Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ
Педагогика
Автор: Ефименко Юлия Владимировна   
30.09.2024 16:31

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ

Ефименко Юлия Владимировна, заведующий МАДОУ «Детский сад№280», г. Барнаул

Современный мир переживает кардинальные изменения в подходах к системе образования в целом, что подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации образования и воспитания, особенно в дошкольном образовании, так как это первый этап. Растет число детей, нуждающихся в специальных образовательных услугах в специальных образовательных службах. В этой связи особую роль на современном этапе играет инклюзивный подход к образованию. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, государство гарантирует инвалидам равные возможности для получения общего образования и создания специальных условий для реализации права образование, но на практике эти положения закона еще не реализованы.

В свете современных изменений в российской системе образования необходимо разработать адаптивные стратегии для индивидуумов с особыми образовательными потребностями. Этот шаг является важным этапом, который требует переосмысления отношения общества и государства к таким людям, признания их прав на равные возможности в образовании и других сферах жизни.

 

Конвенция о правах инвалидов (2006) является первым документом о правах человека в данном веке и первым международным договором обязательного характера, затрагивающим права инвалидов. Принятие этой Конвенции Российской Федерацией приведет к изменениям в законодательстве в отношении инвалидов. В статье 24 Конвенции подчеркивается, что "государство обязано обеспечить равный доступ всех детей с инвалидностью к образованию, сделав систему образования инклюзивной".» [2].

В дошкольных учреждениях все дети выигрывают благодаря применению инклюзивного подхода, который персонализирует образование для каждого участника образовательного процесса. Инклюзия гарантирует полное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни группы. Цель инклюзии заключается в создании среды в группе, которая способствует эффективной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

На сегодняшний день наиболее часто встречающимся способом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России является специальное (коррекционное) образование. Однако процесс интеграции таких детей в образовательные учреждения страны находится в стадии активного развития, где тестируются различные модели и формы сотрудничества между специальным и обычным образованием. Также предпринимаются усилия для создания оптимальных условий с целью обеспечения полноценной социальной адаптации и развития личности таких детей.

Интеграция инклюзивной практики требует инновационного подхода и гибкости образовательной системы, которая учитывает потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но также различные этнические группы, пол, возраст и принадлежность к различным социальным группам. [12] Новые методы обучения направлены на создание комфортной и эффективной образовательной среды для всех детей, независимо от их способностей и особенностей. Для эффективного управления процессами инклюзии необходимо развивать командные методы работы, внедрять проектные подходы к организации деятельности, проводить диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, а также согласовывать интересы всех участников образовательного процесса — детей, родителей, педагогов и администрации. Однако осознание важности и перспективности перехода к инклюзивной модели образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья выделяет ряд проблем, которые требуют немедленного решения: требуется улучшение законодательной базы, которая регламентирует организацию инклюзивного образования; отсутствие возможности использования экономических и финансовых инструментов для реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми стандартами затрат, включая расходы на создание специальных условий обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе; недостаточное развитие в образовательных учреждениях создания адаптивной среды, обеспечения доступности и создания безбарьерной среды для жизнедеятельности; отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования; отсутствие достаточного методического обеспечения для успешной реализации инклюзивного образовательного процесса, что ограничивает возможности специалистов сопровождения и педагогов, работающих в инклюзивной среде; отсутствие готовности общества и людей с ограниченными возможностями здоровья к взаимопониманию.

Для внедрения данного подхода требуется разработка методических пособий, моделей индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения. Необходимо также создать модель инклюзивного дошкольного учреждения, где будут реализовываться индивидуальные образовательные программы для детей в группах комбинированной направленности. Важно разработать основную образовательную программу для инклюзивных групп дошкольных учреждений, а также индивидуальные образовательные планы и программы включения. Необходимо также определить условия, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть включены в работу различных структурных подразделений дошкольных учреждений.

В рамках учебного заведения для детей дошкольного возраста можно выделить различные методы инклюзивного образования.

Смешанная дошкольная группагруппа смешанного обучения — это форма обучения, в которой учатся дети с нормальным развитием (две трети) и дети с отклонениями в развитии (не более одной трети). В такой группе обычно 12-15 человек, а педагогом обязательно является учитель-дефектолог. Смешанные группы создают специальные условия для интеграции детей с нарушениями в развитии, обеспечивая раннюю социальную и образовательную адаптацию. Кроме того, дети без выраженных отклонений, но испытывающие трудности в обучении по другим причинам, также могут получить необходимую поддержку и помощь в таких группах.

Группы кратковременного пребывания с целью оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, не посещающими специальные дошкольные учреждения, таким как дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательным аппаратом, задержкой развития и другими особенностями, создаются группы кратковременного пребывания. В этих группах проводятся индивидуальные и групповые занятия (не более 2-3 детей), на которых обязательно присутствуют родители.

«Образование является неотъемлемым правом каждого индивида, обладающим огромной значимостью и потенциалом. Оно лежит в основе принципов свободы, демократии и устойчивого развития... Нет ничего более приоритетного, никакой другой миссии, кроме обеспечения доступа к образованию для всех..." — Кофи Аннан (1998) [5].

Инклюзивная модель дошкольного образовательного учреждения представляет собой слаженный и цельный процесс, включающий в себя усилия специалистов, методологические взаимосвязи, активное участие ребенка и его семьи.

Библиографический список

  1. Изменения и дополнения, внесенные федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, касаются Закона Российской Федерации "Об образовании".)
  2. Распоряжение N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года об обеспечении доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.»
  3. Зарецкий В. К. Организация десяти конференций, посвященных вопросам развития детей с особыми потребностями — это десять этапов от внедрения инноваций к установлению стандартов // Журнал "Психологическая наука и образование". – 2005. – Том 1. – Страницы 83—95.
  4. Инклюзивный детский сад. – М., 2009.
  5. Малофеев Н. Н. Специальное образование в современном обществе. Перспективы Европы. Учебное пособие для будущих педагогов. – Издательство "Просвещение", Москва, 2009.
  6. Исследование работы интегративного детского сада. Часть 2. / Составители: М. М. Прочухаева, Т. П. Медведева. – Город Москва: Издательство Департамента образования, 2005 год.
  7. Методическое пособие "Ребенок в дошкольном учреждении с инклюзивной средой" под редакцией Т. В. Волосовец и Е. Н. Кутеповой было выпущено издательством РУДН в 2010 году.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год