Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Что такое песочная терапия и как она может помочь слабослышащему ребенку и ребенку с РАС?
Педагогика
Автор: Бондарева Елена Васильевна Малахова Наталья Николаевна Макеева Марина Сергеевна Михликова Лариса Сергеевна   
12.09.2025 21:18

Что такое песочная терапия и как она может помочь слабослышащему ребенку и ребенку с РАС?Что такое песочная терапия и как она может помочь слабослышащему ребенку и ребенку с РАС?

  • Бондарева Елена Васильевна, воспитатель
  • Михликова Лариса Сергеевна, воспитатель
  • Макеева Марина Сергеевна, тьютор
  • Малахова Наталья Николаевна, учитель-дефектолог

МБДОУ детский сад №22 «Улыбка» Старооскольского городского округа

Многие ученые подтверждают, что песочная терапия полезна для особых детей, в том числе для слабослышащих и детей с РАС. Мы пришли к выводу, что данная методика действительно полезна для развития таких детей. Она представляет собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. В процессе создания творческого продукта у ребенка в символической форме проявляются образы — рисунки, композиции из фигурок и различные построения на специальном подносе с песком. Считается, что негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде. В процессе работы с песком негативные тенденции у ребенка ослабевают, «уходят в песок». Также работа с песком проводится для активации и стимуляции ребенка, позже — для развития взаимодействия и построения диалога при совместной творческой работе.

 

Для того что бы слабослышащий ребенок и ребенок с РАС адаптировался игре в песке, для начала берем песок и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку. Затем поднимаем песок вверх и начинаем его сыпать — это даст заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз. Так же для того что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок, они символизируют вытесняемое в бессознательное, или то, что еще неосознанно.

Следующий шаг, который нужно сделать, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время ребенок при помощи взрослого сможет составлять отпечатками рук различные рисунки.

Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

После обучения слабослышащего ребенка или ребенка с РАС манипуляциям с песком вводится дополнительное оборудование: совочки, формочки, миниатюрные фигурки.

Как только ребенок перестанет бояться новых ощущений, можно показать ему любую фигурку, которая его заинтересует и спрятать ее в песочницу, слегка присыпав песком (не закапывая глубоко, ребенок может переключиться на другой предмет и забыть о том, что что-то спрятали). Как правило, ребенок заинтересуется предметом и возьмет его.

Благодаря песочнице, со слабослышащими детьми и ребенком с РАС можно изучать различные явления, предметы, окружающий мир. Пример занятия по изучению природы: рисуем в песочнице цветок (либо кладем фигурку цветка) предлагаем ребенку его «полить», посыпав его песочным дождем. Это необходимо сопровождать элементарным коротким рассказом: «Это цветок. Он не может выжить без воды, без нее он засохнет. Чтобы ему помочь, нам с тобой нужно его полить дождиком. Зачерпни в лопатку (если ребенок не боится брать песок в ладонь, то в ладошку) песок и посыпь на цветочек. Смотри, он распустился (если цветок был нарисован, то следует подрисовать к нему распустившийся бутон, если фигурка, то положить сверху заранее приготовленный цветок). Так ребенок лучше запомнит то, что вы ему рассказываете.

После, можно приступать к изучению овощей. Для этого нужны карточки с овощами или их муляжи. Ребенку предлагается насыпать песок на панель и нарисовать граблями полоски. Взрослый объясняет ребенку, что это огород. На нем сажают овощи. Сначала мы сажаем семечку (для этого можно использовать небольшие бусинки, но бусинки не должны быть слишком маленькими, чтобы ребенок смог после игры их отыскать, а из семечки вырастает морковь (кладем карточку с морковью на место, где закапана семечка). Сажаем еще семечку, из нее вырастает помидор. Сажаем еще семечку, вырастает огурец и т. д.

Аналогично мы сажаем в песочнице фрукты и ягоды. Но для того, чтобы у ребенка было правильное восприятие фруктов и ягод, сначала на песке рисуем дерево, а на него кладем карточку с фруктами и ягодами и объясняем, что это сад.

После того, как были изучены овощи, фрукты и ягоды, начинаем изучение животных. Ребенок насыпает песок, распределяет его по поверхности панели, а на нем мы оставляем следы животных. Для этого берем фигурки животных и предлагаем ребенку «походить» ими по панели. Затем начинаем отслеживать по следам, кто где стоит. Называем ребенку животное, к которому привели следы.

Первыми изучаем домашних животных. Можно предложить ребенку нарисовать домики для каждого животного, поставить туда фигурки и назвать ребенку животное, затем домика, в котором живет ( «Это собака. Собака живет в будке», «Это курица. Курица живет в курятнике» и т. д.)

Сформировав представления ребенка о домашних животных, приступаем к изучению диких. Затем птиц, водных обитателей.

При помощи этих простых нехитрых упражнений у ребенка развивается восприятие, расширяется кругозор и словарный запас, воображение и мышление.

В своей работе с играми в песке мы привлекаем так же и родителей. На собраниях, мастер-классах устраиваем совместныерисовалки.

Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Тактильный контакт и развитие мелкой моторики являются дополнительным позитивным эффектом для слабослышащих детей и детей с аутизмом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год