Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Активизация профессионального потенциала и стимулирование творчества и инициативы педагогов в контексте ГОС ДО. Интеграция деятельности воспитателя как условие развития речевой культуры дошкольника»
Педагогика
Автор: Ковалёва Алёна Петровна   
12.07.2024 20:25

«Активизация профессионального потенциала и стимулирование творчества и инициативы педагогов в контексте ГОС ДО. Интеграция деятельности воспитателя как условие развития речевой культуры дошкольника»«Активизация профессионального потенциала и стимулирование творчества и инициативы педагогов в контексте ГОС ДО. Интеграция деятельности воспитателя как условие развития речевой культуры дошкольника»

Аукцион методических кейсов

Выполнила: старший воспитатель МДОУ № 30 Ковалёва А.П. Макеевка 2021

Основная задача речевого развития дошкольников – это овладение нормами и правилами родного языка, поэтому педагогическим сообществом решаются следующие задачи:

  • создание полноценных условий для речевого развития детей дошкольного возраста.
  • повышение уровня речевого развития дошкольника.
  • формирование у педагогов стремления добиваться высоких результатов в речевой деятельности ребенка.

Скачать конспект

На протяжении двух лет ведется работа по Речевой культуре дошкольников, которая состоит из таких этапов:

  • Аналитический
  • Практический
  • Этап регулирования и коррекции
  • Внедренческий

Проработаны темы:

  • Воспитание ЗКР у детей разных возрастных групп;
  • Организация, оснащение развивающей речевой среды;
  • Формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности;
  • Формирование грамматического строя речи у дошкольников;
  • Развитие связной речи дошкольников.
  • Воспитание речевой культуры дошкольников.

Управление деятельностью педагогов осуществляется по блокам.

Аналитический блок.

В МДОУ трудятся 10 педагогических работников, из них имеют:

высшее образование – 60% (6 человек)

среднее специальное – 40% (4 человека).

Аттестовано – 100% (10 человек), из них 10% (1 человек) на первую квалификационную категорию и 20% (2 человека) на вторую квалификационную категорию.

Для получения данных диагностики по готовности педагогов к работе по речевому развитию детей регулярно проводятся: тестирование, анкетирование знаний основ развития речи детей по методикам Ю.Н. Родионовой, Н.В. Микляевой, Л.Р. Болотиной, С.Г. Молчанова, О.А. Скоролуповой и др.

На пять блоков тестовых заданий получены правильные ответы – 72- 99%, неправильные – 28 – 1%.

Это позволяет сделать вывод:

  • педагоги достаточно грамотно владеют методикой развития разных сторон речи в возрастных группах
  • успешно используют знания в практической деятельности
  • умеют создавать мотивацию к речевой деятельности
  • грамотно создают речевую развивающую среду.

Темы опытов работы педагогов по речевому развитию представлены:

  • при прохождении аттестации на квалификационную категорию
  • на педагогических советах.

При посещении мероприятий, проводимых педагогами МДОУ, а также при организации предметно-развивающей среды по развитию речи и осуществлении контрольной деятельности за работой педагогов по планированию, проведению речевой работы с детьми проанализированы знания, умения, навыки педагогов по проблемам речи дошкольников:

  • все педагоги знают программу и методику диагностирования развития речи детей, направления данной работы
  • учитывают индивидуальные особенности ребенка
  • осуществляют дифференцированный подход к детям с разным уровнем освоения родного языка
  • воспитывают положительные нравственные качества в работе с книгами, иллюстрациями и т.п.
  • используют различные формы взаимодействия с родителями по речевому развитию детей.

Отдельные педагоги владеют высокой культурой речи, коммуникативными умениями.

Наряду с этим имеются трудности педагогов:

  • недостаточное владение научной терминологией
  • не в полном объеме владеют об инновациях в методике развития речи
  • недостаточно ориентированы в специфике средств обучения развитию речи, нетрадиционных форм организации обучения детей родному языку
  • у отдельных педагогов речь эмоционально обеднена, неполное соответствие культуры речи современным требованиям.

В связи с этим требуется активизировать работу:

  1. По расширению знаний педагогов об инновациях в методике развития речи и умении оперировать научной терминологией.
  2. По теоретическому просвещению педагогических кадров о нетрадиционных формах организации обучения дошкольников родному языку.
  3. По формированию умений педагогов отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию по речевому развитию дошкольников.
  4. Повышению своего профессионального уровня в данной области.

Следующим этапом образовательной области «Речевое развитие» является оценка уровня речевой развивающей среды в группах.

Ее основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду с взрослыми, сверстниками и детьми младшего и старшего возраста, а также определение особенностей развивающей среды во всех группах детского сада. Анализ речевой среды показал, что оснащение групп недостаточное, педагоги плохо ориентировались в выборе пособий, литературы, предметов для развития речевого общения детей, поэтому для обеспечения методически правильной речевой среды были разработана памятка по оснащению центров речевого развития для всех возрастных групп. Ежегодно проводятся смотры речевых и книжных уголков.

