Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей профессии в проектной деятельности.
Педагогика
Автор: Мишустина Светлана Юрьевна   
04.10.2024 23:11

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей профессии в проектной деятельности.Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей профессии в проектной деятельности.

Мишустина Светлана Юрьевна заведующий ДС № 66 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, Самарской области, ул. Свердлова, 76

Аннотация: в статье описывается один из приемов методики ознакомления с историей профессий в процессе совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, паспорт проекта, история профессии, ранняя профориентация, актуальность проекта, цель проекта, результат-продукт проекта, познавательный интерес.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями имеет прикладной характер в дошкольном образовании, хотя Федеральный государственный образовательный стандарт определил круг профессий и трудовых операций, с которыми воспитатель знакомит ребенка в детском саду [1]. Так воспитанники детского сада получают знания о различных профессиях своих родителей, детей знакомят с тем, какие трудовые операции выполняет человек той или иной профессии. Формируют представления о социальной значимости каждого труда и каждой профессии [7].

 

Вопросами ранней профориентации занимаются многие педагоги и психологи, такие как В.П. Кондрашов, Т.А. Шорыгина, Е.А. Алябьева, В.П. Потапова, О.В. Дыбина [2]. Но вопросы ознакомления с историей профессии не рассматривался до нашего исследования.

Изучив уровень сформированности представлений о истории профессии у детей старшего дошкольного возраста, мы получили достаточно низкие показатели, дети не имеют представления о исчезающих профессиях, не могут предположить причину возникновения новых профессий.

Наиболее эффективным методом методики ознакомления с историей профессии является проектная деятельность на заданную тему. Мы определили направление проектной деятельности с детьми. Так для совместной работы с детьми были выбраны следующие темы проектов:

  1. История одной профессии.
  2. Если не было такой профессии.

На первом этапе нам было необходимо обучить педагогов составлять грамотный и актуальный паспорт проекта [9]. Так проект должен был быть подчинен одной познавательной цели, иметь актуальность и практическую значимость, дети в проекте должны были экспериментировать, исследовать, делать выводы [8]. По окончании проекта предполагался обязательный результат-продукт, это могли быть лепбуки, презентации, рекламные ролики, видео и фото-зарисовки, стенгазеты, книжки-малышки, мультфильм, снятый самими воспитанниками.

В процессе обучающих семинаров, консультаций и мастер-классов, педагоги систематизировали и обобщали полученные знания, делились опытом, представляли и презентовали свои педагогические наработки. Такой взаимообучающий процесс, позволил педагогам детского сада обобщить и систематизировать материал для печати в научной литературе.

В беседе с детьми, были определены те темы проектов, которые могут их заинтересовать, что в свою очередь заинтересует детей в изучении и поиску необходимой информации. Так ребята подготовительной группы детского сада, долго обсуждали, что будет интересно узнать, и какой получить результат-продукт, который в дальнейшем может быть использовать ими в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной познавательной деятельности. Мы рассмотрим процесс формирования познавательного интереса на примере реализации одного проекта. Так ребята задумали сделатьвидео-фильм. В процессе разработки паспорта проекта совместно с детьми, педагог определила название проекта: «История одной профессии».

Актуальность проекта:

  1. Изучаемые тема проекта значима, так как подчеркивает социальную и историческую значимость такой профессии, как пожарный.
  2. Тема ранней профориентации достаточно часто исследуется учеными, педагогами и психологами современности.

Цель проекта: познакомить детей с развитием и совершенствованием такой профессии, как пожарный.

Цель работы: созданиевидео-фильма, подтверждающего изменения и совершенствования профессии.

Проблема проекта заключается в том, что вопрос ознакомления детей дошкольного возраста с разными профессиями рассматривается в программах дошкольного образования, а вопрос преобразования и совершенствования данных профессий не изучается.

Гипотеза: мы предполагаем, что проектная деятельность позволит сформировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к истории профессии.

Объект исследования: трудовые операции пожарных.

Предмет исследования: выполнение действий по тушению пожаров и применение разной вспомогательной техники в зависимости от развития и совершенствования профессии.

Идея проекта: сравнить применяемую вспомогательную технику, защитные костюмы в процессе видоизменения, совершенствования профессии.

Методы исследования:

  • сбор информации
  • обработка информации
  • сравнение и анализ информации
  • наблюдение за действиями пожарных в тренировочной ситуации
  • интервью
  • фотографирование объектов и техники пожарных
  • эксперимент
  • лабораторный опыт.

Ресурсы:

  • информационные источники, книги, мультфильмы, фидео-фильм «Тренировка эвакуации»
  • привлечение наряда пожарных, пожарная машина, спец. форма пожарного
  • пожарный рукав, огнетушитель и спец. оборудование для тушения пожаров.

Цель проекта: создание обучающего видео-фильма «Леди-пожарные».

