Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СКАЗКА — КАК РОЛЕВАЯ ИГРА.
Педагогика
Автор: Черныш Сергей Иванович   
27.02.2025 13:13

СКАЗКА — КАК РОЛЕВАЯ ИГРА.СКАЗКА — КАК РОЛЕВАЯ ИГРА.

Сказка — жанр фольклора или художественной литературы, эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.

С трёх лет (первый кризисный возраст), ребёнок (Р), моделирует своё понимание окружающего его мира. Аналог. Вам дали набор пазлов разных размеров. Всё внимание сосредоточено на том, чтобы для конкретной ячейки найти подходящий по форме пазл.

Задача довольно сложная, требующая сосредоточения внимания. Проходит время напряжённой работы, и все пазля легли в картину. В этот момент вы увидели само изображение, о котором понятия не имели. Совершенно не важно — нравится оно вам или нет.

 

Какими пазлами вы наполните мир малыша? Давайте рассмотрим подробнее. Не хочу характеризовать как народные, так и конкретных авторов сказок и былин, предлагаю посмотреть на это под несколько иным углом зрения.

Кто главный герой сказки, на которого следует равняться? Добрый, трудолюбивый, уважающий членов семьи или — «вольный ветер»? Допустим, вы бабушка и читаете сказку с фигурантами дед, бабка, старуха. А вы для малыша — кто?

«… Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведя, и подавно уйду! ”

Для вас, это просто сказка, для Р – форма правильного понимания происходящего. Каждая сказка, с мотивировкой поступков, с положительными характеристиками главного героя — это пазл в выстраивающейся картине мира. С трёх до четырёх лет идёт активное формирование личной позиции. Год, всего лишь год и Р поймёт, что ему надо, а что нет. Бессистемно покупали ему красивые книжки со сказками, включали мультфильмы, стараясь разнообразно развлечь. При этом не допускали мысль, что каждый мультик, сказка, игрушка — это кирпичик в каркасе здания.

Р четыре года, может, чуть старше. На основании предыдущего опыта, он уже понимает, что ему нравится, а что нет. Нравится — значит вписывается в систему понимания «хорошо — плохо» или не вписывается. Не может одновременно нравиться властная сильная Снежная Королева и Алёнушка. Другая сказка. Каша из топора. Хитрый, умный солдат — здоровый мужчина, идущий на побывку, — с одной стороны и старая, больная, одинокая бабушка — другой. Поступок солдата. Кто в этой сказке герой? Обратите внимание — не бабушка, а старуха. Концовка: «Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!». Какую модель поведения вы предлагаете Р? Кто положительный герой, которому надо подражать?

Именно на этой ниве взросли понятия — сильный криминал и глупый, слабый лох, простите за сленг.

Что такое деньги? Всё ли меряется деньгами? Если вы культивируете в сказках героя честного и богатого, живущую в довольстве его семью, то папа Р, в естественном сравнении — неудачник. Папа — не врач, несущий людям добро, устраняя страдания, а человек не способный заработать денег для процветания семьи, пусть и любимый человек. С вашим участием или без вашего участия, но понимание что хорошо, а что плохо, всё равно придёт. Если не расскажите, а предоставите сказку, рассказывающую что такое работа, почему родители ходят на работу. Что такое деньги и на что их тратят, безусловно через сказки в соответствии с возрастом, то ваше не желание купить самую красивую куклу будет восприниматься как жадность или «ты меня не любишь».

Детские психологи категорично утверждают, что педагогика — это наука обучения и воспитания детей логически мыслящих, а значит с семи лет. При преобладании ассоцативного, образного восприятия более уместна работа воспитателя — психолога. Одна из задач которого, косвенным путём, через игры и сказки, повлиять на моделирование мировоззрения.

Мотивировка порождает действие, а не наоборот. Сперва сказки, объясняющие, почему нужно уметь читать. Что было с теми героями сказок, кто не хотел учиться читать и писать. Не взрослые объяснения, а показ ситуации и варианты выхода из них. Почему нужно уметь считать? Косвенно подведите Р к потребности, чтобы он почувствал, что ему данное точно необходимо.

Сказка — это ситуация, в которой Р принимает живейшее участие. Выход из кризисной ситуации составляет образ, к которому необходимо стремиться. Таким образом вырабатывается алгоритм решения.

Это только кажется, что вы бессистемно покупаете сказки и даёте смотреть мультфильмы — рассматривайте подобное как набор неповторимых пазлов, только сложив их полностью, увидите картину, частью которой они являются.

Увы, но стереотипы взрослых уродливо приживаются в умах детей. «Ты должен постоять за себя» — другими словами, Р будет жить не в правовом государстве, в котором громадная армия полиции живёт на средства налогоплательщиков, а в обществе, в котором только физическая сила может помочь выжить.

Миру сказок соответствует мир игрушек. Сказки формируют модель, а игрушки её усиливают. Обилие сказок про войны – игрушки — солдаты, оружие и проч. Нет места для Мойдодыра или Айболита.

С какой моделью поведения Р приходит в класс? Он сам, или с другом — окружены врагами и недоброжелателями? Если Р физически развит, готов ли он воспринять поведение других с совершенно иной мотивировкой или будет физической силой наводить порядок? Вызывает учитель родителей и рассказывает об агрессивном поведении и других негативных проявлениях. А что могут родители, если девочка с пяти лет ходит на каратэ? Ей показалось, что её обидели и она адекватно отреагировала — что родители могут сказать? У Р плохо развили память, он учится списывать и физически доказывать своё превосходство — что могут кардинально поменять родители? Подобное — логический результат, итог жизнедеятельности в дошкольный период.

В настоящее время дошкольное развитие недооценено. Начальная школа рассматривается как старт, хотя таковым не является. Социализация, общее развитие — безусловно важные сектора, но подготовка к школе — не меннее важна.

Детский сад имеет совершенно иные цели, от слова совсем. Ни в одном детском саду не ведётся учёт успеваемости в начальной школе его выпускников. Задумайтесь над этим. В свою очередь, мы готовы предоставить любые консультации по этому вопросу. Наш проект в телеграм

https: //t. me/doshkonik

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год