Цель проведения смотров: стимулирование активности педагогов в совершенствовании, актуализации, обновлении содержания и оформления речевых уголков в соответствии с современными требованиями. Результаты оценивания смотра конкурсов речевых уголков оформлены таблицей по показателям:

  • Соблюдение требований к организации речевого уголка;
  • Подбор материала с учетом их идейно-художественной ценности;
  • Жанровое разнообразие книг;
  • Тематический принцип подбора материала;
  • Наличие книг-самоделок, ширм с картинками, иллюстраций, портретов писателей и художников-иллюстраторов, детских журналов, газет, рисунков детей;
  • Связь с театрализованной деятельностью.

Выявлено следующее:

  • содержание годового плана МДОУ отражает вопросы по речевому развитию детей
  • в перспективно-календарную модель планирования образовательного процесса в течение всего дня включена разнообразная деятельность детей по развитию речи
  • педагогами групп активно ведется пропаганда педагогических знаний по вопросам речевого развития среди родителей
  • качественная подготовка и разнообразие материала в соответствии с возрастом в подготовительной группе.

Рекомендовано:

  • пополнение разных видов театра в группах
  • продолжать работу по словотворчеству в подготовительной группе

На основании распоряжения руководителя МДОУ проходят тематические проверки, такие как:

  • «Состояние работы по ЗКР в группах»,
  • «Оснащение речевых зон»,
  • «Готовность уголков по развитию речи»,
  • «Организация речевой среды в группах»,
  • «Формирование словаря у детей в разных видах деятельности»,

Цель:

  • определение уровня организации речевой среды в группах
  • оценка воспитательной, образовательной, развивающей работы с детьми по отдельным направлениям раздела «Развитие речи».

Проведенные педагогические советы дали определенный результат, они способствовали:

  • ежегодному решению поставленных перед педагогическим коллективом задач
  • повышению профессионального уровня педагогов
  • возможности углубленного изучения и расширения работы по каждому направлению речевого развития дошкольников
  • сбору и систематизации методического, наглядно-дидактического материала для развития речи детей.

Неотъемлемой частью образовательной области «Речевое развитие» является мониторинг развития речи детей.

В МДОУ № 30 обследование речевого развития детей проводится по диагностике индивидуального развития детей дошкольного возраста под редакцией Савченко М.В., Котовой Л.Н., Губановой Н.В., Донецк. 2017г.

Обработка результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в каждой возрастной группе детей.

Анализ динамики речевого развития детей с 3 до 7 лет за последние два учебных года в сравнении с программными требованиями, выявлением проблем по возрастным группам показал: по результатам мониторингового исследования речи детей наибольший процент нарушения речи приходится на 2 младшую, среднюю группы (от 70% до 100%).

Причина: физиологическая несформированность правильного звукопроизношения, фонематических процессов в данном возрасте и недостаточное использование сензитивного периода воспитателями.

Результаты обследования показали, что в старшем дошкольном возрасте количество детей с нарушением речи уменьшается. Это определяется грамотным планированием и едиными требованиями к методической организации речевой работы в МДОУ в соответствии с программными и возрастными требованиями, результатами диагностики и тесной взаимосвязью в работе воспитателей и родителей.

Результаты методической работы:

С педагогами:

  1. Составлен каталог наглядно-дидактических пособий.
  2. Систематизирован материал методических мероприятий.

С детьми:

1. Отмечается достаточный уровень развития речи детей во всех возрастных группах.

С родителями:

  1. Составлены письменные и устные консультации по развитию речи и познавательному развитию детей разных возрастных групп.
  2. Разработаны сценарии родительских собраний в подготовительной к школе группе по вопросам речевой и общей подготовки детей к школе.

Заключение.

В результате проводимой активной, систематической работы педагогического коллектива над реализацией образовательной области «речевое развитие», приоритетным направлением остается развитие речи детей, так как в современных условиях эта проблема наиболее актуальна, необходима для педагогов, детей и их родителей.

Эффективность проводимой методической работы:

  • педагоги активизировали и пополнили имеющиеся теоретические знания в образовательной области «Речевое развитие»
  • повысился профессиональный уровень и самооценка педагогов при проведении методических мероприятий, прохождении аттестации отдельными педагогами
  • значительно обогатилась речевая развивающая среда
  • составлены каталоги дидактических игр по речевому развитию.
  • пополнились знания родителей о развитии речи детей.

Перспективы для успешной реализации развивающей речевой работы:

  • продолжить работу по овладению педагогами культурой речи, навыками владения грамотной связной речью
  • использовать в практике работы педагогов новые педагогические технологии
  • содействовать распространению инновационного опыта развивающей речевой работы.

Осуществление этих предложений обеспечит качество образовательного процесса, и в частности, улучшит речевое развитие каждого ребенка, а также будет способствовать эффективному труду педагогов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год