Технология «кроссенс» как средство развития 4К у детей дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Желябина Евгения Александровна | |||
16.05.2024 23:15 | |||
Технология «кроссенс» как средство развития 4К у детей дошкольного возраста В современном мире требования к образованию детей дошкольного возраста постоянно меняются и совершенствуются. Педагоги стремятся к использованию интересных и оригинальных методов и подходов в образовательном процессе. Эффективным инструментом для развития креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации является технология «кроссенс». Технология кроссенс ( «пересечение смыслов») – это современная ассоциативная головоломка. Она представляет собой таблицу 3×3 из 9 картинок, связанных между собой ассоциациями. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти связи между соседними картинками и решить 12 головоломок (по числу соседних пар). Знакомство детей дошкольного возраста с кроссенсом можно начинать в старшей группе, с показа примера и разъяснения принципа его разгадывания. Игровое поле с пустой таблицей для кроссенса можно заготовить заранее, меняя в нем только картинки по периметру. Таким образом получится пособие многоразового применения. На начальном этапе дошкольникам были предложены простые головоломки – установить связь между двумя картинками, например, что общего у дерева и тетради (лист)?
Что общего между удочкой и рекой (рыба)? Другим вариантом простого задания было выстраивание логической ассоциативной цепочки между картинками. Начинали с 3-4 картинок, читая их слева направо, постепенно увеличивая количество картинок и усложняя смысл связи. Например, построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «скворечник» и «блинчик». На следующем этапе обучения разгадыванию кроссенса, дошкольникам был предложен классический варианту из 9 картинок. Самым простым для ребят был кроссенс, где все картинки связаны по смыслу с центральной. Были подобраны изображения, которые относились к одной теме. Раскладываем их по периметру квадрата 33, центральную (отгадку) не выкладываем (способ «солнышко»). Дальше переходим к разгадыванию кроссенса способом «улитка». Логическое суждение выстраиваем по картинкам, читая их слева направо, сверху вниз. На начальном этапе можно рисовать стрелочки для понимания дошкольником пути суждения, отметить порядок цифрами или показывать направление. После успешного освоения детьми предложенных выше способов отгадывания кроссенса, переходим к следующему пути решения – «по кресту». Данный метод предполагает составление суждения сначала по периметру, и дополнительно, по центральной линии, образующей крест внутри прямоугольника. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Отгадка: все слова с буквой «о», если посмотреть на «крест» (2-4-6-8), то слова в нем начинаются на «о». Практика показала, что использование кроссенса в работе с дошкольниками помогает:
Для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников необходимо предоставлять им возможность составить кроссенс без посторонней помощи, используя готовые картинки или нарисованные своими руками. ⠀
|