«Формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» |
Педагогика | |||
Автор: Белова Ульяна Александровна | |||
14.06.2025 13:36 | |||
ФИО автора: Белова Ульяна Александровна Название учреждения: Волгоградский государственный социально-педагогический университет Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Проанализированы теоретические основы игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра, а также практические аспекты организации коррекционной работы с данной категорией детей. Представлены примеры использования метода и обоснована его эффективность в формировании игровой деятельности. Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, игровая активность,, коррекционная работа, дети младшего дошкольного возраста. Текст статьи:
Актуальность темы «Формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» обусловлена несколькими факторами. Во-первых, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями как в России, так и во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность расстройств аутистического спектра составляет около 1% детской популяции и продолжает расти. Во-вторых, современная система образования ориентирована на инклюзивный подход, что требует разработки эффективных методов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. В-третьих, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и служит основным механизмом развития и социализации ребенка, однако у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются значительные трудности в формировании игровых навыков, что препятствует их полноценному развитию и интеграции в образовательную среду. Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. Аутизм представляет собой нарушение развития, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссии. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие симптомы, как искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмечается ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выражение удовольствия после кормления. У детей искажаются реакции комплекса оживления, характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрослыми: улыбка, радость при приближении мамы. При этом компоненты реакции оживления проявляются при отсутствии взрослого и относятся к неодушевленным предметам. Игра — особый способ полноценного и эффективного развития детей. Игровая деятельность признается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. У нормально развивающихся детей она протекает плавно и не требует сторонней помощи в ее формировании. Совершенно иначе складывается данный процесс у дошкольников с РАС. При формировании игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра можно отметить: недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность (часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста); их игры однообразны, шаблонны, очень ограниченны по объему действий. Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия, «застревают» на определенных играх при изучении предметного мира: дети данной категории поглощены манипуляциями с одной или несколькими игрушками, игнорируя остальные. При этом основной мотив их действий с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: вращение колес у перевернутой машинки, звук при перелистывании страниц книжки, шероховатая или гладкая поверхность мячика и др.; в большинстве случаев игровое взаимодействие затруднено. Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. У детей с РАС демонстрируется отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения со сверстниками, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные возможности и конечно, помогает приобрести эстетический опыт. Стереотипные игры. У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие: 1. цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих; в игре подразумевается единственный участник – сам ребенок; повторяемость: ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций; неизменность: установившись однажды, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени; длительность: ребенок может играть в такую игру годами. При обучении детей с расстройствами аутистического спектра предметно-игровым действиям на первом этапе основной упор делается на устранение негативных переживаний воспитанников, снижение эмоционального дискомфорта. При этом решается задача формирования потребности детей во взаимодействии со взрослыми, поддержка интереса и эмоционально положительного настроя детей на занятии, снятие напряжения, повышение выносливости в контакте со взрослым и со средой в целом. Для привлечения внимания детей эффективны выразительные жесты, песенки, короткие стихи, потешки. Таким образом создаются условия для формирования привязанности, непосредственного эмоционального контакта со взрослым, что способствует переходу от аутостимуляции к возможности получения ребенком тонизирующих впечатлений во взаимодействии со взрослым Для начала, необходимо присесть на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдать за его игрой. Вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий, прислушаться к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать необходимо с того, что в нужный момент подать ему нужную деталь, тем самым обратив внимание на ваше присутствие. Негромко повторять за ребенком его слова. В следующий раз можно использовать любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. На следующем этапе необходимо внести в стереотипную игру новую сюжетную линию. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре нового человека — взрослого. В процессе занятия малыш может вернуться к своей игре — нельзя ему мешать или запрещать. Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла тревога, агрессия, страх, аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно, — необходимо предложить ему его привычную любимую игру. Параллельно с этой работой можно начинать предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребенка. Сенсорные игры. В отличие от обычных детей, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства. Стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, чем их сенсорные свойства. Сенсорными условно называются игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета красок, их перетекание друг в друга, смешивание и получение нового цвета): слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки — от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); Принципы игрового взаимодействия с детьми РАС: развитие через интересы и активность ребенка; поддерживающие, принимающие отношения. Отсутствие критики со стороны взрослого; свобода входа и выхода из игры; принцип удовольствия; игра в зоне комфорта и в развивающей зоне. (Важно остановиться до того, как ребенок истощился); учет темпа ребенка (взрослый действует, говорит в том же темпе, что и ребенок); ребенку предоставляется возможность закончить значимое для него дело (действие, игру); взрослый постепенно передает инициативу в игре ребенку. Существует основная иерархия игровых навыков, соответствующая разным стадиям развития игровой деятельности детей с РАС: игра в одиночестве (играет с игрушкой при условии, что рядом никого нет и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще прикасается к его игрушке, он встает и уходит); параллельная игра (играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или взрослых, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. Дети с расстройствами аутистического спектра играют не так, как их нормотипичные сверстники. Их игры однообразны, шаблонны, очень ограниченны по объему действий. Дети данной категории поглощены манипуляциями с одной или несколькими игрушками, игнорируя остальные; надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их действий с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: вращение колес у перевернутой машинки, звук при перелистывании страниц книжки, шероховатая или гладкая поверхность мячика. У таких детей присутствует своеобразное толкование и реакция на восприятие посредством органов чувств. Это касается восприятия звуков, осязания, ощущения тепловых свойств предметов. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется интерес детей с расстройствами аутистического спектра к предметам. Однако действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением дети часто отказываются, поскольку сенсорные свойства предмета для них более важны, чем социальное назначение. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать мисочки, пирамидку, построить домик из кубиков), но его мало привлекают эти действия, нежели получение аутостимуляции в процессе манипуляций с игрушками. Опыт показывает, что применение игровых занятий является наиболее эффективным методом коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Предметно-игровая деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения способами действий с предметами окружающей действительности и игрушками с помощью взрослого. В зависимости от психического состояния ребенка, уровня его развития игровые занятия проходят ряд этапов – от формирования первых эпизодов совместной со взрослым игры, опирающихся на имеющуюся аутистическую аутостимуляцию ребенка, до построения элементов сюжетной игры. Список литературы
|