Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФОП дошкольного образования». |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Разуваева Татьяна Константиновна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.05.2025 12:19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский Пояснительная записка: Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего малыша? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, обеспечивающий личностное развитие каждого ребенка.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания. На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем. Проблемы: во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка; во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений. Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Актуальность Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями. Цель проекта: использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада. Задачи: создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада; приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия; повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей; пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни; организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса. Предполагаемый результат: Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать: повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи; формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ; установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности педагогов по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета. Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлено право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное – сотрудничество, а ненаставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются: - осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу; - включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности; - ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе. 2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует: - обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения; - определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон; - совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон; - согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него; - соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса; 3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает: - выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения; - единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе; - обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок; - обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении; - опору на положительные стороны родите лей и детей; - раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности; - принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка; - подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем; - принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению; - создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях. - доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 4. Научно практический принцип - создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта; - организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами; - организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта 5. Индивидуальный подход Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 6. Динамичность Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Срок реализация проекта: Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь-октябрь Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса. 2 этап – основной; срок реализации –ноябрь-апрель Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 3 этап – заключительный; срок реализации – май Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи. Первый этап – подготовительный Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
Второй этап - практический Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
Третий этап– заключительный Подведение итогов социального партнерства
Основные формы реализации проекта:
Содержание:
Ресурсное обеспечение проекта
Основные риски от внедрения проекта: Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей. Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях. Предупреждение рисков: Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др. Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ. Опора на помощь родительского комитета. Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей. Продукты проекта: Видео и фото материалы новых нетрадиционных форм работы с родителями. Публикации в СМИ и Социальной сети. Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений. Анкеты Семейные стенгазеты. Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям: изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать; рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности; положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ. Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться: анкетирование и беседы с родителями; наблюдение за детьми; анализ продуктов деятельности (поделки).
Заключение В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература: 1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с. 2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ». 3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. 4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-на-Д, 2002. – 119 с. 5.Корюкина Т.В. Социальное партнёрство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи. // Дошкольная педагогика. – 2008. № 8. – С. 47 – 49. 6.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей – С-П, 2013-79с 7. Под ред. Коломийченко Л. В. «Я-компетентный родитель» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 123 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».) 8.Сборник материалов «Социальное партнерство детского сада с родителями» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 125 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)
|