Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Соломко Любовь Владимировна Мальцева Татьяна Сергеевна | |||
28.08.2025 12:55 | |||
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников является актуальной, так как от этого зависит его дальнейшее развитие. В нашем детском саду с каждым годом возрастает количество детей с различными речевыми нарушениями. Педагоги вынуждены непрерывно повышать собственную компетенцию, искать новые технологии для осуществления коррекционной деятельности. У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, отмечается общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса, снижены двигательные память и внимание. У данной категории детей с дизартрическим компонентом нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. В связи с этим затрудняется и межличностное взаимодействие детей. Проанализировав результаты обследования, изучив труды авторов, мы сделали вывод, что необходимо создать систему работы по развитию мелкой моторики и координации движений через различные виды деятельностии вовлечению родителей в образовательный Для наибольшего удобства виды игровых упражнений, которые используем в работе с детьми разбили на комплексы:
Знакомство с играми по развитию мелкой моторики и координации рук начинаем с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.). Затем детям предлагаем игры более сложного характера: с левой или правой рукой ( «Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками ( «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игрa имеет большое значение, как средство создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. В комплекс "Пальчиковые игры" включили:
«Игры с предметами» Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики добиваюсь быстрее. «Использование элементов изобразительной деятельности». Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. В подготовительной группе делали работы на темы: «Зима», «Осень», «Береза» и др. «Развитие графической моторики» графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования используем книжки-раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Особое внимание в индивидуальной работе уделяется таким видам работы как:
|