Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФОП дошкольного образования».
Педагогика
Автор: Разуваева Татьяна Константиновна   
30.05.2025 12:19

Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФОП дошкольного образования».Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФОП дошкольного образования».

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка:

Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего малыша? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, обеспечивающий личностное развитие каждого ребенка.

 

Скачать проект

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

Проблемы:

во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;

во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Актуальность

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Цель проекта: использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.

Задачи:

создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;

приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат:

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;

установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Активность родителей

 рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

Рост инициативности

родительского участия в жизни детского сада;

увеличение числа родителей, участвующих в мероприятиях ДОУ.

Анкетирование педагогов ДОУ, родителей.

Сформированность педагогических знаний родителей

Доминирование демократического типа воспитания в семьях.

Снижение гиперопеки

Опросник для родителей «Типы воспитания в семье» А.Баркан

Сформированность навыков эффективного взаимодействия родителей с ребенком

Положительный фон

состояния ребенка:

Уровень тревожности;

Уровень агрессивности;

Уровень самооценки

Анкетирование

Тест Б.Лонга «Круги»

Сформированность

у родителей навыков конструктивного общения.

Уровень эмпатии

Тип выхода из конфликтной ситуации

Анкетирование

родителей

Н.И. Леонов «Психология делового общения».

Наблюдение

Перспектива дальнейшего развития проекта: 

опыт деятельности  педагогов по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи 

Обеспечение субъектной позиции всех участ­ников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлено право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак­тивность. Главное – сотрудничество, а ненаставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Важнейшими условиями формирования субъек­тной позиции в любом виде деятельности являются:

- осознание важности и значимости предсто­ящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

- ориентация на интересы и потребности се­мьи, родителей и детей, обеспечение им воз­можности добиться положительных резуль­татов, успеха в работе. 

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес­са, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре­бенка, его достижениях и трудностях, вы­явление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят уси­лия педагогов и родителей, а с другой сто­роны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласован­ности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую­щих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обес­печения единства педагогических влияний на него;

- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагоги­ческого процесса;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организа­ции совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;

- опору на положительные стороны родите лей и детей;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к се­мье, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиции семьи, толерант­ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

4. Научно практический принцип

- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;

- организация психологической  и педагогической помощи всем участникам проекта

5. Индивидуальный подход

Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Срок реализация проекта: 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь-октябрь

Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации –ноябрь-апрель

Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации  – май

Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.

Первый этап – подготовительный 

Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Анализ семейного социума для определения целесообразности  установления социального партнерства

Посещение семей.

Анкетирование.

Сбор семейного анамнеза.

Мониторинг социального состава семьи.

Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы

Сентябрь

Октябрь

воспитатели, педагог-психолог, родители.

2

Определение содержание и формы работы с  родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

Педагогические заседания

Лекторий «Открытый детский сад»

Семейный клуб

Ноябрь- апрель

Воспитатели, педагог-психолог, родители.

 

3

Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей ее членами для определений направлений  взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей  и конкретных форм взаимодействия

Беседы

Индивидуальные консультации

Диагностика

Встречи «Вопросов и ответов»

Заседание «Родительского клуба»

Май

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты, родители.

Второй этап -  практический

Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта

Педагогическое совещание,

Лекторий-«Ознакомительная лекция для пед. Коллектива»

Тренинг для педагогического состава

Сентябрь

Администрация,

старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ

2

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом,публикации статей на сайте ДОУ

В течение

реализации проекта

Администрация,

старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ

3

Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей  по различным направлениям деятельности детского сада

Семинары – практикумы, обучающие тренинги и мастер – классы.

Конкурс проектов.

Встреча за круглым столом.

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив ДОУ

4

Включение в разработку и реализация проекта

Заседание семейного клуба.

Ноябрь

Педагогический коллектив ДОУ

Представители родительского комитета.

5

Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов

Мастер-классы и семинары для родителей.

