Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи»
Педагогика
Автор: Сергиенко Наталья Валерьевна   
18.12.2024 18:38

Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи»Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №68 г.Благовещенска»

Воспитатель: Сергиенко Н.В. г.Благовещенск, 2024

Семья ребенка, в которой он растет и воспитывается, и детский сад — это самые главные организации для социального развития ребенка. Хотя воспитательные функции этих органов разные, но для того, чтобы ребенок развивался всесторонне требуется их взаимодействие.

Детский сад имеет важное значение в жизни ребенка, так как здесь он получает не только образование, но учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности.

 

Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста без привлечения и участия его родителей к образовательному процессу невозможно. Только в семье у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности под влиянием особенной эмоциональной обстановки.

Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, создание условий для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.

Для того, чтобы взаимодействие с семьями воспитанников было эффективным, необходимо:

  • взаимно информировать о ребенке и разумно использовать полученную информацию педагогами и родителями в интересах детей;
  • обеспечить открытость дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;
  • обеспечить максимальное участие родителей в образовательном процессе;
  • обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В современном дошкольном образовании особую актуальность приобретают инновационные (нетрадиционные) формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

К инновационным формам и методам взаимодействия с родителями относятся:

Информационно-аналитические формы. Прежде всего они предназначены на выявление интересов, запросов родителей, налаживание эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия», «телефон доверия». С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий проводится анкетирование «Социальный портрет семьи». «Родительская почта» организуется с целью выяснения проблемных вопросов. Это сделанный почтовый ящик с надписью «Спрашивайте — отвечаем», куда родители помещают записки. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

«Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они направлены на знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, на процесс формирования у них практических навыков воспитания.

Активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей — «Дни открытых дверей»;
  • тренинги;
  • семинар-практикумы;
  • родительские гостиные.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

«Педагогическая лаборатория»: рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Читательская (педагогическая) конференция»: проводится предварительная работа перед собранием, где родителям дается какое — либо задание по определенной теме. Подготовленное задание на конференции обсуждается с различных позиций.

«Аукцион»: собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки).

«Семинар — практикум»: на собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, можно использовать элементы тренинга.

«Душевный разговор»: собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

«Мастер — класс»: родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.

«Ток-шоу»: собрание такой формы предполагает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов.

Еще одна эффективная форма работы с родителями — это тематические Акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование речевой культуры. Акции могут быть посвящены традиционным праздникам, таким, как День пожилого человека, День Матери, «Цветок ветерану» ко Дню Победы, Акция по озеленению территории и т. д.

«Дни открытых дверей» помогают родителям лучше узнать дошкольное учреждение, его традиции, правила, особенности воспитательно — образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводятся в форме экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями предназначены для установления дружеских, неформальных, конфиденциальных отношений между воспитателями и родителями, между родителями и их детьми:

  • Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями ( «Осенний калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «Космический вернисаж»)
  • Совместные экскурсии и досуги ( «Мы — защитники природы», «День пожилого человека»)
  • Дни общения (участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов)
  • Дни добрых дел (совместное создание предметно-развивающей среды)
  • праздники ( «День рождения», «Моя семья лучшая»)
  • Развлечения и посиделки ( «Семейные посиделки», «День матери», «А ну-ка, бабушки»)
  • Спортивные досуги ( «Папа, мама, я — спортивная семья»)»
  • Вернисажи ( «В мире космоса», «Вот оно какое наше лето»)
  • Совместные проекты ( «Моя родословная», «Снежный городок»)
  • Выпуск семейных газет ( «Мой папа — самый лучший», «Самая лучшая мама на свете»)
  • Выставки семейных коллекций, реликвий ( «Бабушкин сундучок», «Тепло любимых рук»)
  • Театрализованные спектакли ( «Под грибом», «Репка»)
  • Совместные походы ( «В мире красивых вещей», «За здоровьем в лес»)

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Для решения задач ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении используются наглядно — информационные формы организации общения воспитателей и родителей. Они помогают правильно и беспристрастно оценить деятельность педагогов, пересмотреть свои взгляды по отношению к домашнему воспитанию.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки (стенд «Для вас, родители!») – папки-передвижки ( «Безопасность ребенка «, «Правильное питание»)
  • семейный и групповые альбомы ( «Портфолио нашей группы», «Мое портфолио»)
  • памятки-буклеты ( «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Рекомендации по обучению детей ПДД»)
  • фотогазеты ( «Наш день», «В кругу семьи», «Мы такие разные»)
  • фотовыставки ( «С днем Матери!», «Семья — наша сила», «С папой классно!»)

К ним также можно отнести следующую форму — «Копилка добрых дел». Очень часто родители привлекаются к помощи в благоустройстве ДОУ. Они красят, строят, сажают деревья, кустарники и цветы, участвуют в различных конкурсах. Все слова благодарности и фото можно хранить в папке, под названием «Копилка добрых дел». Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Инновационные формы работы с семьями воспитанников при их разнообразном использовании дают хорошие результаты. При этом родители становятся активными участниками всех мероприятий группы и незаменимыми помощниками. Они начинают понимать, что это все нужно не потому, что это надо воспитателю, а потому, что это необходимо для развития их собственных детей. Только в процессе длительного и кропотливого труда, при котором все идут к определенной цели, возникает взаимодействие родителей и дошкольного образовательного учреждения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год