Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание образовательных маршрутов (Web-навигатор) как эффективный способ вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс
Педагогика
Автор: Вяткина Татьяна Анатольевна   
28.01.2024 21:53

Создание образовательных маршрутов (Web-навигатор) как эффективный способ вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процессСоздание образовательных маршрутов (Web-навигатор) как эффективный способ вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Вяткина Татьяна Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13» г. о. Самара

В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и ДОО заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка
  • открытость дошкольного учреждения для родителей
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей
  • уважение и доброжелательность друг к другу
  • дифференцированный подход к каждой семье
  • равная ответственность родителей и педагогов.

Согласно ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей
  • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Одной из главных задач по достижению этих целей является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Мы в своей деятельности используем создание образовательных маршрутов как эффективный способ совместного взаимодействия с родителями воспитанников, вовлечения их в образовательный процесс.

Всем известно, что родители чаще всего использует сети Интернет для работы и досуга. У них нет опыта использования сети Интернета для решения образовательных задач, нет понимания методических возможностей использования Интернета для проектирования и организации деятельности детей, расширения их кругозора, повышения культурного уровня, для приобретения новых знаний и навыков самообразования. Поэтому родителям необходимо научиться продуктивным способам взаимодействия с детьми в Интернете.

И в этом им может помочь образовательный маршрут (Web-навигатор) – это авторский оформленный раздаточный материал для родителей, создаваемый педагогами ДОО, содержащий кратко аннотированные ссылки на полезные интернет-ресурсы/программы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми.

Целью педагогического образовательного маршрута является повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений.

Чтобы использовать в своей работе образовательный маршрут, мы провели анкетирование с родителями с целью выявления информационной компетентности. Результаты анкетирования показали, что не все родители имеют необходимую базу для продолжения совместной работы. Далее мы предложили родителям памятки «Что такое образовательный маршрут?», буклеты, а также провели индивидуальные консультации и мастер – классы «Как пользоваться ссылками?», «Как работать по образовательному маршруту?» и т.д.

При разработке образовательных маршрутов мы следуем определенным принципам:

  • качество рекомендуемых ресурсов (содержательная ценность, соответствие возрастным особенностям целевой аудитории, отсутствие рекламы и т.п.)
  • наличие цели, планируемых результатов и, по возможности, инструментов их оценивания (родители должны четко видеть цель, должна быть понятна ключевая идея предлагаемых способов организации совместной продуктивной деятельности в сети Интернет)
  • наличие единой сюжетной линии (нельзя ограничиваться только перечислением «полезных ссылок»)
  • маршрут может быть творческого, познавательного, исследовательского характера, воспитательной (морально-нравственной, патриотической) направленности
  • рекомендации для родителей должны быть написаны простым доступным языком
  • совместная деятельность родителей с детьми, в большей степени, должна быть направлена на мотивацию к познанию нового и расширению кругозора
  • соответствие дизайна основной идее маршрута.

Разработку и составление образовательного маршрута можно условно разделить на два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе в соответствии с выбранной темой мы формулируем цели образовательного маршрута и задачи, направленные на ее достижение, проходит поиск и анализ Интернет – ресурсов (содержательная ценность ресурса, соответствие возрастным особенностям, отсутствие рекламы и т.п.). Далее разрабатывается единая сюжетная линия, выбирается дизайн, стиль изложения, подбирается наглядный и текстовый материал инструктивного характера и составление методических рекомендаций, копируются и подписываются ссылки на сайты. Подготавливаются краткие аннотации к этапам маршрута: для каждого шага конкретизируется, как организовать деятельность и как осуществить рефлексию.

На основном этапе делается шаблон будущего маршрута, вносится подобранная информация в соответствии с целью и задачами:

  • Тема образовательного маршрута.
  • Введение (вступительное слово) для родителей, чему посвящен образовательный маршрут (решение воспитательно-образовательных задач, праздники, темы недели и т.п.).
  • Краткий текст для совместного чтения и обсуждения по теме с детьми (беседы, презентации, видео, познавательные фильмы и т.д.).
  • Вопросы к детям.
  • Стихи, загадки, песни, музыкальные и физкультурные паузы.
  • Игры познавательные, дидактические, словесные, пальчиковые и т.д.
  • Онлайн — викторины, пазлы, интерактивные игры, игротеки…
  • Список художественной и познавательной литературы для чтения.
  • Занимательные опыты и эксперименты.
  • Мастер – классы для творческой и продуктивной деятельности родителей с детьми (рисование, лепка, аппликация, поделки …).
  • Обобщение маршрута, заключительное слово для родителей.
  • Реализация маршрута: Публикация маршрута в сети Интернет (на сайте ОО, сайте группы, либо в личном блоге).

Внедряя эту новую технологию в образовательную деятельность дошкольников, педагоги повышают уровень образовательной компетентности родителей. Родители становятся равноправными участниками образовательных отношений и берут на себя роль педагога и наставников. Таким образом, образовательный маршрут является актуальной формой взаимодействия с родителями дошкольников и может быть применен в любом дошкольном учреждении.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год