Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы консультативного пункта в ДОО
Педагогика
Автор: Кучерова Ольга Александровна Гапеева Светлана Владимировна   
12.03.2024 20:02

Организация работы консультативного пункта в ДОООрганизация работы консультативного пункта в ДОО

  • О. А. Кучерова методист,
  • Гапеева С.В. учитель-логопед,

МБОУ СОШ «Горки — Х» дошкольного отделения детского сада №46 (Московская область)

В современном мире действительность такова, что дети и родители часто нуждаются в консультации нужного специалиста. Ведь вовремя оказанная помощь, вовремя данный совет или действие в нужном направлении часто может решить судьбу ребенка, дать ему шанс в жизни.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартовнового поколения требует от педагогов поиска новых форм и средств взаимодействия с родителями (законными представителями) для более эффективной работы и достижения более высоких результатов усвоения воспитанниками образовательной программы.

 

Группой педагогов под руководством заведующего, а в дальнейшем методиста нашего дошкольного отделения было принято решение об открытии консультативного пункта на базе нашего детского сада.

Почему мы решили это сделать?

Детский сад достаточно удален от городской инфраструктуры. И чтобы получить помощь специалистов психолога, логопеда, педагога родителям приходится ехать в город. Это не всегда удобно и не все родители могут по времени успеть посетить специалистов, а ребенок нуждается в помощи и родители в недоумении, куда же им обратится?

В связи с этим, появилась идея, организовать на базе нашего детского сада такой консультативный пункт, в который смогут обратиться родители не только тех детей, которые посещают наше дошкольное учреждение, но и тех детей, которые не посещаютдошкольное учреждение, а находятся на семейном воспитании.

В целях обеспечения соблюдения прав граждан в рамках организации предоставления общедоступного дошкольного образования, разработанное в соответствии с правовой основой, в которую входит:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Письмо Минобрнауки России от 31. 01. 2008 № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения», и был создан наш консультативный пункт.

Консультативный пункт был создан с целью обеспечения доступности дошкольного образования, обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе на дому, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучив опыт других учреждений и литературу по данному вопросу, а также проконсультировавшись со специалистами районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, мы решили открыть такой пункт в нашем дошкольном отделении. Руководит работой консультативного пункта методист дошкольного отделения. Педагоги участвующие в консультировании: учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре.

Задачами консультативного пункта являются:

  1. Проведение комплексной диагностики и профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста.
  2. Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста.
  3. Обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в детский сад или школу.
  4. Информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Направления работы консультативного пункта:

  • Просвещение родителей (законных представителей);
  • Информирование родителей, направлено на повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье.
  • Диагностика развития ребёнка – психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребёнка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребёнка.
  • Консультирование (психологическое, социальное, педагогическое, логопедическое).
  • Информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребёнка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодоление кризисных ситуаций.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) – организуется в форме консультаций, совместных занятий с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребёнком.

Мы осуществляем консультирование непосредственно в консультативном пункте в форме индивидуальных консультаций по запросу, а так же в форме консультативных занятий с ребенком в присутствии родителей.

Возможно заочное консультирование по письменному обращению, телефонному звонку, консультирование через сайт детского сада, по следующим вопросам:

  • социализация детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение
  • адаптация ребёнка в детском коллективе
  • развитие у ребёнка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности
  • возрастные, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста
  • развитие речи и речевого аппарата дошкольников
  • профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение
  • развитие музыкальных способностей
  • организация игровой деятельности, развитие и обучение детей в игре
  • организация питания детей
  • создание условий для закаливания и оздоровления детей
  • готовность к обучению в школе
  • социальная защита детей из различных категорий семей.

Мы используем различные формы работы психолого-педагогического консультативного пункта:

  • очные консультации для родителей (законных представителей)
  • коррекционно-развивающие занятия с ребенком в присутствии родителей (законных представителей)
  • совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком
  • мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов дошкольного отделения.

Наш консультативный пункт функционирует с сентября 2020 года. За это время к нам обратилось большое количество родителей, и многим из них нам удалось помочь. Если мы видим, что не можем оказать помощь данному ребенку и его родителям в рамках наших компетенций, то направляем их к тем специалистам, которые смогут им помочь. Часто бывает, что такими специалистами являются врачи-неврологи, массажисты, нейропсихологии, дефектологи.

Для родителей очень важно в своей конкретной ситуации получить нужное направление действия, обратится к нужному специалисту, получить консультацию о том, что происходит с их ребенком и как ему помочь. Ведь детство у ребенка только один раз. И то, что можно сделать в детстве, нельзя будет наверстать, даже за целую жизнь. Поэтому создание таких консультативных пунктов является очень важным и нужным в работе дошкольных отделений и всех педагогов-дошкольников вцелом.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. – М.: Юрайт, 2023. – 446 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2012. — 336с.
  3. Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М.: Юрайт, 2023. – 121 с.
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2023. – 208 с.
  5. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 160 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год