Индивидуальные консультации

Создание памяток и рекомендаций

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив ДОУ

6

Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, публикации статей на сайте ДОУ

В течение реализации проекта

Администрация ДОУ

7

Разработка методических материалов для реализации данных проектов

Методические заседание, педагогические совещания, мозговой штурм

В течение реализации проекта

Администрация ДОУ,

представители родительского комитета

8

Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с семейным социумом

 

Май

Администрация ДОУ

Третий этап– заключительный

Подведение итогов социального партнерства

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Проведение анализа проделанной работы

Мониторинг

Скрининг

Диагностика

Заседание клубов

Май

Родители, воспитатели

2

Открытое обсуждение материалов проекта на уровне системы дошкольного образования

Создание страницы на сайте

Май

Педагогический коллектив ДОУ, воспитатели

3

Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом

Научно-практический анализ реализации проекта

Май

Педагогический коллектив ДОУ, воспитатели, родители

Основные формы реализации проекта:

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

День открытых дверей

Игровые проекты

Круглый стол

Музыкальный семейный киоск

Родительские собрания

Семейная изостудия

Семейный клуб

Семинары-практикумы для родителей

Совместные праздники

Творческая семейная мастерская

Анкетирование

Индивидуальные беседы

Консультации

Встречи с узкими специалистами

Посещение на дому

Сетевое взаимодействие

Информационные папки для родителей

Информационные листки

Памятки для родителей

Методическая копилка для родителей

Родители советуют (пункт обмена опытом)

Фотогалереи

Фоторепортажи

Выставки рисунков и поделок

Семейные тематические фотоконкурсы

Содержание:

Тема

Цель

Содержание

Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания.

Сотрудничество педагогов, детей и родителей.

Формирование у родителей навыков конструктивного общения.

Познакомить родителей с психологическими возрастными особенностями детей: помочь им лучше узнать, понять собственного ребенка, почувствовать его состояние, настроение, переживания, стремление осознать зависимость поведения детей от поведения взрослых

 

Позволить родителям увидеть положительные стороны ребенка; детям- воспринимать родителей по-новому – как союзников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помочь родителям отработать навыки понимания окружающих людей: изучить формулу конфликта; научиться управлять конфликтом; выяснить способы разрешения конфликтов; лучше понимать поведение людей в конфликтных ситуациях; понять свои сильные стороны и области для развития.

Для повышения педагогической компетентности родителей проводились следующие мероприятия: «Семейные гостиные», родительские собрания, тренинговые занятия.

С целью привлечения родителей к сотрудничеству и предоставления большего общения с детьми проводились совместно детско-родительские мероприятия: «День матери», спортивные праздники, развлечения, совместные занятия и досуги, конкурсы творческих работ. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

Найденные точки соприкосновения, общие интересы, увлечения, атмосфера принятия и творчества, открытости, знакомство родителей с педагогами, искренний интерес к личности родителей, желание помочь им разобраться в своих чувствах, ощущениях, переживаниях – те немногие слагаемые доверительных отношений.

 

С этой целью запланированы тренинговые занятия по следующим темам: «Мой дом- моя крепость», «Конфликты: типология конфликтов», «Способы разрешения конфликтных ситуаций».

Ресурсное обеспечение проекта

1

Материально-технические ресурсы

дидактические игры;

развивающие игрушки;

детская мебель;

стенды, ширмы, папки-передвижки;

фотоаппарат;

фонотека музыкальных произведений и т.д..

2

Кадровые ресурсы

родительский комитет группы,

педагоги и специалисты детского сада

3

Информационные

ресурсы

законодательные документы РФ

Методическая копилка ДОУ;

Интернет-ресурсы

4

Нормативно-правовые

Устав ДОУ,

Договор с родителями (законными представителями)

Основные риски от внедрения проекта:

Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.

Предупреждение рисков:

Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.

Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.

Опора на помощь родительского комитета.

Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.

Продукты проекта:

Видео и фото материалы новых нетрадиционных форм работы с родителями.

Публикации в СМИ и Социальной сети.

Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений.

Анкеты

Семейные стенгазеты.

Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;

рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;

положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться:

анкетирование и беседы с родителями;

наблюдение за детьми;

анализ продуктов деятельности (поделки).

 

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

 

Литература:

1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-на-Д, 2002. – 119 с.

5.Корюкина Т.В. Социальное партнёрство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи. // Дошкольная педагогика. – 2008. № 8. – С. 47 – 49.

6.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей – С-П, 2013-79с

7. Под ред. Коломийченко Л. В. «Я-компетентный родитель» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 123 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)

8.Сборник материалов «Социальное партнерство детского сада с родителями» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 125 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год