СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «РЕЧЕВИЧОК» -ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Кормачева О.В., Погорелая И.А., Утусикова Л.Н. | |||
24.03.2025 07:28 | |||
Кормачева О.В., Погорелая И.А., Утусикова Л.Н. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Закон "Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в речевом развитии. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Родители, чьи дети посещают группу компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, часто испытывают тревогу и неопределенность. Одни самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, полагаясь только на педагогов, другие не владеют необходимымипедагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. Недостаточная осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, неправильные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений, свидетельствуют о необходимости обучения родителей и планирования совместной работы специалистов, педагогов, родителей на всех этапах коррекции.
Традиционные формы взаимодействия с семьей, такие как родительские собрания, беседы, зачастую не позволяют родителям быть активными участниками образовательного процесса. Выступая в роли пассивных наблюдателей, родители теряют интерес к встречам с педагогами детского сада. Поэтому нужны такие формы работы с семьей, которые предполагают активное участие родителей в процессе обучения, обмен опытом, чувствами, переживаниями, повышение педагогической культуры родителей. Эффективной формой работы с родителями является проведение регулярных встреч в рамках работы родительского клуба «Речевичок» на базе МАДОУ «Детский сад № 59» (города Череповца Вологодской области). Целью работы родительского клуба является повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области речевого развития детей, вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс как равноправныхи равно ответственных партнеров. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. Посещая занятия и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа — сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагогов (учителя-логопеда, воспитателей). В основу результативной организации сотрудничества ребенка, педагогов и родителей положена схема контактного взаимодействия участников педагогического процесса, которая предполагает определенную последовательность работы. Для большей эффективности заседанияпроводятся в формате небольших мастер-классов, где родителям демонстрируются упражнения, которые они могут выполнять дома с ребенком. Этоартикуляционные и дыхательные упражнения, задания на развитие фонематического слуха и словарного запаса, связной речи, которые можно включить в повседневные игры и занятия. Проведение встреч осуществляется с периодичностью один раз в месяц, в определенный день, согласованный со всеми родителями – участниками клуба (последняя среда каждого месяца) по тематическому плану, который составляется по итогам изучения потребностей, запросов и ожиданий родителей. Занятия рассчитаны на 45 минут, по необходимости дальше проводится индивидуальное консультирование родителей и детей. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам), так и для родителей. Большое внимание на каждом занятии уделяется мотивации родителей к активному восприятию информации (актуализация личного опыта). В процессе общения устанавливается доверительный контакт, используются различные средства: беседы; блиц – опросы, анкетирование, организуется обратная связь, вовлечение в обсуждение проблемных ситуаций. При организации работы обязательно учитывается опыт родителей, выявляется их воспитательный потенциал. Педагоги не поучают, а советуют, размышляют вместе с ними, договариваются о совместных действиях, тактично подводят их к пониманию необходимости совместных действий. Важным способом реализации сотрудничества является организация совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Обязательным завершением встречи является подведение итогов работы и озвучивание каждым участником своих ощущений и мыслей о встрече. В начале года проводится анкетирование родителей по вопросу работы клуба. Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, времязаседаний, ожиданияродителейотработыклуба. Тематика проведения занятий семейного клуба разнообразна и соответствует потребностям родителей: «Артикуляционная гимнастика-основа правильного произношения», «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы погулять», «Логопедические игры на кухне», «Дыхательная гимнастика – весело и полезно» «Игровыеприемы дляразвития навыков словоизмененияи словообразованияу дошкольников», «Игрыс детьминаразвитие слухового вниманияи фонематического восприятия», «Чтение- праздник души», «Развитие связной речи детей дома, на прогулке, в поездке». В ходе совместной работы повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка. Заседание родительского клуба №4 Тема «Дыхательная гимнастика- весело и полезно» Цель: знакомство родителей с игровыми методами и приемами развития правильного речевого дыхания у детей в домашних условиях. Задачи:
