Педагогический опыт воспитателя по теме «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Савинова Татьяна Васильевна | |||
13.11.2024 12:00 | |||
Педагогический опыт воспитателя по теме «Музейная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой плодотворное сотрудничество педагогов и воспитанников, направленное на раскрытие и формирование в детях духовных и нравственных качеств. Оно предполагает погружение в истоки национальной культуры и религии региона, сближение с родной природой и развитие чувства причастности к истории, культуре и ведущей религиинашей страны.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, чтосовременныедети находясь в условиях глобальной информатизации, не могут справиться с мощным потоком сведений, и поэтому у них чаще всего остаются только сиюминутные образы, смысл которых не подвергается осмыслению. Это приводит к тому, что дошкольники недостаточно осведомлены о родном городе и стране, народных традициях, часто проявляют равнодушие к близким людям и не всегда способны сопереживать чужому горю. К сожалению, работа с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания в семьях воспитанников также оставляет желать лучшего. Музейная педагогика в системе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является инновационным методом познания окружающего мира. Погружение в атмосферу прошлого позволяет детям понять ценности и устремления наших предков, их мечты, заботы и стремления. Центральным элементом духовно-нравственного воспитания выступает активная деятельность самих детей. Важно, чтобы дошкольники осознавали значимость и необходимость своих усилий. В музейно-образовательном процессе ребенок не является пассивным наблюдателем, а превращается в главного исследователя, участника познавательного процесса. Естественное детское любопытство подталкивает детей к тактильному взаимодействию с предметами, к желанию понять их назначение и функционирование. Такой подход позволяет расширить кругозор ребенка, развить его творческие способности и чувство сопричастности к культурному и духовному наследию. Ведущей педагогической идеейявляется внедрение музейной педагогики как эффективного инструмента формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством активной деятельности, в которой они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений, как в пределах своего детского сада, так и в ближайшем социальном окружении. К сожалению, музейная педагогика редко используетсяпедагогами образовательных учреждений в работе с детьми, и зачастую носитэпизодический характер. Поэтому, использование данной технологии в системе развитиядуховно-нравственного воспитания и развития детейявляется актуальной проблемой в современной педагогике. Наличие теоретической базы опыта Остановимся на ключевых идеях и концепциях, влияющих на современные подходы к воспитанию в образовательном процессе, в том числе и в духовно-нравственном направлении воспитания дошкольников. Анализ теоретических основ духовно-нравственного воспитания личности в контексте музейной педагогики выявляет наличие определённойметодологической базы. Данная база формируется на основе теоретических позиций ведущих специалистов в области музейной педагогики, таких как Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич, М.Ю. Рыжова и А.И. Данюкова. Кроме того, к методологической базе относятся методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, разработанные М.Ю. Коваль и О.В. Дыбиной. Педагоги О.С. Богданова, Н.А. Ветлугина, И.Ф. Мулько и И.Ф. Свадковский подчеркивают, что нравственное воспитание в условиях дошкольного учреждения играет важную роль в формировании у детей возрастных нравственных представлений, чувств и поведения. Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческимценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова, С.В. Васильченко, И.А. Шпаченко, рассматриваютмузейно-педагогическуюдеятельностькаксоциокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств вэкологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова. Диссертационное исследование И.А. Княжевой, посвященное педагогическим условиям воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста. В работе милосердие определяется как совокупность умений: сопереживать обиженным, слабым, маленьким, больным; бескорыстно помогать нуждающимся без понуждения; жертвовать чем-то значимым ради других. Анализ нормативных документов, регулирующих деятельность дошкольных учреждений, демонстрирует потенциал использования музейной педагогики в контексте ранней социализации и саморазвития детей. Музейная педагогика способствует приобщению к универсальным ценностям, поощряет взаимодействие с семьи и учреждения с целью обеспечения всестороннего развития ребенка. Она также играет важную роль в формировании гражданской позиции, национального самосознания и патриотических чувств, а также в развитии нравственной, эстетической и экологической культуры. Новизна опыта состоит в построении целостной системы духовно-нравственного образовательного пространства по средством музейной педагогики. Цель работы: создание системы работы по организации музейного пространства в духовно-нравственном воспитании детей. Задачи работы: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Технология опыта. Внедрение музейной педагогике в систему духовно-нравственного образовательного пространства проходило по нескольким направлениям.
