«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича Из опыта работы педагогов МБДОУ «Детский сад «Умка» |
Педагогика | |||
Автор: Лепёшкина Галина Владимировна Лазарева Елена Петровна | |||
05.12.2024 10:57 | |||
«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича Из опыта работы педагогов МБДОУ «Детский сад «Умка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Умка» Тамбов 2024 Что такое детство? Если задать кому-нибудь вопрос, почему же детство так важно для каждого из нас, то последуют самые разные ответы. Детство – это прекрасный период в жизни каждого человека. У всех людей оно проходит по-разному, но мы не слышали ни от одного человека, чтобы он говорил, что детство прошло плохо. Ведь все равно в жизни каждого человека в детстве есть какие-то яркие незабываемые моменты.
И тогда мы начинаем думать, каким именно должно быть детство у наших детей. Но почему-то мы, взрослые, считаем, что детство должно быть осознанным, наполненным различными полезными вещами. Наполняя мир наших детей такими «полезностями», мы забываем, что оставляем все меньше времени на то самое сказочное детство. Сегодня эта необходимость насыщенного детства продиктована высоким темпом развития общества, требованиями к уровню и качеству образования. Но мы забываем, что существу тоненький «мостик» между детством и школой – и это игра. Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Может быть, и самой жизнью? Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра. Среди огромного количества развивающих игр, есть творческая система- развивающие игры В.В. Воскобовича. Данная технология рассчитана на детей-дошкольников, в ней скомбинированы игра и сказка, а образовательные задачи включены в ход игры. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Игры вариативны, универсальны, многофункциональны, имеют творческий потенциал. Игры Воскобовича – это не просто квадраты, треугольники, шнурочки, но волшебные льдинки и чудо-соты. Отличительные особенности развивающих игр: Многофункциональность: В игре решать одновременно несколько образовательных и воспитательных задач для себя в деятельности ребенок цифры и буквы; узнает, и цвет, форму; и мелкую руки; совершенствует речь, внимание, воображение. Широкий диапазон В одной игре есть как упражнения для детей возраста, так и многоступенчатые для детей. Сказка в каждой игре. Сказочный сюжет, персонаж для детей — это мотивация, интерес и обучения. сам свои и персонажей. Дети с удовольствием с Льдинками — квадратами, итреугольниками, с резинками-паутинками Паука Юка, разгадывают вместе с Гео секреты Чудо-Цветика, где отношения и части. Творческий потенциал игры дает возможность задуманное в действительность. Технология Воскобовича – это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цвет, форму, осваивают цифры и буквы. Тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, память, воображение. Этапы освоения игр детьми:
«Игровой квадрат» Воскобовича» – это игра – головоломка. 32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты Квадрат помогает развивать внимание, память, пространственное воображение и моторику, а также знакомит с основами конструирования оригами, пространственной координацией, является счетным материалом, основой для моделирования, которое не имеет ограничений по возрасту, социализирует детей. Знакомство начинаем с обследования квадрата. «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, загни уголок и др.); «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты); «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат; «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам). С помощью сказки превращаем с детьми волшебный квадрат в домик ежика, конфетку, туфельку. Знакомство со способами конструирования. Игровой комплекс «Коврограф «Ларчик». Коврограф — это игровое поле из ковролина с нанесённой на нём разметкой. Разметка помогает знакомить с пространственными, количественными отношениями, облегчает построение различных геометрических контуров. Зажимы, кармашки, кружки, верёвочки создают наглядность, динамизм игр и занятий. Игра Фонарики. Комплект «фонарики» — эталоны разных форм и размеров. Это 10 фигур-вкладышей: 5 целых маленького размера и 5 составных большого размера; альбом фигур. Ребёнок изучает формы и цвета, определяет размеры, учится сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам, конструирует по схемам и выполняет творческие задания, учится рисовать по трафарету. Развивающая игра «Разноцветные лепестки». Представляет собой набор из разноцветных «лепестков». У каждой детали есть носик, который определяет расположение детали в пространстве (повернута вправо, влево, вниз, вверх). Красивые сказочные цветы помогут детям с помощью занимательных и весёлых игр запомнить основные цвета, научить ориентироваться в пространстве, формируют навык осмысленного отражения в речи пространственных понятий (над, под, между, рядом, слева, справа). Игровой комплекс способствует развитию умений считать, отсчитывать нужное количество лепестков, определять порядковый номер. Развивает внимание, память, воображение и чувство прекрасного. Трансформируемая развивающая среда «Фиолетовый лес». Это ковролиновая основа с модульными элементами. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Воскобович предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими — то находками, открытиями, созданием чего – то нового. Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Путешествуя дальше, ребенок встречает чудо — фонарики, чудо — крестики, в которых детали мозаики превращаются в предметы, животных. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские. Особенности развивающих игр Воскобовича Игры разработаны, исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.). Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал. Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям На что следует обратить внимание во время занятийс ребенком по играм Воскобовича Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой. Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет. Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения. Усидчивость. Для игры с пособиями В.Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам. Организация педагогического процесса. Технология игр В.В. Воскобовича –это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно- задача сложная. Развивающая среда. Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуальному развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группу одним комплектом игр и игоровых пособий. (Приложение №1) Планирование. Технология включает различные формы организации детского коллектива- логико-математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность, самостоятельную игру. Развивающие игры выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в любую форму планирования. Усложнение игрового материала идет по трем направлениям:
Этапы освоения игр детьми. Первый этап. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Игровизор», Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета» ( «Лепестки»), «Эталоны формы» ( «Фонарики»), «Логоформочки 3», «Математические корзинки», «Шнур-затейник» — эти игры состоят из большого количества достаточно простых заданий и упражнений. На данном этапе роль отводиться взрослому для организации игровой познавательной деятельности. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания от возможностей ребёнка. Второй этап. «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный),» Прозрачный квадрат, «Прозрачная цифра», «Геоконт», «Игровизор», Коврограф «Ларчик», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка 1,3», «Теремки Воскобовича», «Логоформочки 5», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Счетовозик». Этот этап предусматривает, что дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования. Третий этап. «Змейка», «Геовизор», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Волшебная восьмерка 2», «Конструктор букв», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Планета умножения», «Домино», «Счетовозик», «Ромашка», Логоформочки 5», «Кораблик «Брызг-Брызг». На данном этапом больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Формы организации детской деятельности. Логико-математические игры. Игра характеризуетсяединым динамическим сюжетом с наличием логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению. Для организации игры можно использовать сказки-методики Фиолетового леса. Интегрированные игровые задания. Интеграцияв следующих видах деятельности может быть:
Взрослый выступает в роли организатора поискового процесса, част являясь партнером по игре. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, побуждающие не только к четкому выполнению заданий, но и к придумыванию новых решений, таким образом приучая к самостоятельности. Совместная игровая деятельность. Совместная деятельность педагога и детей- это ещё одна форма организации детской деятельности. Взрослый, как и на занятии, решает задачи развития детей, а ребенок просто играет. Совместная игровая деятельность детей со сверстниками необходима для личностного развития дошкольников. В ней воспитывается умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий. Совместные игры часто возникают спонтанно, и взрослому остается только их стимулировать. Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогают понять родителям важность игрового обучения, побуждают принять участие в воспитании детей. Самостоятельная игровая деятельность. В самостоятельных играх тренируются умения, интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
|