Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наставничество-эффективная форма работы с молодыми воспитателями
Педагогика
Автор: Ефименко Юлия Владимировна   
19.06.2023 15:39

Наставничество-эффективная форма работы с молодыми воспитателямиНаставничество-эффективная форма работы с молодыми воспитателями

Ю.В. Ефименко МАДОУ «Детский сад №280» (г. Барнаул)

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте. Никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».

С.А. Макаренко

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

 

В условиях обновления содержания образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. Зачастую в детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы.

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении появилась необходимость разработки модели наставничества, как комплексного сопровождения субъектов образовательных отношений. Таким образом, стартовал долгосрочный проект по наставничеству. Целью которого явилось: раскрытие значимости и возможностей использования наставничества педагогов для повышения квалификации и дальнейшего развития в своей будущей карьере, так и для самого МАДОУ, вырабатывая позитивное отношение к профессиональной деятельности у наставляемого. Основными задачами педагогического наставничества мы выделили:

  • привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в МАДОУ;
  • ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

  1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
  2. Контакт наставника и подшефного.
  3. Личный пример наставника.
  4. Доброжелательность и взаимное уважение.
  5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
  6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Для реализации данного проекта были выбраны следующие формы работы с наставляемыми: консультирование; мастер-классы; теоретические и практические семинары; круглые столы; диспуты; мозговые штурмы; диссеминации опыта; творческие и рабочие группы; конкурсы педагогического мастерства.

Общим для подшефной категории педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма. В большинстве случаев, неудовлетворенность молодых воспитателей своей работой полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя, психолога, педагогического коллектива.

Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников –актуальный вопрос нашего времени.

Говоря о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

Результатами введения системы наставничества в нашем учреждении явились:

  • система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;
  • копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
  • работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • необходимая помощь и поддержка начинающему педагогу на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Таким образом, использование системы наставничества в нашем МАДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

«Литература»:

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М. 2007.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.2004.
  3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004. 5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4, 5, 8-2007, №2, 3, 4-2004.
  4. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] https: //минобрнауки. рф
  6. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. — 78 с.
  7. https: //педпроект. рф/проект-учитель-будущего/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год