По первому направлению в группе был создан интерактивный музейный проект, реализованный в формате "мини-музея в сундучке", посвященный таким праздничным датам, как День Матери, Рождество Христово, День православной книги, День Победы, День города. Такая форма музейной педагогики представляет собой один из наиболее интересных и эффективных подходов к ознакомлению детей с историей. Главным преимуществом "мини-музея в сундучке" является его интерактивность: дети могут не только рассматривать экспонаты, но и прикасаться к ним, примерять их, что позволяет им глубже погрузиться в изучаемую тему. Кроме того, мобильность и компактность проекта позволяют его легко перемещать и использовать в различных местах группы, адаптируя содержание под праздник и возраст детей. "Мини-музей в сундучке" был интегрирован и в различные виды деятельности: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, образовательные занятия, праздники и развлечения. В нашем проекте, получившем название "Праздник в сундучке", приняли участие дети, родители и педагоги. В процессе создания музея к каждому празднику были различные предметы, книги и поделки. Так, например, ко Дню Матери были подобраны поделки, выполненные мамами наших воспитанников, ко Дню Победы были собраны подлинные фронтовые предметы, а также макеты военной техники. К Рождеству Христову силами родителейподобралиразличные фигурки Ангелов, изготовили макет рождественского вертепа. К каждому экспонату был подготовлен краткий рассказ, понятный детям. Вместе с воспитанникамимыразрабатывали экскурсионный маршрут и проводили экскурсию для детей младших групп. "Мини-музей в сундучке" активно использовался в работе с детьми на протяжении двух лет, пополняясь новыми экспонатами, рисунками и поделками детей. Обратимся ко второму направлению, которое предполагало проведение воспитательно- образовательной работы в мини-музее «Мордовская изба» детского сада. В применение мини-музея в данном случае был избран фокус на народных промыслах и традициях. Для возрождения и развития народных традиций необходимо осознать важность знакомства детей соисторическим прошлым в системе дошкольного образования. Так, например, мы видим, как настоящее время народные игрушки стремительно вытесняются иностранными аналогами (куклы Барби, роботы и др.), что представляет собой серьезную проблему. Поэтому ряд занятий в мини-музее был посвящен Тавлинской игрушке, экспонаты которых представлены здесь в большом количестве. В музее «Мордовская изба» образовательный процесс построен на сочетании теоретической и практической составляющих. Вначале экскурсии дети получают познавательную информацию об экспонатах музея. Во второй части экскурсии знания закрепляются посредством практических занятий. Дети самостоятельно выполняют различные задания, связанные с художественно-творческой деятельностью, размещением экспонатов, составлением их описаний и т.д. Также использовались и нестандартные формы проведения экскурсий: диалоги, фантазийные путешествия, конкурсы. Для родителей предусмотрены совместные с детьми мастер-классы по изготовлению экспонатов. Виртуальные интерактивные экскурсии – еще одна из форм музейной педагогике, которую мы использовали для развития духовно-нравственных чувств у дошкольников. Использование фотографий, аудио- и видеоматериалов, презентаций представляют собой увлекательный инструмент обучения для детей. Они способствуют активному вовлечению дошкольников в познавательный процесс, стимулируя восприятие информации с экрана монитора, ответы на вопросы и обмен личными впечатлениями. Важно и то, что педагог самостоятельно формирует необходимый для данной темы видеоряд и подбирает вопросы, способствующие более глубокому пониманию и осмыслению увиденного. Примерами таких экскурсий являются экскурсии на тему: "Путешествия по Городам воинской славы", "Заповедная Мордовия" и "Широка страна моя Россия". Следует подчеркнуть, что виртуальные интерактивные экскурсии не могут полностью заменить реальные посещения музеев. Несмотря на свои достоинства, они не способны передать те эмоции и впечатления, которые дети получают от непосредственного взаимодействия с экспонатами. Организация экскурсий в музей для дошкольников является непростой задачей, требующей тщательной подготовки и продуманной логистики. При планировании интересных и познавательных экскурсий мы руководствуемся рядом принципов. В первую очередь, мы устанавливаем тесное сотрудничество с администрацией музея, что позволяет нам выбрать экскурсовода, имеющего опыт работы с детьми дошкольного возраста. Такой подход гарантирует, что экскурсия будет увлекательной и насыщенной интересными рассказами об экспонатах музея. Родители всегда своевременно информируются о предстоящей экскурсии и приглашаются принять участие в ней вместе со своими детьми. Перед посещением музея дети проходят подготовительную работу. Они уже знакомы с понятием "музей" и правилами поведения в нем, поэтому мы активизируем имеющиеся знания и побуждаем детей запомнить как можно больше информации об экспонатах и интересных фактах, которые они услышат во время экскурсии. После посещения музея дети делятся своими впечатлениями с друзьями и родителями, а также отражают свои эмоции в творческой деятельности. Музей для ребенка – это запоминающееся событие, которое помогает ему окунуться в мир традиционной культуры и историко-художественного наследия, способствуя его всестороннему развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности. Таким образом, мы убеждены, что музейная педагогика в детском саду является одним из эффективных методов воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Практическая значимость опыта Значимость данного опыта заключается в его способности разнообразить качество воспитательного процесса и способствовать развитию у детей важных духовно-нравственных качеств. Использование музейной педагогике позволяет педагогам искать и внедрять новые, эффективные методы работы в сфере духовно-нравственного воспитания. Предложенная система может быть адаптирована и использована другими специалистами в области дошкольного образования для формирования у детей моральной устойчивости и развития их духовно-нравственных ценностей посредством эффективного использования различныхформ музейной педагогики.
|