Программа по дополнительному образованию (виброгимнастика) для детей 6– 7 лет |
Педагогика | |||
Автор: Ахметова Гульназ Масабиховна | |||
02.01.2025 13:32 | |||
Программа по дополнительному образованию (виброгимнастика) для детей 6– 7 лет Составила: Воспитатель Ахметова Г.М. Пояснительная записка. Отлученный от любимого дела, Александр Александрович Микулин искал выход своей неиссякаемой энергии в других направлениях. Когда у академика появились проблемы со здоровьем, он занялся изучением влияния биотоков на жизнь человека, изучал динамику кровообращения, работу мышечного аппарата. Он вложил свой пыл изобретателя в разработку оригинальных методик, одной из которых является виброгимнастика, позволивших ему избавиться от болезней и прожить долгую яркую жизнь. А.А. Микулин стремился продумать комплекс определенных упражнений, который бы имитировал ходьбу или бег, но при этом не имел бы противопоказаний и недостатков, свойственных традиционным видам физической нагрузки. Автор разработал методику упражнений, создающих вибрацию тела, сходную с той, что происходит при беге и ходьбе. Она получила название «Виброгимнастика Микулина». Данной методикой руководствуются и по сей день не только на постсоветском пространстве, но и во многих зарубежных странах.
Виброгимнастика – комплекс упражнений, который основан на встряхивании организма. Данный вид относится к профилактической физкультуре, оказывает стимулирующее влияние на энергичное кровообращение, устранение скопления шлаков и обладает тонизирующим эффектом для всего организма. Общедидактические принципы:
Специфические принципы:
Цель данной методики: снятие утомления и напряжения с организма; встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует. Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей дошкольного возраста. - Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия; содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращении, сердечнососудистой и нервной систем организма. - Способствовать развитию у детей мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей. - Содействовать развитию чувства ритма слуха, памяти, внимания; формировать навыки выразительности, пластичности; развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений. - Способствовать воспитанию у детей умения эмоционального выражения, раскрепощения творчества в движениях, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия. Основными формами проведения занятий по виброгимнастике являются: индивидуальные, парные, групповые.
Данная методика рекомендована не только для взрослых, но и для детей. Показана она детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Необходимо сделать так, чтобы у ребенка был достаточно богатый арсенал освоенных упражнений для самостоятельных занятий с целью снятия утомления и напряжения. В режиме дня детей необходимо обязательно найти место этим упражнениям. Рекомендуются они для использования в своей работе с детьми воспитателям логопедам, дефектологам, учителям классов шестилетнего обучения и учителям начальных классов. Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или после напряженной умственной деятельности. В начале обучения, пока мышцы недостаточно послушны, напряжение их лучше сопровождать едва заметными движениями. Затем нужно научить детей выполнять эти упражнения без движений, только напряжением мышц. Напряжение держится 4-5 секунд (ребенок может считать про себя до 5), а затем следует полное расслабление. Обучение можно считать законченным, когда ребенок сможет выполнять комплекс совершенно самостоятельно, запомнив последовательность упражнений. Обучив детей этому виду гимнастики, мы обеспечим им достаточный арсенал усвоенных упражнений для самостоятельных занятий с целью снятия утомления и напряжения. Упражнение 1. Методика выполнения: нужно подняться на носки, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх. Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек), потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы каблуки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти. Общая длительность выполнения упражнения — 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза. Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет. Рекомендуется обучить детей этой гимнастике, чтобы у них был выбор упражнений для самостоятельной разминки. И вообще необходимо сделать так, чтобы у ребенка был достаточно богатый арсенал освоенных упражнений для самостоятельных занятий с целью снятия утомления и напряжения. Упражнение 2. Гимнастика для внутренних органов. Данная оздоровительная методика также разработана А. А. Микулиным. Автор рекомендовал выполнять её лёжа в постели: по утрам, при пробуждении и вечером, перед сном. В отличие от виброгимнастики Микулина, описанной выше, упражнение для внутренних органов основано на особой технике дыхания. Методика выполнения: лёжа на спине сделать глубокий вдох через нос, а затем с силой, толчкообразно выдыхать через плотно сомкнутые губы. Каждый выдох производится в виде десяти таких "толчков". Для одного занятия достаточно десяти дыхательных циклов. Действие метода автор обосновывал тем, что от производимых толчков воздуха вибрирует диафрагма и мышцы живота, и эта вибрация от них передаётся внутренним органам, усиливая приток свежей артериальной крови. То есть происходит своеобразный массаж внутренних органов. Упражнение 3. Бег по системе Микулина Микулин рекомендует ежедневно бегать 15—20 мин по 3—4 км, стараясь ставить ногу на пятку. К такому бегу нужно приучаться постепенно: Такой бег полезен не только кровеносной системе, но и желудку, кишечнику, печени, почкам... Он особенно необходим тем, кто ведет сидячий образ жизни. Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности. (разработана гимнастика А. Коваликом). Эта гимнастика выполняется с движениями и без них. Она прекрасно снимает усталость не только при напряженной интеллектуальной деятельности, но и в тех случаях, когда по разным причинам движения на длительное время ограничены. Например, в поездке на загородном автобусе или во время полетов. Эта гимнастика очень пригодится детям в школе, так как помогает снять напряжение в связи со статичностью позы. Упражнения выполняются сидя на стуле:
При разучивании комплекса каждое упражнение выполняется 2-3 раза, затем ежедневно добавляется по одному повторению. Детям достаточно 8-10 повторений. Использованная литература:
|