Развивающая Предметно-пространственная среда в ДОУ. |
Педагогика | |
Автор: Логинова Ольга Анатольевна | |
21.12.2024 12:09 | |
Развивающая Предметно-пространственная среда в ДОУ. Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребенка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребенка в том направлении, которое соответствует его собственной траектории развития. Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию умений и отвечала интересам каждого воспитанника. В нашем детском саду создана РППС в виде центров детской активности, которая позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность и творчество. Все игрушки и игровой материал согласно принципу доступности размещены на уровне глаз детей и вытянутой руки, чтобы воспитанники могли свободно ими играть и убирать на место. Дети, которые работают в центре, соблюдают определенные правила, принятые в группе, они обозначаются в графическом изображении.
Педагогами большое внимание уделяется подготовке к работе в центрах активности, подбора материала и формирования его по уровням сложности, в соответствии с картами развития детей, с задачами, которые ставит педагог для различных видов деятельности в зависимости от назначения центра, от тематики лексической темы недели. РППС является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.) и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития. Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка. Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей. В книжном уголке дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух. Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы. В центре игры, содержащей оборудование для организации сюжетно-ролевых игр, находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире. В центре логики и математики дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать. Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию. Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков. Центры познания и коммуникации, экспериментирования обеспечивают расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире, в организации наблюдения и труда. Эти центры оснащены игровым оборудованием, демонстрационными материалами и дидактическими пособиями, которые способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей. В группах каждое утро детей встречает центр эмоций и приветствия, которые создают положительный эмоциональный фон на весь день. Бывает наши дети ссорятся и для этого случая в группах есть мирилки и к ним картотекимирилок. Центры творчества, отвечают всем возрастным особенностям воспитанников. В свободное время дети рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым материалами для нетрадиционного рисования (ватные палочки, ватные тампоны, трубочки, штампики), образцами декоративного рисования, схемы, алгоритмы рисования животных, людей., обрезки цветной бумаги, ткани, пуговицы, ленточки и др. На выставках дети сами каждый день вывешивают свои работы. Дети совершенствуют умение работать по задуманному, опираться на образец, применять разные техники при работе с пластилином и гуашью. Развивается мелкая моторика, воображение, умение работать с ножницами, усидчивость. Центры безопасности в группах позволяют организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности. Центры оснащены игровыми наборами по правилам дорожного движения, макетами улицы с домами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр с пожарной и дорожной тематикой, наглядные пособияями: «Дорожные знаки», «Дорожная безопасность», «Не играй с огнем», развивающими карточками: «Транспорт», «Безопасность», «Пожарная безопасность», «Хорошо-плохо». Оснащение центра конструирования способствует эмоциональному благополучию детей в группе, дает детям возможность для самовыражения, дети имеют возможность строить и придумывать разнообразные конструкции из модулей разного размера и материала. Данная деятельность помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, давать опыт решения проблем, проявлять творческий подход и концентрироваться на выполненной работе. В таком центре ребенок может работать индивидуально или в коллективе, может проявлять конструктивные способности, развивать логическое мышление и пополнять познавательный интерес. Центр театрализации и музицирования – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В группах детского сада организованы центры для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для игр с разными видами театров. Центр двигательной активности помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития. Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является здоровьесберегающая технология, которая направлена на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда создана в нашем детском саду с учётом возрастных возможностей детей, гендерных особенностей и интересов. РППС сконструирована таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными стимулирующими деятельность материалами, дидактическими и развивающими играми.
|