Консультация для педагогов «Кейс – метод как педагогическая технология» |
Педагогика | |||
Автор: Панькина Олеся Юрьевна | |||
08.04.2025 18:35 | |||
Подготовила: старший воспитатель, первой квалификационной категории Панькина О.Ю. бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 161» Омск, 2025 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ в решении задач реализации ФГОС ДО. Задачи:
Оборудование: проектор, компьютерная презентация, цветные маркеры, ватманы, бланки с заданиями, ФГОС ДО.
Технологии: ИКТ, кейс-study, личностно – ориентированного образования, педагогика сотрудничества, проблемного обучения. Этапы
Здравствуйте! Уважаемые коллеги! Сегодня состоится семинар — практикум «Использование кейс-метода в решении задач ФГОС ДО (на примере образовательной области Познавательное развитие), в рамках которого я вас познакомлю с кейс – методом. Предложу вам кейсы, в процессе решения которых, вы сможете получить опыт в вопросах реализации ФГОС ДО, на примере, образовательной области познавательное развитие. Но для поднятия настроения поиграем в игру, котораая называется «Здравствуй сосед, с тебя улыбка плюс комплимент». Каждый участник поворачивается к своему «соседу» и говорит ему комплимент. 2. Ключевые моменты содержания ФГОС ДО (слайд 1). -Давайте вспомним содержание образовательной области «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (слайд 2). -В каких видах деятельности может реализовываться содержание образовательных областей, согласно ФГОС ДО? Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка (слайд 3). -А в каких формах, согласно ФГОС ДО, необходимо реализовывать содержание образовательной программы? Согласно, ФГОС ДО, реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка (слайд 4). 3. Характеристика технологии кейс-study. Для того чтобы грамотно организовать образовательный процесс в ДОО, в современных условиях педагогическому коллективу необходимо применять современные педагогические технологии. Метод case study (разбор конкретных ситуаций) является одним из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий, нацеленных на решение задач ФГОС (слайд 5). Кейс-технологии (Сase study) — технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений. Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Кейс (Case-studiеs) – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы (слайд 6). Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения. Особенно удачным данный метод является в обучении взрослых, дистанционном обучении, обучении экономике и менеджменту, а также в разработке материалов для самостоятельного изучения тем школьниками с последующей проработкой вопросов на семинаре или отчетном занятии, в развитии собственного креативного мышления. Метод Case-Study способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (слайд 7-8). Метод развивает следующие навыки:
Сейчас я вам раздам ватманы, цветные маркеры и педагогические задачи, которые содержат модель педагогической ситуации. Вам необходимо будет внимательно ознакомиться с содержанием задачи и ответить на вопросы в конце текста с помощью рисунков на ватмане. Сейчас вы разделитесь на три группы. Время на выполнение задания 20-30 минут. Как только команды будут готовы, мы начнем слушать их решения педагогических задач (слайд 10 -12). 5. Выступление педагогов по материалам кейса 6. Рефлексия Технология «Рефлексивный круг» (слайд 13) Все участники педагогического взаимодействия становятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии:
Затем все участники педагогического взаимодействия поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг. 7. Итог Игра «Аплодисменты по кругу» Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу. Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники. Литература
|