Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД "Цветотерапия"
Педагогика
Автор: Галина Федоровна Егорова   
06.05.2014 00:36

Конспект НОД Цветотерапияд/с «Акбота» № 11 Логопед Егорова Г.Ф.
С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна — зелена, лето — красное, осень — золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Неслучайно про человеческие качества мы говорим, что у него «золотые руки» и вес понимают, что речь идёт о руках, которые умеют делать всё. Выражение «золотое сердце», ассоциируется у нас с человеком, у которого добрая, великодушная душа. И наоборот, выражение «чёрная душа» говорит о злом и нехорошем человеке. Когда человека называют «серой мышкой», нам ясно, что это незаметный, ни чем не примечательный человек. А такие выражения как «красный молодей» или «красная девица» говорят о ярких, красивых душой и телом молодых людях. Человек, который носит «розовые очки» - это человек наивный, как ребёнок, не замечающий ничего плохого в этой жизни и людях.
У каждого из нас есть свои цветовые предпочтения, и есть любимые и нелюбимые цвета. Одни цвета приятны для глаз, и раздражающие глаз оттенки разных цветов. Когда мы надеваем одежду любимого цвета, мы чувствуем себя комфортно и уверенно, что несёт нам спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, чтобы избежать, как нам кажется, неблагоприятное воздействие.
Мы постоянно занимаемся цветотерапией. даже не подозревая об
этом.
Учёные выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.
Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и жёлтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зелёного, синего и чёрного цветов понижает эти же показатели.
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или па улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем па себе сильнейшее влияние цвета.
Ныло обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях красили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом.
Для усмирения буйных заключенных в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом. Через несколько секунд у заключенных наступает снижение мускульной активности.
В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи у новорождённых.
Хирурги в операционной одеты в тёмно-зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно-зелёный цвет помогает остановить кровотечение.
Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровье? сберегающие технологии. В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекцнонмо- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровье-сберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На логопедических занятиях используются традиционные здоровье- сберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.
Помимо традиционных здоровье-сберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии).
Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии:
Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.
Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной
речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.
Развитие правильного дыхания.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни Цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.
Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использован, эти знания в учебно- образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Перейдем к краткому описанию каждого цвета.
Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит .
Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта; оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма .
Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия .
Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета .
В логопедической работе Элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрушювых и групповых.
Приведу несколько примеров по применению цвета как здоровье- сберегающего компонента на занятиях.
Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление).
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство? возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.
•    Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)
Далее педагог описывает- значение цвета, как он действует па организм.
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
•    Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.
Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).
Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки):
Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев).
Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев).
Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),
Красным (соединяют подушечки мизинцев).
По не пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?
После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.

Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».
Желтое солнце на землю глядит. (Руки вверх, ПОТЯНУЛИСЬ, глаза вверх).
Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправок
Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),
Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх —
вниз.
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка.
Желтое солнышко, желтенький песочек.
Желтый цвет- радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте)
Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работ) в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дега быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их па занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровье- сберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей- логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Логопеды знают, как порой утомительно и долго длятся периоды автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Использование цвета в эти периоды может превратить скучную работу в интересную и живую и творческую.
Дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужные звуки, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

Использование цвета для коррекции нарушений
устной и письменной речи

Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, чёрный, оранжевый.
Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый. Автоматизация звука «ж»: жёлтый, оранжевый. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый. Автоматизация звука «ль»: зелёный, фиолетовый. Автоматизация звука «ч»: чёрный, коричневый.
Согласование существительных с прилагательными в роде и числе,
Синий платочек,
Синяя страна,
Синее небо,
Синие глаза.
Изменение прилагательных вместе с существительными по надежам. (Есть) синий василёк. (Нет) синего василька. (Подошёл) к синему васильку. (Вижу) синий василёк. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем васильке.
Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок, о
Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты,
Розовая бабочка прилетела на розовую полянку, Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике,
Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.
Согласование количественных числительных с прилагательными и
существительными разных родов.
Одна розовая бусинка.
Две розовой бусинки.
Пять розовых бусинок
Решение названных задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально- волевыми процессами. В результате ребенок расширяет границы общения с миром, он становится более внимательным, терпеливым и радостным. Вес это помогает ему в среде и способствует усвоению учебного материала .


Список  использованной  литературы:

1.    Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов на Дону, 2008г.
2.    Беляков Л.И. «Использование новых технологий в логопедии», Журнал «Школьный логопед»,  2007г., №3. С. 55-58.
3.    Никитина И.В. «Инновационный педагогических технологий и организации учетно- воспитательного методического  процессов», Волгоград, 2008г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год