Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ОВЗ
Педагогика
Автор: Соломко Любовь Владимировна Мальцева Татьяна Сергеевна   
28.08.2025 12:55

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ОВЗЭффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ОВЗ

Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников является актуальной, так как от этого зависит его дальнейшее развитие.

В нашем детском саду с каждым годом возрастает количество детей с различными речевыми нарушениями. Педагоги вынуждены непрерывно повышать собственную компетенцию, искать новые технологии для осуществления коррекционной деятельности.

У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, отмечается общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса, снижены двигательные память и внимание. У данной категории детей с дизартрическим компонентом нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. В связи с этим затрудняется и межличностное взаимодействие детей.

Проанализировав результаты обследования, изучив труды авторов, мы сделали вывод, что необходимо создать систему работы по развитию мелкой моторики и координации движений через различные виды деятельностии вовлечению родителей в образовательный

Для наибольшего удобства виды игровых упражнений, которые используем в работе с детьми разбили на комплексы:

  1. Пальчиковые игры.
  2. Игры с предметами.
  3. Использование элементов изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики.
  4. Развитие графической моторики.
  5. Дидактические игры.

Знакомство с играми по развитию мелкой моторики и координации рук начинаем с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.).

Затем детям предлагаем игры более сложного характера: с левой или правой рукой ( «Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками ( «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игрa имеет большое значение, как средство создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. В комплекс "Пальчиковые игры" включили:

  • Пальчиковая гимнастика. При выполнении гимнастики стараемся задействовать все пальцы рук. Вначале произносим стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняем темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

«Игры с предметами»

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики добиваюсь быстрее.

«Использование элементов изобразительной деятельности».

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. В подготовительной группе делали работы на темы: «Зима», «Осень», «Береза» и др.

«Развитие графической моторики» графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования используем книжки-раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер.

Особое внимание в индивидуальной работе уделяется таким видам работы как:

  • завязывание и развязывание бантов, узлов: «Научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
  • застегивание пуговиц, молний, крючков
  • нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску
  • конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами: «Кто в домике живет», «Деревья», «Строим дом», «Комната для кукол», «Маленький конструктор», «Наша дача».
  • нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»: «Вижу руками», «Чудесный мешочек», «Кто чем питается».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год