Круглый стол «Педагогические методы и приемы по привитию у детей раннего возраста КГН и навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов» |
Педагогика | |
Автор: Кравякова С. В. Апкаримова Л. П. Гиязова С. А. Зеленина И. Ю. Кельдасова З. Ю. Салихова Р. Р. Бикжанова Ф. А. Бруцкая Н. В. Вельма Е. Н. Дейхина И. А. | |
21.05.2025 14:51 | |
Уважаемые коллеги, сегодня мы проводим круглый стол по теме «Педагогические методы и приемы по привитию у детей раннего возраста КГН и навыков самообслуживанияв процессе выполнения режимных моментов». На прошлом заседании МО, мы назвалиодин из факторов, влияющий на характер успешной адаптации детей это — «сформированность самообслуживания и привитие кгн»: если данные навыки у ребенка присутствуют или уже в какой-то степени сформированы, то и адаптация у такого ребенка будет протекать более успешно. Отсутствиесформированности КГН не только негативно влияет на прохождение адаптационного периода малышей, но и приводит к ослаблению здоровья ребенка и его ущемленности в социальном общении, т.е. тормозится общее развитие, возникают конфликтные ситуации в коллективе, связанные с требованием обслужить себя. У такого ребенкамогут проявлятьсянегативные качества как неуверенность в себе, агрессивность и негативизм.
ФормированиеКГН и развитие навыков самообслуживания является одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения. На результативность формированияэтого процессавлияет вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. В каждой возрастной группе эта работа ведётся в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательной программой детского сада. Чтобы процесс формирования КГН и навыков самообслуживаниябыл эффективным и успешным необходимо сделать его доступным для детей, интересным и увлекательным. При этом воспитателю важно учитывать возрастные особенности детей, т.к. насколько быстро сформируются у ребенка КГН зависит прежде всего:
В целевых ориентирах ФГОС ДО отмечено, что ребёнок раннего возраста может владеть простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении, в связи с этим данная задача является одной из приоритетных для воспитателей, работающих с детьми на группах раннего возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на поддержание инициативы и воспитание самостоятельности детей и саморегуляции собственных действий в специфических для них видах деятельности, используя при этом различные формы, методы и приемы. Сегодня за круглым столом мы рассмотрим методы и приемы, применяемые по привитию у детей раннего возраста КГН и навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов. Педагоги МО№3представятсвой опыт работы по этому направлению. Для того чтобы вызвать у детей желание проявить самостоятельность в одевании, умывании, принятии пищи, используемсловесные методы, к которым по мимо беседы относится чтение художественных произведений и фольклора. Положительное воздействие на детей в формировании навыков самообслуживания оказывают такие художественные произведения как (обратиться к выставке книг): А.Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федориногоре», В. Маяковский «Чтотакоехорошоичтотакоеплохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л.Вороньковой «Маша-растеряша», потешки: «Водичка,водичка…» ит. д. Художественное слово позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им сказки, потешки. Для того чтобы у детей раннего возраста появилось желание самостоятельно умываться, а также для того, чтобы этот процесс стал для них легким и приятным, мы произносим потешки, в соответствии с выполняемыми действиями, называя имя ребенка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки у Маши. Чистые Машины ладошки, вот вам хлеб да ложки!». В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают знания о действиях с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Недаром Екатерина Васильевна Зворыгина (автор пособия для воспитателей детского сада «Первые сюжетные игры малышей»), в этой связи отмечает необходимость стремиться к тому, чтобы ребенок был не просто наблюдателем и слушателем, а стал активным участником всех доступных ему бытовых процессов. Предлагаем вашему вниманию видеосюжет о применении словесного метода в таком режимном моменте, как подготовка детей на прогулку (показ видеофрагмента) Во всех словесных методах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей, да и природа самого слова требуют наглядности. При обучении навыкам самообслуживания в процессе одевания, умывания, принятия приема пищи, важно соблюдать определенный способ и алгоритм целенаправленных действий, в