эффективным методом коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Предметно-игровая деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения способами действий с предметами окружающей действительности и игрушками с помощью взрослого.

В зависимости от психического состояния ребенка, уровня его развития игровые занятия проходят ряд этапов – от формирования первых эпизодов совместной со взрослым игры, опирающихся на имеющуюся аутистическую аутостимуляцию ребенка, до построения элементов сюжетной игры.

Список литературы

  1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Дефектология. — 2018. — №2. — С. 27-35.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: Теревинф, 2019. — 112 с.
  3. Винг Л. Аутизм: практическое руководство для родителей и профессионалов / Пер. с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. — 224 с.
  4. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. — М.: Теревинф, 2016. — 512 с.
  5. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективные методики игровых занятий с особыми детьми. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. — 272 с.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2020. — 272 с.
  7. Костин И.А. Организация неформального общения подростков и взрослых с последствиями детского аутизма // Дефектология. — 2019. — №5. — С. 3-10.
  8. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 2017. — 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год