Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленности
Педагогика
Автор: Коптева Елена Владимировна   
29.10.2023 23:03

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленностиДополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленности

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Шкатулочка» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 3648-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Устав МБОУ «Детский сад № 47» Положение об организации кружковой деятельности в МБДОУ «Детский сад № 47»

Скачать прошрамму

Программа кружковой деятельности «Шкатулочка» реализует художественно-эстетическое направление, разработана для занятий с дошкольниками 5-7 лет во второй

половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

1. 1. Актуальность

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идѐт разностороннее развитие ребѐнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд,

создающий условия для вовлечения ребѐнка в собственное творчество, в процессе которого создаѐтся что-то красивое, необычное, на основе того, что есть, но такого, чего еще не было. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным и бросовым материалом, тканями, красками, пластилином, солѐным тестом позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. Продуктивная деятельность оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с нарушениями речи. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. В то же время воспитывается стремление добиваться положительного результата. Появляется понимание бережного обращения с игрушками, выполненными своими руками, желание не ломать и не портить поделки.

В процессе образовательной деятельности, часто бывает, недостаточно уделяется времени для развития прикладного детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Программа «Шкатулочка» нацелена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. Во время творческой деятельности у

детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление аппликаций, оригами, квиллинга, панно, коллективных работ способствует развитию личности ребѐнка с тяжѐлыми нарушениями речи: общительности, речевой активности, коммуникации, взаимопомощи, самостоятельности,

целеустремлѐнности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Данная программа позволяет создать условия для самореализации детей с ТНР, выявить и развить творческие способности, развивать любознательность, детскую фантазию, воображение, видение окружающего мира. Дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Работа в кружке не дублирует программный материал, а расширяет и углубляет сведения по работе с бумагой, картоном, пластилином, солѐным тестом, тканью, природным и бросовым материалом. Учитывается опыт детей и их возрастные особенности и специфика работы с детьми с ТНР. Важная роль отводится формированию культуры труда: планированию работы, распределению времени, содержанию в порядке своего места, экономному использованию материалов, соблюдению правил безопасности.

1. 2. Направленность программы: социально – гуманитарная, уровень программы – общекультурный, форма организации – модульная.

1. 3. Новизна Программы

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования от 25. 11. 2022 г. особое внимание уделено сфере трудового воспитания и разным видам ручного труда дошкольников. Дети с тяжѐлыми нарушениями речи, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для реализации творческого потенциала. Программа кружка «Шкатулочка» основана на личностно-ориентированном подходе, с учѐтом психологических особенностей каждого ребенка, направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Отличительной особенностью программы «Шкатулочка» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и проявление созидательного отношения к окружающему.

1. 4. Цель, задачи реализации Программы Цель программы — вовлечение детей в активную творческую деятельность посредством создания образов, поделок из различных материалов.

Задачи:

  • учить детей основным техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги, картона, пластилина, солѐного теста, ткани, ниток, природного и бросового материала;
  • развивать умения планировать ход различных поэтапных операций, моделировать разработанный предмет;
  • формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук; формировать сенсорные способности
  • воспитывать трудолюбие, сознательное и бережное отношение к результатам труда самостоятельность и аккуратность;
  • развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе
  • презентовать работы в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

1. 5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет.

1. 6. Сроки реализации Программы Продолжительность реализации программы 1 год.

1. 7. Формы, методы, приѐмы и режим занятий Форма организации образовательного процесса:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • коллективная

Виды занятий: теоретические, практические;

Режим занятий: Общая продолжительность обучения составляет 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут: 4 занятия в месяц. Допускается корректировка содержания и форм занятий.

Мониторинг проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Структура занятия:

  • Беседа на выбранную тему
  • Показ и обсуждение возможных вариантов работы
  • Практическая часть
  • Обсуждение готовых работ. Анализ.

Методы, как способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Формы организации совместной деятельности: наблюдение, игры, реализация проектов, мастерская, конкурсы, соревнования.

Методы и приѐмы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • словесные: беседа, рассказ, показ, иллюстрация, объяснение, игровые моменты, художественное слово, вопросы
  • репродуктивный (практическое совместное действие педагога с детьми)
  • частично–поисковый (поиск, решение поставленной задачи)
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа детей)
  • эвристический (творческие задания, придумывание собственных поделок).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

  • выставки творческих работ;
  • изготовление подарков к праздникам родным и друзьям;
  • участие в конкурсах.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
  • принцип комплексного развития (взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы);
  • личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту ребѐнка, к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребѐнка)
  • культуросообразность (приобщение ребѐнка к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности)
  • принцип свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации
  • принцип сознательного и ответственного усвоения образовательного материала

1. 8. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания Программы

  • ребѐнок знаком с названиями и назначением различных материалов (бумага, картон, ткань, пластилин) и ручных инструментов (ножницы, кисточка для клея, стека, игла, наперсток);
  • проявляет устойчивый интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • формирование практических навыков и приемов преобразования материалов; освоение навыков работы с ножницами, декоративными дыроколами, иголками, клеевыми материалами и т.п.;
  • соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными материалами и инструментами;
  • ребѐнок может правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • может планировать свои действия, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
  • проявляет конструктивные, познавательные, поисковые, творческие и художественные способности; проявляет интерес к результату и качеству поделки;
  • воспитание личностных качеств: дисциплинированности, ответственности, аккуратности, бережливости, смекалки, трудолюбия, самостоятельности,

целеустремленности, настойчивости;

  • ребѐнок знает и использует в речи простейшую терминологию по тематике предмета;
  • принимает участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративноприкладного творчества.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год