Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение виртуальной экскурсии в дошкольном образовании»
Педагогика
Автор: Арсамакова Фатима Хасбулатовна Евстигнеева Мария Сергеевна Ложкина Дарья Вадимовна   
22.10.2024 17:06

«Применение виртуальной экскурсии в дошкольном образовании»«Применение виртуальной экскурсии в дошкольном образовании»

Авторы:

  • Арсамакова Ф.Х., старший воспитатель;
  • Евстигнеева М.С., Инструктор по ФК
  • Ложкина Д. В. воспитатель

Вологда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Ласточка» 2024

Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов эффективных форм обучения является виртуальные экскурсии. Такая форма позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.

В образовательных целях, не покидая здания детскогосада, можно использовать виртуальные экскурсии в города и страны, музеи, а также предприятия, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические и практические знания.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

 

Виртуальные экскурсии делятся на

  • фотопутешествияв виде электронных презентаций;
  • видеоэкскурсии, сопровождаются комментариями;
  • 3D-туры, созданныее на основе 3D панорам и позволяющие видеть пространство вокруг себя.

Методика использования «виртуальной экскурсии» состоит из двух главных частей – методики подготовки виртуальной экскурсии и методики её проведения.

Этапы подготовки виртуальной экскурсии.

1 этап: Выбор темы экскурсии.

Выбор темы диктуется предпочтениями педагогов, календарным планом или конкретной ситуацией. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Тема любой экскурсии выбирается по интересам и направлениям: исторические, экологические, и др.

2 этап: Определение возрастной категории экскурсантов.

3 этап: Определение цели и задач экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели, задач. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем.

4 этап: Подбор литературы, изучениеисточников.

Для создания экскурсии из возникшего перечня источников, создатель экскурсии, как скульптор, отсекает всё лишнее. При многократном просмотре материала, педагог, постоянно держа в голове тему, цель и задачи, оставляет самые необходимые, важные и интересные источники. Изучение материалов по теме, прежде всего иллюстративных, позволяет сделать работу наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций произведений изобразительного искусства и так далее.

При изучении собранных источников у создателя постепенно формируется текстовая и визуальная основа экскурсии.

Учитывая, что некоторые познавательные экскурсии включают посещение музеев, как экскурсионный объект, следует предусмотреть знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5 этап: Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии составляется на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок).

Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов и цели экскурсии. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Виртуальный обход маршрутапредполагает просмотр собранного материала и логическое его расположение по маршруту.

6 этап: Подготовка текста экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Вступление помогает установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Основная часть – собственно экскурсия – строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала — выводом.

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного, и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему.

Педагог определяет методические приемы проведения экскурсии: показ презентации с речевым сопровождением, показ презентации с короткими комментариями и музыкальным сопровождением.

7 этап: Показ экскурсии.

Заключительный этап — проведение (показ) виртуальной экскурсии.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.

Методика проведения виртуальной экскурсии.

Участниками виртуальной экскурсии в основном являются дети дошкольного возраста. Виртуальная экскурсия может проводиться непосредственно во время образовательной деятельности и во время проведения досугов, праздников.

Методика проведения виртуальной экскурсии включает в себя показ объектов и рассказ о самих объектах и событиях с ними связанных. Неправильно строит всю экскурсию на применении одного методического приема. Совокупность методических приемов включает в себя методические приемы показа виртуальной экскурсии и методические приемы голосового сопровождения виртуальной экскурсии.

Эффективность любой виртуальной экскурсии зависит от техники проведения, которая состоит из соблюдения плана виртуальной экскурсии; контроля обратной связи (паузы, приемы привлечения и поддержания внимания, реакция на непредвиденные происшествия); культуры речи педагога (экскурсовода).

Методическое сопровождение виртуальной экскурсии.

Каждая виртуальная экскурсия обеспечивается методическим сопровождением, которое состоит из пояснительной записки и конспекта проведения экскурсии.

Пояснительная записка должна содержать сведения следующего характера:

  • Тема экскурсии.
  • Целевая аудитория (конкретный возраст).
  • Цель экскурсии.
  • Задачи экскурсии.
  • Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты.
  • Маршрут экскурсии.
  • Техническое и иное обеспечение экскурсии. Описание всего, что необходимо для демонстрации экскурсии (оборудование, программы и т.д.)
  • Рекомендации по использованию ресурса.
  • Информационные источники (литература, интернет-ресурсы, материалы портала, которые были использованы при создании виртуальной экскурсии. Все источники информации должны фиксироваться. Это касается как ссылок на сайты и страницы в Интернете, так и литературы (учебники, книги, журналы), медиаресурсов и др. Также должны быть указаны ссылки на все изображения презентации с прямым выходом по ссылке на данное изображение (а не на сайт или портал).

