Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Педагогика
Автор: Челохсаева Светлана Ильинична   
26.12.2024 09:22

Применение современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУПрименение современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский

Выполнила: воспитатель Челохсаева С.И. МДОБУ «Детский сад № 64» г.Владикавказ

Актуальность:

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

 

Скачать презентацию

Основные требования педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Современные образовательные технологии

  • здоровьесберегающая технология;
  • технология проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • личностно-ориентированная технология;
  • игровая технология и др.

Здоровье-сберегающая технология

Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Классификация здоровье-сберегающей технологии:

  • медико-профилактическая;
  • физкультурно-оздоровительная;
  • обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;
  • образовательная;
  • обучение здоровому образу жизни;
  • педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.

Технология проектной деятельности

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

  • исследовательско-творческие;
  • ролевые, игровые;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные);
  • практико-ориентированные (прикладные);
  • творческие.

Технология исследовательской деятельности

Цель: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационная технология

Цель: Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.

  • Использование компьютерной технологии помогает:
  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • формировать интерес воспитателя к работе;
  • активизировать мыслительные
  • процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Личностно — ориентированная технология

Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Принципы личностно-ориентированной технологии

  • Построение доверительных отношений с малышом.
  • Общение с ребенком на равных.
  • Уважение личности и достоинства маленького человечка.
  • Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.

Игровая технология

Цель: Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Важнейшие функции игр:

  • развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как на «полигоне человеческой практики»;
  • терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Межнациональная коммуникация:

  • усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
  • социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Технология портфолио воспитателя

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим,
  • владеющим современными технологиями образования,
  • приемами психолого-педагогической диагностики,
  • способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
  • умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  •  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  •  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

  • Технология «ТРИЗ»
  • Технология решения изобретательских задач 

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз — творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Вывод

Эффективность использования педагогических технологий зависит исходного уровня специальных знаний и умений разработки и реализации технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения и по содержанию, и по его организации.

Литература:

  • АтемаскинаЮ. В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. — Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.
  • Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  • Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 80 с.
  • Интернет – ресурсы
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год