Цель развития: обогащение и систематизаций знаний воспитанников о истории развития профессии пожарный.

Задачи проекта:

  1. Закреплять технику безопасности и охрану жизни и здоровья.
  2. Сформировать представления о действиях пожарных.
  3. Воспитывать уважение к людям опасных профессий.

Этапы проекта:

Iэтап – определение проблемы проекта.

На данном этапе ребятам было предложено определить, проблему проекта, так дети рассуждали на тему – зачем пожарным такая тяжелая и необычная форма. Возможно, ли тушение пожара в простой спецодежде, например мастера по ремонту автомобилей. После обсуждения, ребята сформулировали проблему проекта – какая зависимость существуетмежду спецодеждой разных профессий.

II – поисковый этап.

В процессе поискового этапа, ребята определили тему проекта, причем мнение детей разделились на два, так первая группа детей хотели, чтобы исследования касались, только спецодежды, и в ходе проекта ребята предполагали изучить и сравнить спецодежду разных профессий. Но вторая группа детей, и с ними согласилось большинство дошкольников, решили определить тему проект как «История одной профессии. Пожарный прошлого и пожарный настоящего, что изменилось». Такая тема предполагала сравнение спецодежды, техники и используемого оборудования по истечении времени, но в одной заданной профессии. Так, Тимофей А. отметил: «Намного важнее понять, что делали пожарные в прошлом и как они тушили пожар раньше. И потом мы сможем сказать, почему так изменилась вся одежда пожарного». Николай Б., тоже был уверен в правильности выбора второй группы темы проекта и заметил: «Конечно, раньше дома были маленькие и деревянные, и тушить их было проще. А теперь попробуй спасти человека, если он живет как я на 14 этаже. Как туда добраться? Как спустить человека, чтобы он не сгорел?».

На данном этапе ребятам было необходимо собрать максимум информации об исторической составляющей профессии пожарный. Очень большую помощь и поддержку здесь оказали родители и педагоги. Вся информация анализировалась, обрабатывалась, вписывалась и рисовалась детьми в картинках, стенгазетах, вырезках из журналов. Педагоги помогли составить паспорт проекта, и определить каким будет результат-продукт проекта.

III этап – практический.

Практический этап был посвящен реализации проекта и подготовке к созданию результата-продукта видео фильма на тему «Леди – спасатели». В процессе работы над проектом ребята самостоятельно изготовили стенгазету «Что было до», дидактическую игру «Подбери оборудование», познакомили с наработанными материалами детей среднего дошкольного возраста.

IV – презентационный.

На данном этапе, ребята пригласили к просмотру видео-фильма родителей и детей старшего и среднего дошкольного возраста. Перед началом презентации фильма, ребята рассказали, как много они узнали о прошлом и настоящем профессии пожарный, как много изменилось по истечению времени в данной профессии, хотя основной целью остается тушение пожара и спасение людей. Конечно, просмотр фильма вызвал много положительных эмоций у всех присутствующих, родители отметили не только игру главных героев, но и содержательную и познавательную составляющую результат-продукта данного проекта.

В другой группе детского сада с таким же успехом прошел проект «Если бы не было этой профессии». Ребята изучали такую интересную, и кажется совсем забытую профессию – фермер. Результат-продуктом данного проекта стало участие дошкольников в двух значимых конкурсах таких, как «Профи-дебют», и «Профессионал 5+». Ребята подготовительной к школе группе заняли в данных конкурсах почетные места, что свидетельствует о продуктивности и эффективности работы в данном направлении.

Проведя мониторинг контрольного эксперимента мы получили достаточно высокие результаты. Дошкольники уже имели представления об исчезающих профессиях, могли сделать выводы о том, почему они становятся не актуальны, какими профессиями были заменены исчезающие профессии. Из полученных данных, мы видим, что результаты экспериментальной группы детей, с которыми занимались педагоги и родители, с которыми были решены задачи двух проектов, значительно повысились, что дает нам возможность доказать, что наше предположение о том, что именно в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, у детей повысится уровень знаний и представлений о истории профессии является верным.

Литература.

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Дыбина О.В. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как проблема исследования// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 2. С. 10-14.
  3. Дыбина О.В. Информационные технологии ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2019. №4 (39). С. 7-11.
  4. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности / О.В. Дыбина-Артамонова. – Тольятти, 1996. – 96 с.
  5. Дыбина, О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. – 133 с.
  6. Дыбина, О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 160 с.
  7. Дыбина, О.В. К вопросу формирования интереса у старших дошкольников в процессе познания социальной действительности / О.В. Дыбина, Н.А. Матуняк // Актуальные проблемы дошкольного образования. Сборник научных трудов / Сост. И.В. Груздова, И.В. Руденко, О.А. Еник. – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2001. – С. 29 – 30.
  8. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: автореф. дис. … докт. псих. наук / А.Н. Поддьяков. – М., 2001. – 48 с.
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год