Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОБРАЗЫ ДЕТСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Педагогика
Автор: Макарова Г.Ю. и Агличева И.М   
02.01.2025 22:53

ОБРАЗЫ ДЕТСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕОБРАЗЫ ДЕТСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Макарова Г.Ю., воспитатель МБОУ «Лицей № 4», Агличева И.М., воспитатель МБОУ «Лицей №4»

Так уж сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся взрослые люди — мужественные, сильные мужчины, со своими слабостями и женщины, как олицетворение красоты, любви, порока. Но жизнь любого человека должна пониматься как целостная панорама представлений о закономерностях становления личности в системе общественных отношений в ходе онтогенеза как индивидуальной истории человека и социогенеза как истории развития человечества. Как писал Антуан де Сент Экзюпери: «Откуда я? Я из моего детства». Поэтому детские образы – это особая тема. Дети играют разные роли в произведениях: иногда они катализаторы событий, непосредственные их участники; зачастую без них сюжет не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Неудивительно, что образы детей занимают особое место в литературе. На протяжении многих лет писатели самых разных поколений, эпох и национальных литератур обращаются к проблеме детской судьбы, стремясь изобразить детские характеры. Мир Детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.

 

Но прежде, чем рассматривать образы детей в художественных произведениях, нужно обратиться к термину "детство", который используется широко многопланово и многозначно. Хотя Детство – всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление.

Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях. В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер.

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым? Это мир предметов, мир познания. Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный, внешний и свой субъективный, внутренний мир? Как решает для себя вечные человеческие проблемы: проблемы истины и существования? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

В книге "Ребенок открывает мир" Е. В. Субботский пишет: "Мир детского сознания недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом. Выражает себя в его поступках. Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланцами-детьми. Хотя бы "извне", косвенно по признакам, намекам "расшифровывать" его. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания. Не заглянув в этот мир, нельзя не только воспитывать других – невозможно понять самого себя"[3, с. 5].

Невинность детской души выражает то, что дети в своей эмпирической личности не являются настоящими субъектами своей жизни, их сознание не смущено самопроверкой; лишь в чувствах стыда и совести закладываются первые эмпирические основы самооценки, первые зачатки отнесения именно к эмпирической личности своих "поступков". Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место, настоящий же центр личности лежит глубже их. Господство реального "Я", слабая власть эмпирического "Я" ведет к тому, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. Эта внутренняя органичность придает детям то очарование, которое с детством навсегда покидает нас.

Исследования ученых в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи того времени встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые.

В период средневековья отношение к ребенку не меняется. Хотя и происходит быстрое развитие наук и системы образования, повышается его уровень, но отношение к ребёнку как к участнику этого процесса остаётся, в сущности, на одном уровне — недочеловек, будущий взрослый; господствует бессознательное желание так или иначе сократить период детства. С субъективной позиции ребёнок как мыслящее существо практически не воспринимается — его мышление рассматривается лишь с точки зрения способности к обучению, в целом же детство не является в культуре того времени хоть сколько-нибудь значимым моментом.

М. Эпштейн и Е. Юкина, описывая образы детства, констатируют, что "только романтизм почувствовал детство не как служебно-подготовительную фазу возрастного развития, но как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивает взрослых людей. Все отношения между возрастами как бы перевернулись в романтической психологии и эстетике: если раньше детство воспринималось как недостаточная степень развития, то теперь, напротив, взрослость предстала как ущербная пора, утратившая непосредственность и чистоту детства"[6, с. 55].

Детство у Лермонтова, например, представляется зыбким цветущим островком посреди пустынного моря жизни. Душевное постарение у него опережает физический возраст, и это трагическое несоответствие требует порыва назад, в утраченную гармонию детства. У Пушкина же душевное расположение каждого возраста соответствует его физическому состоянию, детство, как и старость, есть просто момент в круговороте времен.

Толстой первый в русской литературе показал текучее, незастывающее вещество души, обнажил вечно детское, неготовое, что в глубине своей сохраняет всякий человек. Детство не подчиняется "линии", оно живет разнонаправлено, многомерно, жадно соприкасаясь со всем, что его окружает.

Кульминационным моментом в истории изменения отношения к ребенку и его образу в русской литературе, можно считать роман С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», главной целью которого является провозглашение индивидуального «я» начиная буквально с трёх лет. Автор анализирует различные мысли и состояния ребёнка, нисколько не стыдясь их детскости, побуждая взрослых ценить подобные проявления и находить в них смысл и значение, демонстрируя ничуть не меньшую по сравнению со взрослыми эмоциональную чувствительность и восприимчивость детства.

Образ сиротства у М. Шолохова символизирует коллизии в судьбах целой страны; история, вторгаясь в жизни людей, отчуждает их от почвы, в которую они веками были укоренены, от земли, от семьи. Беспризорников А. С. Макаренко исторические коллизии выбросили из семейных гнезд на каменные мостовые. А. С. Макаренко показал другой путь — заменить разорванные связи человека со своим прошлым связями в коллективе сверстников. Он показал, какие труднейшие проблемы ставит "бессемейное воспитание", бросающее ребенка в мир подвижных общественных отношений, прежде чем он успевает сформироваться как родовое существо.

