Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ТРАДИЦИЯХ СЕМЬИ – В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (НА МАТЕРИАЛЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)
Педагогика
Автор: Тарчуткина Елена Геннадьевна   
09.01.2024 18:58

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ТРАДИЦИЯХ СЕМЬИ – В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (НА МАТЕРИАЛЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ТРАДИЦИЯХ СЕМЬИ – В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (НА МАТЕРИАЛЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)

В настоящее время во многих дошкольных организациях важной выступает задача всестороннего воспитания дошкольников. Идеальное воспитание – это разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в образовательных учреждениях. Первой воспитательной средой в жизни ребенка, является семья. Тот или иной уровень развития ребёнка, зависит от того, как много труда, желания и любви вложено в него. Семья принимает на себя основной труд развития ребёнка, в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья, развития его физических качеств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, нравственных чувств, приобщение к национальной культуре.

 

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. Семья, является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Народный опыт семейной жизни – это целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством, традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Поэтому желание приобщать ребёнка к национальной культуре должно идти из семьи.

Какие же существуют методы и средства приобщения ребенка к культуре и обычаям своего народа в семье. Через устное народное творчество, обряды и традиции на Руси, природа России, декоративно-прикладное искусство, традиционная кухня.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

Именно в семье эффективнее всего приобщать ребенка к народным праздникам, обрядам, обычаям. Для русского человека очень важно его историческое наследие. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются как среди сельских жителей, так и среди горожан. К ним относятся и христианские, и языческие обряды, пришедшие в современную жизнь с древних веков. Христианство дало народу Пасху и Рождество, язычество сказывается в праздновании россиянами Ивана Купалы и Масленицы. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошли в современную жизнь. Рассказы родителей о праздновании этих праздников своими бабушками и дедушками вызывают у детей большой эмоциональный интерес. Дети с удовольствием принимают участие во всех этих и других праздниках. При подготовке к ним дети разучивают песни, стихи, изучают традиции русского народа.

Русская народная культура неразрывно связана с религией. За долгое время православная вера накрепко переплелась с русской культурой, став её неотъемлемой частью. Можно и нужно посетить вместе с ребенком церковь, где он прикоснется к народной культуре.

Русская культура в традициях семьи играет важную роль в воспитании детей, и это неизменно как в прошлом, так и в настоящем.

В условиях нашей дошкольной организации, на материале собственного педагогического опыта, показано, как русская культура проникает в жизнь детского сада и влияет на будущее детей. Одним из основных аспектов нашего педагогического подхода является интеграция традиций русской культуры в образовательный процесс. Мы стараемся создать атмосферу, где дети могут погрузиться в русскую культуру через игры, песни, танцы и рассказы. Мы устраиваем тематические недели, посвященные русским праздникам, таким как Масленица, День Победы и Новый год. В течение этих недель дети знакомятся с традициями празднования, изучают народные песни и танцы, создают поделки, связанные с русской культурой. Это помогает им развивать уважение и понимание к своим корням. Однако, русская культура в нашем детском саду не ограничивается только традиционными праздниками. Мы также вводим элементы русской культуры в повседневную жизнь детей. Например, мы учим их правильно говорить и писать на русском языке, знакомим с русскими сказками и литературой. Мы организовываем посещения музеев и выставок, чтобы дети могли увидеть и оценить русское искусство и историю. Это помогает им расширить свои знания и развить интерес к русской культуре. В будущем я надеюсь продолжать интегрировать русскую культуру в образовательный процесс в нашем детском саду. Мы считаем, что это важно для сохранения и продолжения русских традиций и ценностей.

Кроме того, русская культура может быть источником вдохновения и творчества для детей. Мы будем продолжать организовывать различные мероприятия, посвященные русской культуре, чтобы дети могли продолжать учиться и погружаться в нее.

Использование национальной избы в нашем детском саду также является весьма эффективным средством приобщения к русской культуре детей. В процессе знакомства с национальной избой, дети знакомятся с бытом русского народа, видят, какая жизнь была у их бабушек и дедушек, их предков. В нашем детском саду использование национальной избы не только приобщает детей к русской культуре, но и стимулирует их воображение и творческое мышление. В процессе знакомства с этой уникальной постройкой, дети погружаются в атмосферу русской деревни, где они могут узнать о традициях, обычаях и истории своей страны. Внутри национальной избы мы создали настоящий музей русской культуры. Здесь дети могут увидеть старинные предметы быта, такие как ляльки, самовары, народные костюмы и узнать о их назначении и использовании. Они могут познакомиться с традиционными игрушками и ремеслами, такими как роспись по дереву, вышивка и плетение из ивовых прутьев. Это помогает им понять, каким образом наши предки создавали уют и красоту в своих домах. Кроме того, в национальной избе проводятся мастер-классы, на которых дети могут научиться делать народные ремесла своими руками. Они могут попробовать свои силы в росписи матрешек или создании узоров на деревянных изделиях. Такие занятия развивают их мелкую моторику, творческое мышление и помогают им почувствовать себя частью русской культуры. Кроме того, национальная изба стала местом проведения различных праздников и тематических мероприятий. Например, мы организуем народные гуляния, где дети могут испытать на себе традиционные русские игры и развлечения. Они могут попрыгать через костер, потанцевать в кругу, испытать свою смекалку в играх на ловкость. Это создает атмосферу соприкосновения с народной культурой и помогает детям лучше понять и ценить свои национальные традиции. Кроме того, национальная изба стала местом, где дети могут проводить время со своими бабушками и дедушками, узнавать о их жизни и опыте. Мы организуем специальные дни, когда родители и близкие родственники могут прийти в детский сад и поделиться своими историями. Это укрепляет связь между поколениями и помогает детям осознать, что они являются частью большой истории своей страны. В итоге, использование национальной избы в нашем детском саду стало не только эффективным средством приобщения к русской культуре, но и важным элементом формирования идентичности и патриотизма у детей. Они узнают о своих корнях, ценностях и традициях, что помогает им лучше понять себя и свою родину.

В заключение, русская культура в традициях семьи остается важным аспектом воспитания детей в детском саду. Интеграция русских традиций и ценностей в образовательный процесс помогает детям развивать уважение к своим корням, расширять свои знания и развивать творческие способности. Мы, как педагоги, гордимся тем, что можем быть частью этого процесса и надеемся, что русская культура будет продолжать процветать в будущем.

Список использованных источников

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л. И. Божович. – Санкт – Петербург: Питер, 2018. – 400с. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст: непосредственный.

Божович, Л. И. Познавательная деятельность с учетом ФГОС: сборник статей / под ред. Л. И. Божович, Л. Г. Благонадежина. – Москва: Педагогика, 2018. – 382 с. – Текст: непосредственный.

Бойко, И. Н. Народные традиции в воспитании ребенка: трудности и риски / И. Н. Бойко. – Текст: непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – №1–8. – С. 75–79.

Рудкова, С. Г. Современные тенденции дошкольного образования / С. Г. Рудкова, Т. А. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2020. – № 2. – С. 23–28.

Саркисян, К. Р. Русская национальная культура / К. Р. Саркисян, О. П. Демиденко. – Текст: непосредственный // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2022. – № 1. – С. 296–297.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год