Одной из насущных проблем, с которой сталкиваются дошкольные образовательные учреждения, является внедрение инновационных педагогических технологий. Педагогам необходимо искать новые подходы, методы и средства представления учебного материала. Одним из перспективных вариантов эффективного обучения являются виртуальные экскурсии. Этот метод способствует разнообразию и увеличению интереса, что, в свою очередь, делает образовательный процесс более эффективным.

С целью обучения, не покидая здание детского сада, возможно организовать виртуальные экскурсии по городам и странам, музеям, а также на предприятия, чьи производственные процессы могут наглядно демонстрировать теоретические и практические знания.

Освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях по-прежнему остается актуальным. Виртуальное взаимодействие с культурными ценностями следует рассматривать как подготовительный этап. Оно способствует закреплению изучаемого материала и создает условия для комфортного вступления в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

Виртуальные экскурсии делятся на

  • фотопутешествия в виде электронных презентаций;
  • видеоэкскурсии, сопровождаются комментариями;
  • 3D-туры, созданныее на основе 3D панорам и позволяющие видеть пространство вокруг себя.

Методика использования «виртуальной экскурсии» состоит из двух главных частей – методики подготовки виртуальной экскурсии и методики её проведения.

Этапы подготовки виртуальной экскурсии.

1 этап: Выбор темы экскурсии.

Тематика экскурсии определяется предпочтениями педагогов, календарным планом или конкретными обстоятельствами. Она служит основой, объединяющей все объекты и подтемы в единое целое. Выбор темы экскурсии основывается на интересах и направлениях, таких как исторические, экологические и другие.

2 этап: Определение возрастной категории экскурсантов.

3 этап: Определение цели и задач экскурсии.

Создание новой экскурсии начинается с ясного определения её целей и задач. Это позволяет авторам проекта более структурированно продолжать свою работу.

4 этап: Подбор литературы, изучение источников.

Для разработки экскурсии на основе собранных источников, создатель, подобно скульптору, отсекает все ненужное. При многократном анализе материалов педагог, постоянно учитывая тему, цель и задачи, оставляет только самые важные и интересные источники. Изучение материалов по теме, особенно иллюстративных, позволяет выполнить работу на высоком профессиональном уровне. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций произведений искусства и других визуальных элементов.

В процессе изучения собранных источников у создателя постепенно формируется текстовая и визуальная основа экскурсии. Учитывая, что некоторые познавательные экскурсии включают посещение музеев, необходимо предусмотреть знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

Этап 5: Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии формируется на основе видеоматериала, который включает несколько ключевых объектов (остановок). Виртуальный маршрут экскурсии представляет собой оптимальный путь, который способствует более глубокому пониманию темы. Он разрабатывается с учетом наиболее логичной последовательности осмотра объектов и целей экскурсии. Одна из задач маршрута – обеспечить полное раскрытие темы.

Виртуальный обход маршрута включает в себя просмотр собранного материала и его логичное распределение по маршруту.

Этап 6: Подготовка текста экскурсии.

Каждая экскурсия включает три ключевых компонента: вступление, основную часть и заключение.

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны непосредственно с объектом экскурсии. Вступление служит для установления контакта с аудиторией и привлечения ее внимания к теме.

Основная часть, представляющая собой саму экскурсию, строится на сочетании визуального показа и рассказа. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены общей темой.

В процессе экскурсии используются различные методические приемы. Завершение каждой подтемы целесообразно подводить к обобщению материала — выводу.

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, формулирует общие выводы по теме и отвечает на вопросы участников. Заключение помогает закрепить смысл и значение увиденного и услышанного во время экскурсии, а также еще раз разъясняет основную тему.

Педагог определяет методические приемы для проведения экскурсии, включая показ презентации с речевым сопровождением.

Этап 7: Проведение экскурсии.

Заключительный этап включает в себя организацию виртуальной экскурсии. Демонстрация объектов занимает центральное место в экскурсии. Важными факторами, влияющими на качество представляемого материала, являются правильный выбор объектов, их количество и последовательность показа.

Методическое сопровождение виртуальной экскурсии.

Каждая виртуальная экскурсия обеспечивается методическим сопровождением, которое состоит из пояснительной записки и конспекта проведения экскурсии.

Пояснительная записка должна содержать сведения следующего характера:

  • Тема экскурсии.
  • Целевая аудитория (конкретный возраст).
  • Цель экскурсии.
  • Задачи экскурсии.
  • Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты.
  • Маршрут экскурсии.
  • Техническое и иное обеспечение экскурсии. Описание всего, что необходимо для демонстрации экскурсии (оборудование, программы и т.д.)
  • Рекомендации по использованию ресурса.
  • Информационные источники (литература, интернет-ресурсы, материалы портала, которые были использованы при создании виртуальной экскурсии. Все источники информации должны фиксироваться. Это касается как ссылок на сайты и страницы в Интернете, так и литературы (учебники, книги, журналы), медиаресурсов и др. Также должны быть указаны ссылки на все изображения презентации с прямым выходом по ссылке на данное изображение (а не на сайт или портал).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 38 (354) выйдет
20 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год