Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дистанционное обучение в ДОУ
Педагогика
Автор: Дашкова Светлана Николаевна Сазонова Галина Ивановна   
25.12.2024 10:30

Дистанционное обучение в ДОУДистанционное обучение в ДОУ

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей тесно переплетается с компьютерными технологиями и интернетом.

На этом фоне широко стали применяться дистанционные технологии, которые предоставляют возможность для оптимального режима обучения, с учетом физических и психологических особенностей ребенка.

Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным образовательным программам в образовательных организациях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитанников, их родителей и законных представителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

 

Внутренние причины организации дистанционного образования — это особенности современных детей. Деятельность ребенка в цифровой среде является естественной, так как современные дети — цифровые аборигены, они родились в цифровой среде. Поэтому наша задача — научить детей использовать информационно-образовательную среду с пользой, безопасно для их развития, удовлетворять потребности детей в познании с помощью понятных им инструментов — технологий.

В настоящее время часто возникает необходимость организации дистанционного образования. Это происходит по ряду причин: болезнь ребенка, семейные обстоятельства, особенности здоровья.

Согласно закону «Об образовании» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Суть дистанционного обучения заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается образовательный материал (видео-занятия, интерактивные игры и др.) и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют рекомендованные им задания. Таким образом, технология дистанционного образования не противоречит современным тенденциям развития образования и наиболее приемлема, доступна всем педагогам ДОО.

Дистанционное обучение позволяет педагогам повышать уровень знаний, за счет применения современных средств: тематических сайтов, виртуальных музеев, объемных электронных библиотек и т. д.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

  • обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
  • дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
  • самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
  2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
  3. Возможность контролировать круг общения ребенка.
  4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
  5. Ребенок «непривязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
  6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Но есть и недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
  2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
  3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
  4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
  5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:

  1. В центре – ребенок;
  2. Взрослый – тьютор.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника.

Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству, в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя:

  1. Создание «группы» на платформе VK Мессенджер, Яндекс Телемост и др. (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут).
  2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» — воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям.
  3. Создание аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания.
  4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов.
  5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов».
  6. Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет-ресурсов (интерактивные игры и обучающие мультфильмы, интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли и т.п.).
  7. В вопросах здоровье сбережения через применение дистанционных образовательных технологий сделана тематическая подборка подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в которые дети могут играть со своими родителями и родными.

Результатом работы будет являться так называемая «обратная связь» от родителей в видесообщений и фотографий с работами детей.

В современном мире воспитателю важно обладать многими навыками: уметь создавать презентации, видео-уроки, отбирать уже имеющийся образовательный материал, аудиоматериалы для детей, работать с разными фото и видео-редакторами. Здесь большую роль играет самообразование педагога.

Таким образом, дистанционные технологии не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем педагогам ДОО. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Этот не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок-компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично!

Развитие системы дистанционного обучения дошкольников потребует еще много усилий, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы по отношению к данной проблеме; совершенствование материально-технической базы ДОО; разработку методических рекомендаций для педагогов. В итоге, если рассматривать дистанционное обучение как деятельность, направленную на повышение качества и доступности дошкольного образования, то, в дополнение к традиционным формам обучения, его использование позволит выполнить новый заказ общества.

Тенденцию к стремительной информатизации жизни и общества уже невозможно повернуть вспять: какие‐либо запреты и отлучения от использования сети Интернет вряд ли будут восприняты современным ребенком. Задача семьи, педагогов, управленческого состава системы образования РФ, специалистов в области информационно‐коммуникационных технологий (ИКТ) – с одной стороны, четко определить развивающий и образовательный потенциал интернет‐ресурсов, а с другой – сделать их использование максимально безопасным для физического и психического здоровья детей.

  • Дашкова Светлана Николаевна,
  • Сазонова Галина Ивановна

воспитатель, МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год