Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музейная педагогика в системе дошкольного образования
Педагогика
Автор: Павлючкова Надежда Алексеевна   
26.09.2023 05:13

Музейная педагогика в системе дошкольного образованияМузейная педагогика в системе дошкольного образования

Представляю Вашему вниманию педагогическую технологию – музейная педагогика, которая с успехом была реализована в дошкольном отделении ГКОУ СКОШИ 2, воспитателем старшей группы Павлючковой Надеждой Алексеевной на протяжении 2022-2023 учебного года.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания.

Основная цель музейной педагогики – приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Музейная педагогика помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

 

Посмотреть видео

Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу, пробуждать творческую активность.

В текущем учебном году 2022-2023 г воспитанники старшей группы активно принимали участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Путешествовали по музеям Москвы и с удовольствием выполняли задания. Побывав во Всероссийском музее декоративного искусства, дети старшей группы как будто совершили путешествие в сказку. Ребята смогли увидеть и рассмотреть предметы декоративно-прикладного творчества: Городец, Дымку, Хохлому, матрешек, богородскую игрушку.

Вдохновившись экскурсией, мы с ребятами решили создать свой мини-музей в группе под названием «Забавушка». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Цель мини-музея: создание условий для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным творчеством.

Задачи мини-музея.

Образовательные:

  • познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества;
  • научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Развивающие:

  • развивать творчество и фантазию, любознательность, наблюдательность и воображение;
  • развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;
  • обогащать словарь, составлять рассказы описания, сказки.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

В процессе работы дети стали активными участниками создания мини-музея. Совместно с родителями подбирали экспонаты и наполняли музей. А на занятии совершили волшебное путешествие на ковре-самолете в село «Дымково» и превратились в дымковских мастеров. Изготавливали и оформляли экспозиции своими руками. В творческой мастерской ребята лепили дымковских игрушек из пластилина — дымковских козликов, олешков, из глины — дымковских барышень, которых затем самостоятельно расписывали красками. Знакомились с городецкой росписью и расписывали деревянные доски купавками, ромашками и розанами. А с помощью техники пластилинографиисоздали декоративные хохломские тарелки.

Когда большинство экспонатов было собрано, дети выступили в роли настоящих экскурсоводов и провели экскурсию по своему мини-музею для воспитанников средней группы. Хозяева музея предстали перед малышами в красивых народных костюмах, были, как настоящие барышни и судари. Дети прочитали стихи и рассказали историю появления и отличительные особенности таких народных промыслов, как Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Хохлома. В конце экскурсии воспитанники поиграли в интересные дидактические игры по данной теме: «Наряди барышню», «Собери картинку», «Подбери узор».

Мини-музей – это интерактивная форма работы с детьми. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. В настоящих музеях трогать экспонаты нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно! Можно посещать каждый день, самим переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия способностей ребенка, его творческих возможностей. А музейная педагогика помогает реализовать задачи приобщения дошкольников к духовным ценностям и традициям русского народа. У детей формируется ценностное отношение к произведениям народного творчества, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик к объектам культурного наследия нашей страны.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год