Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Досочки Сегена как эффективное средство обогащения сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Дорожнова Ольга Николаевна   
28.02.2024 09:49

Досочки Сегена как эффективное средство обогащения сенсорного опыта детей младшего дошкольного возрастаДосочки Сегена как эффективное средство обогащения сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста

О.Н. Дорожнова, воспитатель МДОУ «Детский сад «Белоснежка», г. Каргополь

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание [3, с. 142].

 

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Так же можно отметить, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.

Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены дидактические игры упражнения по сенсорике для детей [8].

В настоящее время существует большое количество игровых методик по усвоению детьми младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов, по обогащению их сенсорного опыта. Многие эти методики пришли к нам из прошлого и успешно адаптируются к условиям и потребностям по воспитанию и образованию подрастающего поколения современного мира. Одной из таких методик является методика «Досочки Сегена».

Обратимся к истории появления данной методики. Эдуард Сеген — французский врач, психолог, педагог, родился в 1812 году в семье потомственных бургундских врачей. Является основоположником системы обучения и воспитания умственно отсталых и недоразвитых детей. Был руководителем детского отделения, где проводил свои нововведения и улучшил форму воспитания и обучения. Сеген занимался именно отсталыми детьми не спроста, он вывел свою концепцию о том, что слабоумие — это не порок. И его можно преодолеть. Путем умственных, физических и другого рода нагрузок. Это всего лишь состояние организма, из которого его нужно вывести. В этом и заключалось его задача. При помощи специальных упражнений и тренировок заставить органы чувств реагировать и воспринимать информацию, двигательный аппарат, все функции организма привести к активному состоянию. Затем можно переходить к мышлению, логике, обучить чтению, письму, счету. И в завершении обучения привить ребенку нравственные качества и воспитание силы воли. Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, заставлять заучивать и смотреть какие-то карточки. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное на чем настаивает автор — это регулярность [9].

Основные цели, которые преследовал Эдуард Сеген, разрабатывая и внедряя свою методику:

  • возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-действенное мышление ребенка
  • исследование способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций
  • знакомство с понятиями цвета и формы
  • стимулирование речевых функций.

Практическое использование методики показало, что все это актуально не только для умственно отсталых, но и для обычных, совершенно здоровых детей. Именно поэтому идеями Сегена в дальнейшем заинтересовались многие педагоги, пропагандирующие развивающие методики, например, всем известная Мария Монтессори.

В настоящее время элементы методики Сегена активно используются педагогами, занимающимися ранним развитием детей, например, педагог, специалист по раннему развитию детей, автор развивающих игр, книг для детей и родителей Елена Алексеевна Данилова.

Данная методика заинтересовала и нас. Изучив ее теоретическую и методическую сторону, мы выделили следующие основные положения:

Методика Сегена подходит для занятий с детьми самого разного возраста — от года и до 7 лет. Единственное что меняется — это сложность досок и их содержание — от элементарных фигурок можно переходить к изучению цветов, цифр, букв, фигур.

Основной инструмент для занятий — это доска Сегена, представляющая собой деревянную доску с вырезанными окошечками различной формы и подходящие к ним вкладки. На работе с этой доской и основаны все занятия с детьми раннего возраста. Доски Сегена бывают совершенно разных видов. Самые простые — тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящих из одной детали. Это могут быть животные, игрушки, овощи, фрукты, транспорт и так далее. Некоторые из этих досок рассчитаны на изучение только форм — они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу. Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но и рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладках повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе. Еще один тип досок Сегена — это деревянные дощечки, на которых картинки собираются из нескольких частей, по типу пазла. Они несколько сложнее, так как ребенок должен не просто вставить предмет нужной формы в соответствующее отверстие, но и собрать его из нескольких деталей. Тематика и оформление этих досок также может быть различной. Самые сложные доски Сегена — геометрические, состоящие из нескольких деталей. Для того чтобы их собрать ребенок должен подключить не только логику, но и пространственное мышление. Естественно, подключаются понятия цвета, фигур, которыми ребенок уже должен владеть хотя бы на элементарном уровне. Современные варианты досок Сегена — это мишки, куклы и другие персонажи, которых можно наряжать в разную одежду и обувь.

