Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Педагогика
Автор: Полкова Татьяна Николаевна Вашуркина Кристина Александровна   
20.01.2025 11:26

Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

В современном мире количество изменений в жизни, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

 

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.

Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г. С. Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно — следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно — образовательной работы в этом направлении. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ.

Инновационная направленность педагогического опыта

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только, неправильное воспитание и обучение губят в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало нам толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.

ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.

Форма представления педагогического опыта – педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Практическая значимость педагогического опыта:

  1. Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
  2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Новизна педагогического опыта

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально — практическим путем. В связи с этим новизна нашей работы заключается в том, что:

  • Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.
  • Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.
  • ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
  • Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
  • ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Задачи:

  • формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
  • развивать способность быстро входить в новые предметные области;
  • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
  • адаптировать к динамичной картине мира;
  • развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной

деятельностью;

  • воспитывать творческую личность.

Элементы ТРИЗ мы применяем во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познавательном, речевом, художественно – эстетическом развитии (фронтально, по подгруппам, индивидуально), а также в режимных моментах (в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке) Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.

Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи.

Предлагая детям творческие задания, учитываем дидактические принципы:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляем ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляем ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаем практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролируем процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности.

Описание опыта

Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы.

  1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
  2. Учим детей фантазировать, изобретать.
  3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
  4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Для решения поставленных задач используем следующие методы ТРИЗ:

Метод «Мозговой штурм» (автор — морской офицер Алекс Осборн).

Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводим тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).

Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа ( «Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляем в продуктивной деятельности используя морфологические таблицы (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

Творческие задачи. Активно используем алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук.

Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

Методы развития речи на основе дифференцированного подхода.

Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.

Пособие «Гусеничка».

Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок используем наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца».

Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры используем схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:

Параллельно работе по составлению загадок проводили обучение детей умению подбирать сравнения.

Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощьюкакой-либо книги. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки.

«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

Применяем методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности.

Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в прошлое», «День космонавтики», «Книга-лучший друг», «Комнатные растения». Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.

Для успешного использования ТРИЗ-технологии мы создали соответствующую развивающую среду: приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, разные виды театров, конструкторов, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия, дети могут использовать в самостоятельной деятельности.

Методы данной технологии позволили нам успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Замечено, что дети стали более общительными, свободно высказывают свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Мы не перестаем удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год