Образы детства в искусстве являются одними из самых древних: их можно видеть и в неолитических росписях Тассили, и в фигурках, относящихся к IV тыс. до н.э. [1, с. 45]. В искусстве образ ребенка стал одним из базовых образов эстетического сознания и может рассматриваться как архетипичный (К. Г. Юнг, Е.М. Мелетинский).

Современные подходы к анализу художественных произведений позволяют не только сопоставлять достижения различных видов творчества, но и рассматривать их на широком фоне развития цивилизации. Это дает возможность проследить эволюцию восприятия обществом феномена детства и одновременно проанализировать специфику воплощения указанного явления в произведениях искусства различных видов и жанров.

Осознание современным обществом значения и ценности детства привело к возрастанию числа обращений мастеров искусств к «детской» теме. Воплощение образов детства в европейском искусстве Нового времени имеет количественную (расширение) и качественную (эстетическое разнообразие, психологическая достоверность) динамику [2, с. 30]. В отличие от прошлого, когда образ ребенка носил определенную условность.

Основным источником развития изобразительного искусства в то время была церковь и перед иконописцем стояла задача создания образа, созвучного христианскому пониманию. Персонажи иконы вне возраста – дети условны, они не обладают чертами детскости. Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца, чтобы напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности и невинности [1, с. 48].

Живопись XVIII в. приобретает европейские черты: художники осваивали перспективу, объемы предметов, изучали анатомию. Тема детства в русской культуре приобретает самостоятельное звучание. Среди жанров особое место занимает детский портрет, как правило, парадный. Статичность «парсуны» в портрете частично сохраняется, но художники уже пытаются писать натуру такой, какая она есть: пропорции тела, выражение лица на портрете принадлежат ребенку. Однако, одетый по-взрослому, ребенок пытается играть роль взрослого. «Взрослый в миниатюре» – вот наиболее распространенная фабула детского портрета эпохи его становления.

Иван Яковлевич Вишняков – знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо [1, с. 53]. Как ни одному художнику его времени, И. Вишнякову удавались детские портреты. За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых.

Во второй половине XVIII века в искусстве происходит открытие детства, детского тела, манер, речи. Детство начинает осознаваться как особое время в жизни человека, которое имеет периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность.

Истинное понимание детской психологии в русской культуре произошло в первой половине XIX века, в эпоху романтизма, когда детство стало восприниматься лучшей порой в жизни человека, прекрасной увертюрой, концентрирующей в себе максимум возможностей.

О стремлении русской живописи к большей естественности и раскрепощенности в трактовке детского образа свидетельствует картина В.А. Тропинина «Портрет Арсения Тропинина» – одно из лучших и самых поэтичных произведений русской живописи первой половины XIX века. «Портрет Арсения Тропинина» можно считать наивысшим достижением художника в передаче многопланового, хрупкого, вибрирующего внутреннего мира ребенка. Образ сына подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.

Принципиально новым явлением художественной педагогики и искусства XX в. стало осознание того факта, что детское творчество интересно прежде всего своей «детскостью». Особую ценность приобретают не столько «взрослые» творческие навыки, сколько характерные для детства эмоциональные краски и специфические средства выразительности.

Художник той эпохи смело выплескивал на холст все богатство окружающего мира, совмещал жанры: здесь портрет и пейзаж, интерьер и натюрморт. И в центре ― юное существо, воплощенное цветение весны, девочка с персиками. Картины Серова наполнены солнцем, светом, краски и мазки0передают0ощущение0сиюминутности.

Начало ХХ века ― канун революций, гибели старой цивилизации. Царит декаданс ― в укладе жизни и бытовых привычках, в одежде, танцах, музыке, литературе и, разумеется, в живописи тоже. Гармония идет на спад, во всем чувствуется надлом.

Ребенок – это то существо, которому, как в сказке «Голый король» Г-Х. Андерсена, позволено сказать правду: и принятую, и не радующую. Художники осознали это давно, а в XX в. настолько увлеклись этой идеей, что ее можно найти во множестве произведений литературы, изобразительного искусства, кино.

XXI в. ищет правды у ребенка. У него, как это интуитивно ощущают и мастера искусств, и широкая публика, другая степень свободы. Через это и глаголется истина.

Используемые источники

  1. Открытый интернет портал www. mirdetstva-kio. ru
  2. «Образы детства в искусстве: расширение культурных смыслов» О.О. Грачева // 2011, БГУКИ 45с.
  3. «Ребенок открывает мир» Е. В. Субботский // Издательство: Питер. Год издания: 2005, 336с.
  4. Древние цивилизации/ С.С. Аверинцев [и др. ]; под общ. Ред. Г.М. Бонгард – Левина. – М.: Мысль, 199. – 479с.
  5. «Образы детей в мировой художественной литературе с позиции сравнительного литературоведения» Г. К. Кожбаева // Магистерская диссертация Алматы 2007
  6. «Образы детства» М. Эпштейн, Е. Юкина. // Новый мир. № 12, 35 c
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год