Участники:воспитатель, учитель-логопед, родители, дети. Местопроведения: групповое помещение Оборудованиеиматериалы: трубочки для коктейля, пластиковые стаканы, вата, салфетки, фольга, детали конструктора ЛЕГО Ход: Логопед: Добрый вечер, уважаемы мамы и папы, ребята! Сегодня мы поговорим о дыхании, о том, как надо дышать правильно. Источникомобразованиязвуковречиявляетсявоздушнаяструя, выходящаяизлегкихчерезгортань, глотку, полостьртаилиносанаружу. Качество речи, ее громкость, плавность вомногом зависят от речевогодыхания. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Правильное речевое дыханиеобеспечивает нормальное звукообразование, создаетусловиядляподдержаниянормальнойгромкости речи, четкогособлюденияпауз, сохраненияплавностиречииинтонационной выразительности. Нарушенияречевогодыханиямогутбытьследствиемобщей ослабленности, аденоидов, различныхсердечно-сосудистыхзаболеванийит. д. Дети, имеющиеослабленныйвдохивыдох, какправило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразывынужденыдобиратьвоздух. Частотакиедетинедоговариваютсловаи нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Правильноедыхание важно дляразвития речи, так как дыхательная система-этоэнергетическаябазадляречевойсистемы. Дыханиевлияетна звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Сегоднямысваминемногопоиграемипознакомимсяснекоторыми дыхательными упражнениями, но сначала хочу вам напомнитьправила их выполнения. Правилавыполнениядыхательныхупражнений:
А сейчас, вместе с Вами, немного поиграем. Эти игры вы сможете использовать в домашних условиях, ведь, все что для них нужно, есть в любой квартире. «Снег» Послушайтестихотворение: Снег, снегкружится, Белая вся улица! Собралисьмывсе вкружок, Завертелись, как снежок. Вариант 1. Предлагаю Вамподуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самымпревратитьобычнуюкомнатувзаснеженныйлес. Губыдолжныбыть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. Вариант2. ПредлагаюВамлегким, длительнымротовымвыдохомсдутьс ладони ватку или папиросную бумажку, при этом язык лежит на нижней губе, как «блинчик». «Бабочка». Наверевочкеуменяприкрепленыбумажныебабочки (птички). Предлагаювам плавно подуть ртом, не надувая щек, — бабочка полетит «Кораблики». Поволнамкорабльплывѐт. Тывдохни, надуйживот. А теперь ты выдыхай Икорабликопускай. Вот перед вами наполненный водой таз, ваше задание научиться дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу – «кораблики». У меня это крышки от бутылок молока. Оченьхорошодляэтих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов». Вы можете устроитьсоревнование: чей корабликдальшеуплыл. «Вертушка» Оченьславнаяигрушка! Крутится, вращается, Детишкамоченьнравится. Давайтеподуемнавертушку, длительнопроизносязвукосочетание «ФУУУУУУУУ» «Футбол». Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубикаилилего-конструктор. Мысвамибудемсоревноватьсявзабивании «мяча» в ворота (дуем на ватку- «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказатьсямеждукубиков). Следитезатем, чтобывыдохбылротовой, ноне резкий, шумный, а плавный, легкий. Вдох производится через нос. Можносделатьдвашарикаидвоеворот, ипоигратьвигру-соревнование: «Кто быстрее». А теперь скатаем шарики из фольги. Какой шарик сложнее забить в ворота? «Буль-бульки, или Буря в стакане» Вариант1. ПредлагаюВамсделатьвдохносоми выдохнутьвтрубочку (соломинкудлякоктейля), конецкоторойнаходитсяв стакане, наполовину наполненном водой. Вода должна забурлить. Следите, чтобы щеки не надувались. Вариант2. Возьмитедвапластмассовыхпрозрачныхстаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, австаканчик, гдемаловоды–можнодутьсильно. Задачаребенкатак играть в «буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите вниманиеребенканаслова:слабо, сильно, много, мало. Вариант3. Этуигруможнотакжеиспользоватьдлязакреплениязнания цветов. Дляэтого возьмитеразноцветныестаканчикиитрубочкиипредложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. Следите, чтобы щеки не надувались. «Волшебныепузырьки». ВзялсоломкуИгорек, Надулмыльныйпузырек. ПредлагаюВампоигратьсмыльнымипузырями. Ребенокможетсамвыдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, товыдувайтепузыриВы, направляяихвребенка. Этостимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. «Губная гармошка». А сейчас я предлагаю вам стать музыкантом, поиграйтенагубнойгармошке. Вашазадачаневтом, чтобынаучитьребенка играть, поэтому не обращайтена мелодию внимание. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. 2 часть: Воспитатель: Дорогие родители, предлагаем вам вместе с детьми изготовить дыхательный тренажер «Снеговик». Для изготовления понадобится:
- клеевой пистолет.
Вот такое интересный и полезный получился дыхательный тренажер! Итог: Уважаемые родители, благодарим вас за внимание и активное участие в работе клуба. Рады, есливыполучилисегоднядлясебячто-тоновое и будете использовать в домашних занятиях с детьми. Приглашаем вас на новую встречу.
|