Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образования
Педагогика
Автор: Перепёлкина Светлана Сергеевна   
03.09.2023 07:49

Уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образованияУровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности педагога дошкольного образования

Перепёлкина Светлана Сергеевна воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева»

Аннотация: в данной статье рассматриваются следующие критерии сформированности методической компетентности воспитателей дошкольного образования: осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающей среды, планирование образовательной работы, проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов, консультативная помощь родителям, коммуникативная культура.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, образовательная деятельность, учебно-методическая деятельность воспитателя, повышение квалификации, методическая компетентность.

 

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

Исходя из этого, перед методической службой дошкольного учреждения стоит задача помочь педагогам углубить различные аспекты профессиональной подготовки через систему непрерывного повышения квалификации в соответствии с нормативными документами.

Рассматривая повышение квалификации как непрерывный процесс личностно-профессионального становления, а, квалификацию как динамическую характеристику развития профессиональной компетентности следует остановиться на понятии «уровень квалификации», который может фиксировать актуальный уровень профессионального развития педагога и задавать ориентиры для организации целенаправленного процесса поэтапного развития методической компетентности воспитателей дошкольного образования в современных социокультурных условиях.

На основе исследований Е.Н. Ноздриной можно выделить в структуре методической компетентности воспитателей дошкольного образования в области познавательного развития три взаимосвязанных уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: для педагога учреждения дошкольного образования характерно стремление к познавательно-исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к креативному преобразованию собственного и чужого опыта на основе актуальных потребностей воспитанников. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, самовыражения, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

Средний уровень: для воспитателя учреждения дошкольного образования характерна позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к деятельности, владении программным материалом и методиками обучения в области познавательного развития, способность к объективному анализу имеющихся теории и практики. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных делах.

Низкий уровень: для педагога учреждения дошкольного образования характерно нежелание идти в ногу со временем, осваивать новшества, внедрять их в образовательный процесс. Основополагающей в данном случае является потребность в принадлежности. Педагогу важно ощущать себя частью коллектива, однако он не стремится быть его активным членом. Увереннее чувствует себя в деятельности, не требующей открытого проявления своего мнения. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое.

Современный педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание учебной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; коммуникативная культура педагога.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами УДО, умение строить общение, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета

Список источников

  1. Виноградова, Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебник для бакалавриата / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: ИНФРА, 2016. – 188 с.
  2. Дубцова, М.В. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации [Текст] / М.В. Дубцова. 2017. – № 7. – С. 12-18.
  3. Коротаева, Е. В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования [Текст]: Педагогическое образование в России / Е.В. Коротаева. – 2015. – № 4. – С. 38-44.
  4. Шерайзина, Р.М. Медник Е.А. Модель внутрифирменного обучения педагогических работников в общеобразовательной организации [Текст]: Человек и образование / Р.М Шерайзина, Е.А. Медник. – 2015. – №1 (42). – С. 22-26.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год