Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов»
Педагогика
Автор: Булгакова Раиса Алексеевна   
20.06.2024 10:20

«Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов»«Вовлечение детей дошкольного возраста в проектную деятельность посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов»

Булгакова Р.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 4 «Золотой ключик»

Аннотация: данная статья содержит опыт работы по применению технологии «Модель трех вопросов» в детском саду для вовлечения дошкольников в проектную деятельность.

Ключевые слова: «модель трех вопросов», познавательное развитие, «системная паутинка».

Дошкольный период – это время формирования и развития наиболее общих способностей, которые со временем усовершенствуются и дифференцируются по мере взросления. Среди этих способностей особое значение имеет способность к познанию.

 

скачать конспект

Познавательное развитие предполагает активную познавательную деятельность детей дошкольного возраста. Для поддержания этой активности необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес представляет собой способность человека направлять свое познание на изучение объектов, феноменов и событий, которые окружают его. Этот вид интереса активизирует психические процессы и побуждает индивида к активной познавательной деятельности, расширяя его когнитивные возможности. Основными критериями познавательного интереса являются оригинальность, необычность, неожиданность и противоречие с устоявшимися представлениями.

Передо мной возник вопрос организации взаимодействия с детьми с учетом направления на развитие познавательного интереса, самостоятельности и инициативности.

Открытием для меня стала технология "Модель трех вопросов", которая, по моему мнению, способствует достижению поставленных целей и учитывает основные принципы дошкольного образования, изложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как метод разработки проектов, способствующий стимулированию активного познания. С ее помощью педагог получает начальное представление о текущем уровне знаний детей и помогает им определить пути получения необходимой информации. При использовании данной методики в процессе разработки проектов. мы создаем условия для поощрения самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Для успешной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

  1. Обеспечить доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
  2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
  3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  1. «Что знаем?» Ответы детей на первый вопрос позволяют мне определить представления детей по теме.
  2. «Что хотим узнать?» — второй вопрос помогает определить их желания.
  3. «Как узнать?» — третий спланировать деятельность не только каждого ребёнка, но и всей группы.

Идеальная картина представлялась такой, однако при попытке внедрить её на практике, я пришла к выводу, что простое использование этого подхода ведет к уменьшению заинтересованности детей. Таким образом, я нашла свой собственный выход из данной ситуации — это проведение утреннего сбора в пятницу во второй половине дня в группе. Утренний сбор в детском саду — это замечательная идея для поддержания мотивации детей, развития их коммуникативных навыков и создания атмосферы взаимопонимания. Дети учатся слушать друг друга, задавать вопросы, выражать свои мысли и чувства. Благодаря утреннему сбору в детском саду формируется дружественная и поддерживающая обстановка, где каждый ребенок чувствует себя важным и услышанным.

А представление сюжета с участием забавного персонажа, такого как Буратино, поможет сделать утренний сбор увлекательным и запоминающимся для детей.

Как создать утренний сбор в детском саду: идеи для поддержания мотивации детей.

Для того чтобы поддерживать детскую мотивацию и создать атмосферу взаимодействия, важно продумать организационные моменты для проведения утреннего сбора в детском саду. А начать можно с создания интересной ситуации, которая заинтригует детей и заставит их активно участвовать.

Создание сюжета с участием Буратино

Представьте, что к детям в гости приходит знаменитый персонаж — Буратино! Он любопытен и хочет узнать, чем занимаются дети в детском саду. Дети с удовольствием начинают рассказывать ему о своих занятиях и играх в группе. Однако, чтобы дети могли рассказать о всех своих занятиях, им нужно время.

Решение: оставляем игрушку в группе.

Чтобы дети могли подробно и интересно рассказать Буратино о своих делах, было принято решение оставить игрушку в группе. Так возникла занимательная традиция — каждую неделю в пятницу после обеда Буратино сообщал о начале сбора. Потом шло обсуждение новостей, обмен информацией и далее переходили в реализацию этапов «Модели трех вопросов».

В дальнейшем Буратино стал почётным слушателем, теперь он является не только сигналом для начала сбора, но и моим помощником.

Как пример, представляю план на тему "Осень разноцветная".

1- этап – выбор темы и планирование

У меня группа детей в возрасте 5 года. На утреннем сборе мы начали с разговора об осени. Меня интересовало, что дети уже знают об осени и что хотели бы узнать дополнительно. Я задавала вопросы и стимулировала детей к обсуждению, чтобы они сами поняли, насколько много знают на данный момент. Я записывала их ответы на большом листе бумаги по мере их высказывания. Когда все дети выскажутся, просила ответить на вопрос: "Что мы уже знаем?" и записывала ответы в специальную таблицу.

После этого задавала вопрос: " Что мы ещё хотели узнать об осени? Как мы можем найти ответы на наши вопросы и что нужно для этого сделать?

Можно заранее придумать с детьми символы для сбора данных в виде изображений или использовать картинки с изображениями методов из учебного пособия «Методика проведения исследований в детском саду» А.И. Савенкова, где показаны основные методы исследования с детьми: подумать, самостоятельно, обратиться к взрослому, посмотреть в книге, узнать в интернете, понаблюдать, провести эксперимент.

3-й этап -завершающий

И заключительным этапом нашей совместной работы стало совместное развлечение «Как ты осень хороша!»

Выставка поделок, выполненных родителями с детьми «Дары осени»

Совместная выставка детских работ.

Заключение

Работа с использованием методики «Трёх вопросов» представляет собой увлекательный и интересный процесс, который обладает значительным потенциалом. Однако, для достижения максимальной эффективности необходимо уделить особое внимание деталям. Это включает в себя обеспечение доступности разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности с помощью использования различных подсказок, схем и карт деятельности, а также индивидуальное внимание к каждому ребенку и активное вовлечение родителей.

Педагоги и родители должны помнить, что они являются неотъемлемой частью окружающей среды для развития ребенка, существенным «ресурсом», который необходим для его полноценного развития.

На практике я убедилась в актуальности и высокой эффективности "Модели трех вопросов". Ее использование позволяет ребенку развивать свои творческие и коммуникативные способности, экспериментировать, сочетать знания и исследовать вместе с педагогами, сверстниками и родителями, формируя все необходимые навыки для успешного обучения, подготавливает ребенка к самостоятельной деятельности

Список литературы:

  1. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -96 с.
  2. Свирская Л.В. «Утро радостных встреч» Методическое пособие – М. Издательство «Линка — Пресс», 2010г.
  3. Свирская Л. В. «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» Пособие для педагогов ДОО. -Просвещение, 2015г.
  4. Модель 3 вопросов в ДОУ [Электронный ресурс]/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год