связи с этим, мы применяем наглядный метод. Особенно действенным наглядным методом является показ и демонстрация обучающих плакатов, пособий и иллюстраций, просмотр обучающих мультфильмов и презентаций. Для закрепления навыка самостоятельности во время одевания детей на прогулку, можно эффективно применять показ демонстрационных плакатов, обучающих пособий и иллюстраций с алгоритмом последовательности (одевания/раздевания), которые размещены у нас в приемной. Вместе с закреплением навыков самостоятельности дети ещё и закрепляют названия частей одежды. К наглядным методутак же относится слушание песенок и музыки ребенком, который включает в себя слуховую наглядность. (показ видеосюжета применения в режимном процессе наглядного метода) Игра, неотъемлемая часть жизни детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому именно ей отводится главная роль в воспитании у детей КГН и навыков самообслуживания. Педагоги для привития у малышей КГН часто используют такие игровые формы как: дидактическаяигра, игры-упражнения, игры-занятия, игры-ситуации. Длятого чтобы обучитьмалышей правильномуи качественномуумыванию, одеванию, важно, чтобы они усвоили, как это необходимо делать. Для успешного формирования у детей навыков самостоятельной деятельности необходимо прибегать к прямому показу и объяснению на самом малыше. Например, рекомендуется взять руки малыша в свои и показать, как надо мыть руки, и вытирать их полотенцем, как правильно держать ложку, выходить из-за стола после еды, как правильно одеваться/раздеваться. Показ обычно сопровождается объяснением (показ фотослайдов) Для организации игры или игровых приемов не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя. Достаточно эмоционального обращения к детям. Задача педагога — заинтересовать детей и эмоционально представить возникшую проблему, требующую решения включить детей в практическое действие. В дидактических играхв качестве игрового персонажа лучше выбрать знакомого детям героя (куклу, мишку, кота) с большими выразительными глазами. Чаще всего, конечно же, используется кукла, позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления ( «Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.). Для активизации эмоциональной сферы ребенка необходимо использовать сюрпризные моменты, песенки, потешки, прибаутки. Так, например, при обучении самостоятельному раздеванию, наглядно раздеваем куклу Катю, которая ходила на прогулку вместе с детьми, и сопровождаем свои действия подробным описанием последовательности выполняемых действий (сначала расстегиваем пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Формирование КГН и навыков самообслуживания реализуется непосредственно под руководством взрослых — педагогов и родителей, в связи с этим, должна соблюдаться согласованность в требованиях семьи и дошкольного учреждения, к тому же, на этапе всего дошкольного детства необходимо активно привлекать родителей к гигиеническому воспитанию детей, так как часть гигиенических навыков у детей формируется прежде всего в семье. Положительные результаты в воспитании детей достигаются за счет единства требований всех окружающих ребёнка взрослых: воспитателей, младших воспитателей, родителей и других взрослых, умелого сочетания различных форм сотрудничества, активного включения в эту работу родителей воспитанников. Здесь на первый план выходит сотрудничество с семьями воспитанников, так как именно родители являются авторитетом для своих детей. Сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному: можно проводить консультации, родительские собрания, мастер-классы, развлечения, использовать интернет-технологии (сайт ДОО, социальная сеть Вконтакте, мессенджеры). Значительное внимание в работе с родителями уделяется наглядному материалу (памяткам, буклетам, рекомендациям, выставкам литературы, папкам-передвижкам) Использование различных педагогических методов и приемов, а также включенность родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, придает большую эффективность, действенность и результативность в работе по формированию КГН. Педагоги Методического Объединения №3 групп раннего возраста МБДОУ д/с №92 «Веснушка» г. Сургут, ХМАО-Югра: Кравякова Светлана Витальевна, воспитатель, руководитель МО№3, Апкаримова Людмила Павловна, воспитатель, БикжановаФлюраАйратовна, воспитатель, Бруцкая Нина Валерьевна, воспитатель, Вельма Екатерина Николаевна, воспитатель, Гиязова Сабрина Азизовна, воспитатель, Дейхина Ирина Анатольевна, воспитатель, Зеленина Ирина Юрьевна, воспитатель, Кельдасова Замира Юнусовна, учитель-музыки, Салихова РазиляРахматулловна, учитель-музыки
|