Для изготовления доски Сегена могут использоваться различные материалы: дерево, пластмасса, мягкая плотная ткань (фетр).

Рекомендации по занятиям с досочками Сегена:

  1. Продемонстрировать ребенку новую красочную игрушку, дать ему пощупать контуры и углы деталей. Таким способом он сконцентрирует внимание и отметит для себя особенности доски.
  2. После демонстрации нужно взять игрушку и перевернуть ее так, чтобы все фигурки высыпались на стол.
  3. На следующем этапе нужно показать ребенку, что фигурки можно вставить обратно, сделав это самостоятельно, возможно с его помощью, и снова перевернуть доску, чтобы все они высыпались на стол.
  4. На следующем этапе ребенку можно предоставить свободу действий и дать возможность самостоятельно вставить фигурки в основу. Подсказывать при этом или помогать не нужно. Ведь тогда главная цель — научить анализировать и принимать решения, не будет достигнута.
  5. Начинать игры нужно с тематических ярких вкладок — с животными, фруктами, овощами, машинами. Они будут привлекательны и интересны для годовалого ребенка, и он непременно будет обращать на них внимание.
  6. Начиная с трехлетнего возраста, можно без длительных объяснений и утомительной теоретической части начинать знакомить ребенка с геометрическими фигурами. При этом важно отмечать их особенности и задавать малышу вопросы, на которые ему под силу ответить самостоятельно.
  7. В этом же возрасте ребенку под силу собирать фигурки из деревянных деталей, по типу пазлов. За правильно выполненное задание малыша непременно нужно хвалить. Не лишним будет обсудить — как ему удалось это сделать, и что изображено на собранной картинке.
  8. Во время работы с досками взрослому нужно наблюдать за тем, чтобы ребенок не вставлял детали по памяти. В этом случае его можно немножко обмануть, добавив лишние элементы.
  9. Во время занятий нельзя торопить ребенка или критиковать его неправильные решения. Он должен решать первые в своей жизни головоломки с удовольствием.

Еще один инструмент, который Эдуард Сеген активно использовал в своей методике — это тематический ящик. Он представляет собой деревянный куб, на одной из граней которого сделаны отверстия разной формы. В комплекте — подходящие под них фигурки, которые можно вставить [10].

Проведя элементарную аналогию, любой взрослый поймет, что подобные игрушки сегодня есть практически у каждого ребенка. Правда, выглядят они несколько иначе, но суть от этого совершенно не меняется — Эдуарду Сегену удалось разработать такие методические пособия, которые ненавязчиво вошли в нашу жизнь и интересуют любого ребенка.

Подводя итог, отметим, что методику Сегена можно успешно использовать в нашей педагогической практике по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Мы составили план работы по данному направлению и с привлечением родителей воспитанников намеренны его реализовать.

И в заключении подчеркнём следующее: правильно организованные взрослыми, педагогами, родителями, игры с дидактическим пособием «Досочки Сегена» могут превратиться в самые настоящие развивающие занятия и выступать как эффективное средство обогащения сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста.

Список информационных источников

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.М. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 365 с.
  2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988 – 143 с.
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
  4. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.
  5. Рубинштейн С. Я. Исследование распада навыков у психически больных позднего возраста. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965. – С.15.
  6. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
  7. Шамеева О. Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 118-120.

Электронные ресурсы:

8. https: //podrastu. ru/razvitie/sensorika/sensornoe-razvitie-detei. html

9. https: //www. babyblog. ru/community/post/rannee_razvitie/3073649

10. polonskaya-blog. ru›metodika-eduarda-segena/

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год